На главную Лекции и практикум по психологии Конференции и доклады по психологии Специфика родительского отношения в семьях с детьми с аутизмом
Специфика родительского отношения в семьях с детьми с аутизмом
Лекции и практикум по психологии - Конференции и доклады по психологии

Бакаева Ирина Александровна, Калашникова Юлия Валерьевна
Южный федеральный университет, Ростов-на-Дону

В современной науке признается, что в семье происходит первичная социализация человека. В процессе социализации индивид присваивает нормы, ценности, знания, учится взаимодействовать и полноценно функционировать в обществе, осваивая социальные роли и культурные нормы.

Социализация индивида длится на протяжении всей жизни человека, начиная с самого рождения. Психологи выявили, что особенности психофизического развития детей с нарушениями негативно влияют на адаптацию и усложняют их социализацию. Социализация таких детей имеет зависимость от того насколько благополучно построены детскородительские отношения.
Благополучные отношения в семье, где удовлетворяются все потребности, отношения, которые соответствуют возможностям ребенка, формируют готовность и способность к относительно самостоятельной жизни, и снижают возможность дезадаптации в дальнейшем.
Рождение ребенка с нарушением в развитии оказывает сильнейший стресс, в котором длительное время пребывает семья ребенка. Такое положение отрицательно влияет на семейную атмосферу, иногда накаляя ее до предела.
Не все семьи оказываются способны принять факт появления на свет ребенка с нарушением в развитии, помогать ему решать проблемы возникающие в процессе воспитания. Это негативно сказывается на отношении к ребенку. В семье не сразу и не всеми достигается правильное восприятие проблем воспитания, принятия больного ребенка. Некоторые родители очень тяжело переносят стресс, другие находят в себе силы и приспосабливаются к проблеме. На этом основании можно сделать вывод, что при сходных вариантах «фрустрационной нагрузки» реактивные способности и адаптационные возможности у разных родителей проявляются различно /2/. Длительное эмоциональное напряжение, испытуемое в связи с тем, что в семье растет ребенок с ограниченными возможностями здоровья, в основном не находит положительного разрешения, а напряжение, ощущение горя, депрессии со временем переходят в эмоциональный паттерн родителей больного ребенка, происходит усиление индивидуально-психологических особенностей вплоть до уровня акцентуаций и психопатий. С течением времени патохарактерологические черты становятся постоянной составляющей личности, искажают систему восприятия матерью своих чувств, отношений с окружающими людьми и в первую очередь влияют на отношение матери к больному ребенку.
Одним из авторов изучающих данную тематику родительского отношения является А.Я. Варга, она предполагает, что «родительское отношение - это система разнообразных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера личности ребенка, его поступков». [1] К ним она относит типы принятие-отвержение, кооперация, симбиоз, авторитарная гиперсоциализация и инфантилизация.
Е.О. Смирнова, отмечает тот факт, что отношения родителей к своему ребенку противоречивы и двойственны, эти отношения проявляются в любви, безусловном принятии с одной стороны, а с другой оценивание ребенка, направленное на формирование общественных способов поведения и социальную адаптацию. На основании этого можно сделать вывод о том, что родительское отношение содержит внутренний конфликт, который заключается в максимальной напряженности и выраженности этих моментов.
Детско-родительские отношения оказывают влияние на психическое развитие ребенка, его социальную адаптацию, личностное становление, а так же доказано значительное влияние на личность ребенка эмоционально-психологического климата в семье, численность, порядок рождения ребенка, структура семьи, культурно-образовательный уровень родителей, их психологическая зрелость и уровень педагогической культуры. Самыми важными, оказывающими значительное влияние на становление личности ребенка признают внутрисемейные отношения и особенности родительского отношения к ребенку, которое выражается в воспитательных стратегиях, применяемых родителями.
Эйдемилер Э.Г. выделил типы отношений родителей к ребенку. Тип излишней вовлеченности характеризуется, как чрезмерное проявление любви, заботы, опеки, вмешательство в жизнь ребенка, а порой и во внутренний мир. Такое поведение инфантилизирует ребенка, он вырастает несамостоятельным и зависимым от родителей В дальнейшем, например при поступлении в школу ребенок встретится со сложностями в волевой и эмоциональных сферах.
Противоположный тип родительского отношения, характеризуется пренебрежительным отношением к ребенку, непринятием его собственного мнения, либо вовсе отсутствием заинтересованности и внимания к жизни ребенка, так характеризуется тип излишней отстраненности родителя, такое отношение в последствии оказывает негативное влияние на развитие личности ребенка. Строгий контроль либо безразличное отношение родителей, способности ребенка не поощряются либо критикуются. Опыт который получает ребенок во взаимоотношениях со старшими близкими, закрепляется эмоционально. В итоге - низкая самооценка и самоуничтожение личности ребёнка. И как следствие такого типа семейных отношений - крайнее неуважение к личности другого человека.
Третий тип отношений родителя к ребенку наиболее оптимален, он характеризуется налаженным, открытым контактом между родителями и детьми, вследствие чего у ребенка возникает доверие к своим родителям. При данном типе взаимоотношений потенциальные возможности ребенка раскрываются, развиваются его положительные качества, а отрицательные приобретают допустимые социальные формы или преодолеваются вовсе. В данном типе детско-родительских отношений цель общения это полное раскрытие и принятие личности родителя и ребенка, вследствие чего происходит улучшение индивидуальных качеств, как ребенка, так и родителя, также при таком типе взаимоотношений процесс воспитания проходит намного легче для родителя /4/.
Семьи, в которых рождается ребенок с нарушением в развитии, испытывают определенные трудности. Родители в такой ситуации находятся в длительном эмоциональном напряжении, что вызывает стресс, искажение личностных качеств возможно в сторону акцентуации характера. Многие функции, выполняемые семьей с нормативным ребенком, отличаются от функций семьи ребенка с нарушением в развитии. Значительная часть функций не реализуется или реализуется не в полной мере. Родители «особых детей» не всегда адекватно оценивают возможности своего ребенка и не всегда правильно могут подобрать воспитательные стратегии. На стиль воспитания оказывает значительное влияние отношение родителей к ребенку, что может иметь искаженный характер в связи с сильным эмоциональным напряжением родителей. Дети в свою очередь испытывают недостаток общения и эмоционального контакта с родителями. Это может проявлять на повышенный уровень агрессии и тревожности.
Цель эмпирического исследования была изучить особенности родительского отношения в семьях, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья (на примере семей, имеющих детей с ранним детским аутизмом).
Объектом выступили семьи детей с ограниченными возможностями здоровья.
Предметом родительская позиция по отношению к ребенку с ограниченными возможностями здоровья.


