Баранова В.А., Кукаркина А.В. (Москва)
Проблемы доверия к информации являются актуальными для интернет-общения. С недавнего времени способ знакомства на сайтах знакомств в целях романтических отношений стал легким и социально приемлемым. Системы онлайн знакомств позволяют пользователям искать партнеров для потенциальных свиданий по определенным параметрам и связываться с ними посредством систем приватных сообщений . [Fiore, A.T., 2008]. Такие системы обычно включают в себя такие данные, как местонахождения, пол, возраст, физические качества, привычки, самоописание и предпочтения относительно качеств потенциального партнера. [Fiore, A.T., and J.S. Donath, 2004].
В нашем эмпирическом исследовании были определены и сравнивались тактики и стратегии самопредъявления и степень самораскрытия юношей и девушек (18-30 лет, учащиеся (ВУЗы) или работающие (31 юноша и 30 девушек) в г. Ташкенте) при знакомстве, посредством интернета (сайты знакомств) и при непосредственном знакомстве. В исследовании использовались классификация стратегий самопредъявления Ю.П. Кошелевой и вербальных тактик самопредъявления А.И. Дубских. [Кошелева 2002, Дубских, 2008]. Для выявления стратегий и тактик самопредъявления молодежи в интернете (на сайтах знакомств изучались активные анкеты с популярного бесплатного сайта знакомств Mamba ) использовался контент-анализ. [Социальная психология: практикум, 2006]. Для анализа степени самораскрытия – «Опросник уровня самораскрытия С. Джурарда» в модификации Н.В.Амяги. и «Дружба и поверхностное знакомство с человеком через призму опросника самораскрытия» Н.В. Амяги. [Амяга, 1996]. Сравнительный анализ результатов, полученных при анализе анкет с сайтов знакомств и опросников, выявляющих специфику знакомств в реальном времени, показал, что: - при знакомстве посредством интернета молодежь предпочитает прямые тактики, заключающиеся в сообщении информации непосредственно о себе (объективной фактической информации о себе и тактику передачи субъективной (оценочной) информации о себе и жизненных ситуациях). - наиболее предпочитаемой стратегией самопредъявления при знакомстве в интернете у молодежи является стратегия самоподачи – акцент на информации, значимой для Другого и самоописание. Стратегия самоподачи является наиболее предпочитаемой и при реальном знакомстве, а так же «атрибутивная» стратегия, относящаяся к стратегии самораскрытия, в рамках которой человек создает и поддерживает собственную организованную модель мира. Широта самораскрытия при знакомстве посредством интернета и непосредственном знакомстве значимо не различается (19 и 23 категории для самораскрытия соответственно). При этом в интернете молодежь больше прибегает к описанию своих внешних характеристик, затрагивает личностные особенности, указывает точные анкетные данные, а в реальном знакомстве чаще говорит о взглядах на жизнь, предпочтениях, поверхностно касаются особенностей взаимоотношений. К тому же, тема секса, которая практически не представлена в реальном общении, в общении, посредством интернета является наиболее обсуждаемой мужчинами. Определились основные цели знакомства молодежи в интернете: поиск друзей, общение и переписка, а так же любовь и романтические отношения. Кроме того, мужчины в качестве цели указали поиск партнера, для удовлетворения сексуальных потребностей. Можно отметить определенные гендерные различия при выборе тем для самопредъявления как при интернет общении, так и при непосредственном. Так, наряду с самоописанием внешности и предоставлением реальных анкетных данных, мужчины в интернете говорят на тему секса, указывая некоторые свои предпочтения в интимной жизни и ее приоритетность. Девушки, описывая свою внешность и указывая анкетные данные, предпочитают говорить о своих увлечениях, интересах и хобби. Наименее предпочитаемые темы у мужчин и девушек при общении в интернете совпадают: информация о своих неудачах и достижениях, а так же чувствах и переживаниях. Мужчиы так же предпочитают не говорить о своих мечтах и желаниях. Что касается реального общения, как юноши, так и девушки предпочитают говорить о своих увлечениях и хобби, упоминать свои представления о жизни, описывать собственное восприятие ситуаций (в том числе, связанных с взаимоотношениями) и типичных реакций на них. Однако, помимо этого, популярной темой в реальном общении у мужчин является упоминание об их достижениях. Наименее употребляемые темы в реальной жизни у молодежи касаются глубинных переживаний, личной жизни и взаимоотношений. При этом только у девушек тема секса попала в число непопулярных тем, что связано с нормами поведения и правилами коммуникации в социуме. Т.о. общение в интернете накладывает свой отпечаток на самопредъявление молодежи. Имея одинаковую степень самораскрытия как в реальности, так и в интернете, мужчины и девушки стремятся уменьшить степень анонимности, раскрывая о себе в виртуальных анкетах те сведенья, которые, зачастую, не приходится оглашать при знакомстве в реальном общении (самоописание внешности и личных характеристик). В реальном знакомстве молодежь переходит сразу к описанию особенности своей жизнедеятельности, взглядов на жизнь и определенных ожиданий. Вероятно, что после определенной «фильтрации», выбрав наиболее интересных потенциальных собеседников (так же по их анкетам), уже в рамках приватного общения человек описывает эти особенности своей личности. Таким образом, можно предположить, что, указывая определенную информацию о себе в анкете, человек опирается на свои ожидания увидеть в анкетах потенциальных партнеров по общению. Несомненно, определенный отпечаток на стратегии самопредъявления в интернете накладывает и реальная жизнь, а именно социальные нормы и запреты. Темы, которые не принято обсуждать в обществе, не обсуждаются и в рамках виртуальной коммуникации, несмотря на анонимность и «невидимость». Так же, видимо, есть потребность в обсуждении темы секса и сексуальности (в частности у мужчин), которую они удовлетворяют в виртуальном общении. В целом в интернет–общении молодежь рассчитывает на построение долгосрочных приятельских, дружеских или романтических отношений, а виртуальное пространство является для юношей и девушек своеобразным аналогом реальной коммуникации.
Литература
1 Амяга А.В. Измерение личностной представленности человека в общении //Журнал практического психолога, №2, 1996. 2 Дубских А. И. Средства реализации коммуникативной стратегии самопрезентации личности в массово-информационном дискурсе // Вестник Челябинского государственного университета. Филология. Искусствоведение. Выпуск 26. - Челябинск, 2008. - С. 54-58. 3 Кошелева Ю.П. Стратегии самопредъявления одиноких людей в ситуации знакомства: Автореф. дисс.…канд. психол. наук.- М., 2002. 4.Социальная психология: Практикум. Под ред. Фоломеевой Т.В. М., 2006. 5. Fiore, A.T. "Self-presentation and Deception in Online Dating."// Workshop position paper, Secrets and Lies Workshop. CHI 2008, Florence, Italy. 6. Fiore, A.T., and J.S. Donath. "Online Personals: An Overview." // Short paper, ACM Computer-Human Interaction. 2004, Vienna, Austria.
Источник: Психология общения и доверия: теория и практика: Сборник материалов Международной конференции УРАО, ПИ РАО, МГУ.- 6-7 ноября 2014г./ Под ред. Т.П. Скрипкиной. -М.: Университет РАО, 2014.- 777 с. |