Бауэр Е.А., Кабардов М.К. (Москва)
Психиатрическая диагностика традиционно основывается на вербальном взаимодействии, так же как и психотерапия (прежде всего поведенческая) опирается на обучение эксплицитным формам поведения. Новейшие исследования в области нейробиологии показывают особую роль внутренних, невербальных процессов в формировании различных форм поведения не только в раннем детстве, но и на более поздних жизненных этапах. Ранние детские воспоминания остаются в паттернах взаимодействия, что позже влияет на построение межличностных взаимоотношений. При этом особую.роль играет невербальная коммуникация.
Любое психиатрическое и психотерапевтическое взаимодействие проявляется на невербальном уровне, который отражает ранее приобретенный подсознательный опыт. Данный опыт влияет не только на наши межличностные отношения, но и оказывает огромное влияние на изменения, возникшие в ходе терапии. Способность к восприятию невербальных сигналов является составной частью обучения психотерапевтов и врачей в европейских странах, поскольку позволяет углубить диагностику заболевания или расстройства и значительно расширяет спектр терапевтического воздействия на пациента. Значение невербальной коммуникации в психотерапии невозможно переоценить. Как показывают исследования с использованием видеоматериалов общения психотерапевта с пациентами, анализ невербальных сигналов уже в первые часы психотерапии играет важную роль в диагностике психического расстройства и в прогнозировании дальнейшего психотерапевтического процесса [Krause 1997,S.89ff.]. Исследования языка тела показывают, что пациенты гораздо более довольны терапией, если их терапевт в состоянии чутко воспринимать их нербальные знаки и правильно невербально выражать свои чувства [DiMatteo et al.13, 1980, 1986]. Психические расстройства основываются в значительной мере на бессознательной готовности к восприятию и реагированию на различные внешние сигналы, например, при избегании конфронтации, чрезмерной чувствительности к критике и т.д. В процессе корректировки подобных реакций активируются различные поведенческие механизмы, в том числе и на невербальном уровне [Grawe 2000, S.93ff.]. В связи с этим большое значение приобретает наблюдение за поведением пациента, например, за его реакциями в ходе терапевтического диалога. При этом терапевт, в ходе терапии, начинает по-другому (при помощи выражения лица, глаз, жестов, мимики) реагировать на реакции пациента, что, в конечном счете, приводит к образованию новой реакции на определенный поведенческий паттерн. Задача терапевта заключается не в том, чтобы зеркалить поведение пациента и проявлять чрезмерную участливость, а, наоборот, показать неожиданную реакцию на привычное поведение пациента. Такой неожиданной реакцией психотерапевт может изменить паттерн поведения пациента или подтолкнуть его к изменению. Цель терапевта – переструктурировать имплицитные поведенческие паттерны пациента. При этом терапевт должен обладать эмпатией и стараться избегать контрпереноса во взаимоотношениях с пациентом. Аутентичность и реальное присутствие терапевта гораздо важнее в данном случае, чем неправильно понятый принцип абстиненции. Для большего терапевтического эффекта терапевт должен наблюдать и за собственными невербальными реакциями в рамках контпереноса [Downing 1996, Heisterkamp 2000]. Дыхание, напряжение в мышцах, мимика, болевые ощущения являются важными сигналами, которые помогут глубже понять пациента и, таким образом, лучше организовать терапевтический процесс. Хотелось бы отметить, что знание и учет роли невербальной коммуникации в ходе психотерапевтического процесса является важной составной частью обучения и работы психотерапевта и психиатра, что подтверждает опыт психотерапевтической работы в Германии авторов статьи. В последнее время большое значение приобрело знание и учет невербальной коммуникации как в рамках психологической и психиатрической диагностики, также в в ходе психотерапевтического процесса. Данные знания и навыки являются необходимым компонентом обучения и подготовки психиатров и психотерапевтов в европейских странах.
Литература 1. DiMatteo, M.R., Taranta, A., Friedman, H.S., Prince, L.M. (1980) Predicting patient 2. satisfaction from physician’s nonverbal communication skills. Medical Care 18, 3. 376-387. 4. DiMatteo, M.R., Prince, L.M., Hays, R. (1986) Nonverbal communication in the medical 5. context: The physician-patient-relationship. In: Blanck, P.D., Buck, R., Rosenthal, R. (eds) Nonverbal communication in the clinical context. University Park and London: Pennsylvania State University Press. 6. Downing, G. (1996) Körper und Wort in der Psychotherapie. Kösel, München. 7. Grawe, K. (2000) Psychologische Therapie. 2. Auflage. Hogrefe, Göttingen. 8. Heisterkamp, G. (2000) Die leibliche Dimension in den psychodynamischen Psychotherapien. 9. In: Reimer, C., Rüger, U. (Hrsg.) Psychodynamische Psychotherapien, S. 10. 295-320. Springer, Berlin Heidelberg New York. 11. Krause, R. (1997) Allgemeine psychoanalytische Krankheitslehre. Band 1: Grundlagen.
Источник: Психология общения и доверия: теория и практика: Сборник материалов Международной конференции УРАО, ПИ РАО, МГУ.- 6-7 ноября 2014г./ Под ред. Т.П. Скрипкиной. -М.: Университет РАО, 2014.- 777 с. |