Гипотезы:

  1. Тип отношения и родительская позиция по отношению к ребенку с аутизмом связан с психологическим типом родителя.
  2. Родительское отношение к детям с нормативным развитием отличается от родительского отношения к детям с ОВЗ.

Психодиагностический инструментарий исследования составили методики:

  1. Анкета "Психологический тип родителя" (Ткачева В.В).
  2. Тест-опросник родительского отношения (ОРО) (А.Я. Варга, В.В. Столин).
  3. Методика изучения родительских установок (PARI) (Шефер Е.С., Белл Р.К. в адаптации Нещерет Т.В.)

Методы статистического анализа данных: U-критерий Манна-Уитни; коэффициент корреляции Спирмена.
Исследование проводилось на базе центра помощи семьям детей с ограниченными возможностями здоровья «Содействие», а так МАОУ школа № 96 «Эврика-развитие», где изучались семьи детей с нормативным уровнем развития. В исследовании приняли участие родители детей с аутизмом и родители нормативных детей. Всего выборка составила 42 испытуемых.
По результатам проведенного исследования было выявлено, что преобладающим психологическим типом родителей, воспитывающих ребенка с нарушением в развитии является авторитарный тип родителя. Для такого родителя, воспитывающего ребенка с нарушением в развитии характерны следующие особенности: активная жизненная позиция, стремление руководствоваться своими собственными убеждениями вопреки уговорам со стороны (советам родственников или специалистов). Позиция родителей авторитарного типа характеризуется феноменом вытеснения негативных переживаний, связанных с проблемами ребенка. Это значительно оптимизирует их состояние.
Исследовании мы выявили также, что родительское отношение в семьях, имеющих детей с аутизмом различается с отношением в семьях с детьми с нормативным развитием в сниженном принятии /отвержении ребенка, низких показателях кооперации, сниженном симбиозе с детьми, при этом более высокими показателями контроля и отношения к неудачам ребенка.
Корреляционный анализ позволил выявить, что авторитарный психологический тип родителей связан с такими родительскими установками, как раздражительность, излишняя строгость, жесткий контроль.


Выводы: В семьях, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья преобладает авторитарный тип родителя. При этом имеется связь авторитарного типа родителя с таким проявлениями родительского отношения как раздражительность, излишняя строгость, жесткий контроль.
Родительское отношение в семьях, имеющих детей с аутизмом, различается с родительским отношением в семьях с детьми с нормативным развитием в сниженном принятии /отвержении ребенка, низких показателях кооперации, сниженном параметре «симбиоз с детьми», при этом более высокими показателями контроля и отношения к неудачам ребенка.
Практика показывает, насколько велика роль семьи в коррекции нарушений развития. В то же время, многие родители не могут понять причины недовольства собственными детьми, не способны самостоятельно решить возникающие проблемы в детско-родительских отношениях. Существующие программы психолого-педагогическое сопровождение детей с нарушениями в развитии обычно не предполагает участия в них родителей ребенка-инвалида. Результаты исследований показывают, что коррекционная работа с родителями, направленная на формирование родительской компетентности в воспитании и развитии детей с нарушениями эмоционально-волевого развития, будут способствовать лучшему пониманию своих детей, их особенностей, принятию своего ребенка с нарушением в развитии положительной динамики их отношений с ребенком, что в свою очередь будет способствовать развитию детей, коррекции нарушений развития.

Литература:

  1. Варга А.Я. Структура и типы родительских отношений. М., 2009.
  2. Николаева В.В. Особенности личности при пограничных расстройствах и соматических заболеваниях. М.: 1995. 359 с.
  3. Психология семьи и больной ребёнок.: учебное пособие, хрестоматия. СПб., 2017.
  4. Эйдемиллер Э.Г, Юстицкий В.В. Психотерапия семьи. СПб., 2014.

Источник: Личность в культуре и образовании: психологическое сопровождение, развитие, социализация: материалы VI Всероссийской научно-практической конференции (11-13 декабря 2018 года) / Южный федеральный университет; под общ. ред. А.В. Черной. - Ростов-на-Дону; Таганрог: Изд-во Foundation, 2018. - 526 с.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.