Акопян Юрий Каренович бакалавр, студент ФГБОУ ВО «Донской государственный технический университет» г. Ростов-на-Дону, Ростовская область Ключевые слова: психологическое состояние ученика, психика, учащийся, психологически безопасная среда обучения, образовательный процесс, стиль преподавания, роль преподавателя, методы преподавания.
В современном мире учиться стало намного сложнее с точки зрения взаимодействия педагога с учениками, или учеников с учениками. Мир настолько изменился, что при общении, зачастую, почти каждый третий чувствует тревогу и дискомфорт.
Многие говорят, что подросткам не о чем беспокоятся, у них нет проблем, однако это не так. Как показывает практика, часто встречаются подростки, которые переживают тревогу и страдания на постоянной основе.
Поводом для беспокойства могут являться различные факторы, как, например, проблемы общения со сверстниками, проблемы в семье (в том числе и домашнее насилие) и, конечно же, психологический климат в образовательном учреждении.
Неблагоприятный климат в образовательном учреждении мешает ученику сосредоточиться на изучении дисциплин, что может привести его к отрицательным результатам по контролю освоенного теоретического материала.
Понятие «психологический климат» можно раскрыть с разны точек зрения: 1. Психологический климат - это психологические механизмы взаимодействия между персоналом, их межличностные отношения, совместная деятельность в одном стиле рабочего процесса. 2. Психологический климат отражает характер взаимоотношений между людьми, уровень управления, преобладающий тон общественного настроения, условия и особенности отдыха и труда в данном коллективе. 3. Психологическую сторону коллектива, а именно - эмоции, воля, интеллект, сообщающиеся внутри атмосферы коллектива и как социальнопсихологическую сторону группы - атмосфера коллектива сохраняет единство общих взглядов и интересов, работает, сообщая друг с другом сотрудников. 4. Психологический климат - «атмосфера определенной группы, в которой развивается стабилизация эмоционального настроения и мыслительного процесса, от которых зависит степень активности в достижении общей цели.
Изучая различные трактовки данного понятия, можно утверждать, что создание психологически здорового климата в образовательном учреждении необходимо. Комфортная среда способствует хорошей усваиваемости учебного материала и тем самым повышению уровня подготовки учащихся. У каждого учителя есть свой подход к преподаванию. Каждый метод преподавания может быть рациональным или не рациональным. Однако каждый педагог имеет свой взгляд и стиль донесения информации.
Существуют различные известные подходы в преподавании, которые могут иметь хороший или неудовлетворительный результат: 1. Авторитарный стиль (взаимодействие происходит от учителя к ученикам, где происходит в большей степени монолог педагога -лекции; при этом стиле у ученика не будет своего творческого подхода, самостоятельности; будет лишь тревога и страх перед учителем, что будет мешать образовательному процессу). 2. Демократический стиль (вектор взаимоотношений направлен как от учителя к ученикам, так и обратно; в данном стиле преобладает форма общения диалог; поощряется креатив, раскрепощенность, при которых ученик будет чувствовать себя комфортно). 3. Либеральный стиль (взаимодействие направляется от учеников к учителю; учитель обладает минимальным авторитетом из-за своей нерешительности в преподавании; это порождает неуважение преподавателя и постоянные прогулы). 4. Конфликтный стиль (учитель вступает в конфликт с учениками или администрацией школы, другими педагогами; такого учителя не принимают в коллективе, после чего он терпит выгорание на работе; такой педагог не сможет правильно организовать процесс преподавания и благоприятный климат в школе). 5. Манипулятивный стиль (педагог прибегает к использованию каких- либо манипуляций против ученика, после чего учащийся воспримет учителя, как врага, и не будет усваивать материал в такой обстановке).
Таким образом, мы выяснили, что психологический климат в образовательном учреждении непосредственно влияет на состояние учеников и их успеваемость. Одним из факторов, создающих климат в школе, является стиль педагогической деятельности. Выяснив, какие стили существуют, и проанализировав каждый из них, можно утверждать, что самый продуктивный - демократический стиль. Он принесет не только благоприятную среду для обучения, но и обеспечит максимальную осваиваемость материала. В данном случае учитель дает возможность учащимся чувствовать себя комфортно, не теряя при этом авторитета.
Список литературы 1. Кузьмин Е.С. Руководитель и коллектив / Е.С. Кузьмин. - Л., 1974. 2. Ломов Б.Ф. Правовые и социально-психологические аспекты управления / Б.Ф. Ломов, В.В. Лаптев, ВМ. Шепель [и др.]. - 1972. 3. Платонов К.К. Развитие системы понятий теории психологического климата в советской психологии / К.К. Платонов, В.Г. Казаков // Социально-психологический климат коллектива / под ред. Е.В. Шороховой и О.И. Зотовой. - М., 1979. 4. Шакуров Р.С. Социально-психологические основы управления: руководитель и коллектив / Р.С. Шакуров. - М.: Просвещение, 1990. 5. Шепель В.М. Управленческая психология / В.М. Шепель. - М., 1986. - С. 248. Источник: Психологически безопасная образовательная среда: проблемы проектирования и перспективы развития : сборник материалов IV Междунар. науч.-практ. конф. / гл. науч. ред. И. Л. Федотенко, С.В. Пазухина; Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого (Тула, 12 октября 2022 г.). - Чебоксары: ИД «Среда», 2022. - 416 с.
|