На главную Лекции и практикум по психологии Конференции и доклады по психологии Проблемы киберкоммуникативной зависимости у подростков
Проблемы киберкоммуникативной зависимости у подростков
Лекции и практикум по психологии - Конференции и доклады по психологии

Черная А.В., Погорелова Е.И. (Ростов-на-Дону)

Одна из особенностей нашего времени - освоение подростками киберпространства. Интернет, как социальная среда предоставляет возможность молодым людям опосредованно взаимодействовать со сверстниками, осваивая социальные нормы и ролевые требования, существующие в виртуальных сетевых сообществах и в социальной общности киберпространства в целом. Расширяется сфера социализации подростков, что позволяет ознакомиться с различными социальными средами и способствует более полноценному развитию личностных качеств.


В свое время Л.С. Выготский взаимодействие ребенка со средой рассматривал как специфическое, своеобразное для конкретного возраста и неповторимое. Он выдвинул идею о сензитивных периодах в развитии всякого человека и отмечал, что каждый возрастной период сензитивен к развитию определенных психических качеств, а также к определенному типу воздействия и называл эту «связку» социальной ситуацией развития. Основу социальной ситуации развития составляют переживания ребенка [5].
Переживаниям Л.С. Выготский придает существенное значение, именно через переживания ребенок познает мир и развивается. При этом, позитивные переживания способствуют развитию психологически здоровой и гармоничной личности, в то время как негативные переживания не способствуют развитию личности в среде, где они возникают. Подросток вследствие своей мобильности ищет новые ситуации, где его переживания окрашены положительными эмоциями.
Говоря о подростковом и юношеском возрасте, необходимо отметить, что активность в этом возрасте приобретает социальную направленность. В контакте со сверстниками происходит значительная часть социального обучения, формование моделей эффективных стилей мышления и поведения, в том числе общение осуществляется и в киберпространстве.
Однако, проблема психологической безопасности подростков в киберпространстве в настоящее время недостаточно изучена и остается актуальной, поскольку интернет как социальная среда обладает специфическим языком взаимодействия, специфическими нормами взаимодействия и способствует избирательной трансляции социальных стандартов.
Акторами социализации в сети Интернет являются не люди, а виртуальные образы, созданные реальными людьми. Многочисленные исследования в этой области [К. Янг, Д. Гринфилд, К. Сурратт, Е. Войскунский, И. В. Чудова и др] показали, что доминирующее использование киберпространства как социальной среды приводит к деформированному развитию эмоционального компонента общения у подростков. Снижается способность улавливать эмоциональные состояния партнера, снижается активность защитных механизмов личности, происходит снижение социальных мотивов, способствующих ориентации на внешнюю оценку и социальные нормы. Вследствие этого в общении преобладающими становятся личностно-интимные факторы. Перестраивается сфера восприятия и мышления. Возникает опасность появления киберкоммуникативной зависимости.
Е. Войсконский, анализируя проблемы киберкоммуникативной зависимости, отмечает, что выбор подростка, имеющего трудности в реальной жизни, «состоит в отторжении многого из того, что традиционно относится к социальной сфере … интересы перемещаются в ту область, которая дается легче и приводит к прогнозируемым позитивным результатам» [3].
Таким образом, у этого подростка нет выбора, какой мир осваивать, реальный - либо виртуальный? Социальная ситуация развития направляет его в более безопасное для него пространство виртуального мира. Если при этом Интернет становится доминирующей средой удовлетворения позитивных потребностей для подростка, эта среда станет базой для развития аддиктивного поведения. Это будет проявляться в непреодолимом желании пользоваться Интернетом, что будет выражаться в поглощенности деятельностью, «в такие моменты сознание наполнено переживаниями, которые находятся в гармонии друг с другом» [9, с. 38].
Область субъективного опыта человека - феномен поглощенности деятельностью (М. Чиксентмихайи, Х. Хекхаузен) относится к внутренней мотивации субъекта и характеризуется погруженностью в деятельность, наслаждением от деятельности. Чиксентмихайи назвал этот феномен опытом потока и отмечал, что «в состоянии потока ситуация переживается субъектом как проблематичная, бросающая ему определенный вызов и, в тоже время, как разрешимая, поскольку он знает, что располагает определенными силами и умениями» [6, с. 251].
В настоящее время все больше внимания уделяется исследованиям, направленным на изучение опыта «потока» в деятельности, опосредованной интернетом, (А.Е. Войскунский, О.Е. Смыслова, Ю.Б. Дормашев, Ш.Л. Ван, А.Г. Макалатия, А.А. Аветисова, Дж. Репман, М. Массимини, Д.Хоффман, К.Мак-Кенн, Т. Новак, М. Чиксентмихайи и др.).

Организация и методы исследования

Целью нашей работы явилось изучение опыта потока как внутренней мотивации у подростков, склонных к интернет-зависимости. Работа осуществлялась совместно с магистранткой 1 года обучения Ю.А. Василенко в рамках нашего научного направления [2, 8]. Объектом исследования выступили 120 подростков в возрасте 14-16 лет. Предметом исследования явилось выявление и изучение различий в структуре взаимосвязей между компонентами опыта потока у подростков с различным уровнем интернет-зависимости.
В качестве гипотезы исследования мы выдвинули идею о том, что элементы потока и их структурные взаимосвязи у подростков, склонных к интернет-аддикции, более согласованы как опыт потока.
В качестве диагностического инструментария в соответствии с целями были подобраны следующие методики: 1) «Шкала интернет-зависимости Чена», адаптированная К.А. Феклисовой. 2) Опросник «Киберкоммуникативная зависимость» А.В. Тончевой. 3) Для выявления опыта потока подростками мы использовали опросник, состоящий из 11 вопросов, направленных на установление силы переживания того или иного элемента потока (адаптация опросника М.В. Чиксентмихайи). Для подтверждения результатов исследования был использован статистический критерий U Манна-Уитни, а также факторный анализ.

Анализ результатов исследования


На первом этапе исследования подростки были распределены на три группы по уровню их склонности к возникновению интернет-зависимого поведения. В группу с низким уровнем интернет-зависимого поведения вошли 56% подростков, в группу со средним уровнем интернет-зависимого поведения вошли 37% подростков, и в группу с высоким уровнем интернет-зависимого поведения вошли 7% подростков. Учитывая незначительную выборку подростков, имеющих высокий уровень интернет-зависимого поведения, мы объединили две группы испытуемых – со средним уровнем и высоким уровнем интернет- зависимого поведения.
На втором этапе исследования мы осуществили факторный анализ по элементам опыта потока по каждой группе. В результате в группе испытуемых с низким уровнем интернет-зависимого поведения по F1 выявлены значимые взаимосвязанные переменные
«сосредоточенность во время взаимодействия в социальных сетях» (r= -0,74); «я чувствую себя владеющим ситуацией» (r= -0,70); «чувство поддержки и ощущения успешности своих действий от других» (r= -0,86). По F2 выявлена значимая переменная «время движется быстрее» (r= -0,77). В группе испытуемых со средним уровнем интернет-зависимого поведения по F2 выявлены значимые взаимосвязанные переменные «в процессе общения в сетях не испытываю скуку» (r=0,74); «сосредоточенность во время взаимодействия в социальных сетях» (r=0,56); «получаю удовольствие от деятельности в социальных сетях» (r=0, 60).
Таким образом, мы установили, что группа подростков, предрасположенных к интернет-зависимому поведению, имеет более согласованные структурные взаимосвязи элементов потока, которые проявляются в сосредоточенности на деятельности в социальных сетях, в получении удовольствия от деятельности, а также проявляются в интересе и возбуждении от работы в Интернете. В то время, как подростки с низким уровнем интернет- зависимого поведения не проявляют большого интереса к деятельности в социальных сетях.

Литература
1. Ван Ш.Л., Войскунский А.Е., Митина О.В. Связь опыта потока с психологической зависимостью от компьютерных игр. // Психология. Журнал Высшей школы экономики, 2011, Т.8, с.73-101.
2. Василенко Ю.А. Опыт потока у подростков, склонных к интернет-зависимости
// Материалы Международного молодежного научного форума «ЛОМОНОСОВ-2014» / Отв. ред. А.И. Андреев, Е.А. Антипов, М.В. Чистякова.- [Электронный ресурс]. - М.: МАКС Пресс, 2014.
3. Войскунский А. Е. Актуальные проблемы зависимости от интернета // Психологический журнал, №1, 2004.
4. Войскунский А.Е. Исследование интернета в психологии // Интернет и российское общество/ Под ред. И. Семенова. – М.: Гендальф, 2002, с. 235-250.
5. Выготский Л.С. Психология развития человека. - М.,: Эксмо. 2005.
6. Дормашев Ю.Б. Романов В.Я. Психология внимания. – М.: Тривола, 1995.
7. Мотивация и деятельность / X. Хекхаузен. - 2-е изд. - СПб.: Питер; М.: Смысл, 2003.
8. Черная А. В., Погорелова Е. И. Психологические особенности взаимодействия в интернет-среде в подростковом возрасте // Педагогическое образование в России - 2013. № 4. – С. 113-119.
9. Чиксентмихайи М. Поток: Психология оптимального переживания. – М.: Альпина Нон-фикшн, 2013.
10. Griffiths M. Internet addiction: does it really exist? // Psychology and the Internet: Intrapersonal, interpersonal, and transpersonal implications / J. Gackenbach. San Diego, CA, Academic Press. 1998. P. 61-75.
Источник: Психология общения и доверия: теория и практика: Сборник материалов Международной конференции УРАО, ПИ РАО, МГУ.- 6-7 ноября 2014г./ Под ред. Т.П. Скрипкиной. -М.: Университет РАО, 2014.- 777 с.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.