На главную Лекции и практикум по психологии Конференции и доклады по психологии Рисунок в процессе самораскрытия и коррекции эмоциональной сферы детей дошкольного возраста
Рисунок в процессе самораскрытия и коррекции эмоциональной сферы детей дошкольного возраста
Лекции и практикум по психологии - Конференции и доклады по психологии

Перчаткина О.Э., Аксенов М.М.
НИИ психического здоровья Томского НИМЦ РАН, Томск, Россия
Эмоции (от лат. emoveo - потрясаю, волную) - переживание человеком его отношения к окружающему миру и самому себе. Эмоции проявляются в виде удовольствия, радости, страха и т.п. Эмоции служат одним из главных механизмов внутренней регуляции психической деятельности и поведения, направленных на удовлетворение актуальных потребностей. Эмоции принято так же называть чувствами интеллектуальными, эстетическими, нравственными.


На фоне прогрессивных изменений развитию эмоциональной сферы ребёнка не всегда уделяется достаточное внимание в отличие от его интеллектуального развития. Однако, как указывали Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, только согласованное функционирование этих двух систем, их единство может обеспечить успешное выполнение любых форм деятельности. Об этом же писал К. Изард: «Эмоции энергетизируют и организуют восприятие, мышление и действие».
Коррекция недостатков эмоциональной сферы должна рассматриваться в качестве одной из приоритетных задач воспитания. Необходимость психокоррекции эмоциональной сферы детей диктуется разными социальными факторами: психосоматическая дезадаптация; фиксированные отрицательные переживания - неудачи и опыт неблагоприятного воздействия окружающих лиц, конфликтных контактов с другими, пережитый ужас угрозы жизни, насилие, крах, невосполнимая утрата; нереализованность своих притязаний со стороны значимых лиц, отсутствие взаимности в любви, тепла (депривация); блокирование усилий, недостижение желаемого (фрустрация); жизнь вопреки своей натуре, неправильное воспитание, неблагоприятные условия жизни. Ребёнок беспомощен, ему самому не изменить условия жизни. В этом ему помогает психотерапевт или педагог-психолог дошкольного учреждения. Если причина переживаний, приведших к болезни, в семье - это повод для серьёзного разговора с родителями ребёнка; если в учебном заведении - беседуют с родителями и педагогами. Но во всех случаях патопластичная ситуация должна быть устранена.
В связи с вышесказанным перед психологами детских дошкольных учреждений остро встаёт вопрос о наиболее раннем диагностировании и коррекции нарушений эмоциональной сферы детей, приводящих вплоть до психосоматических заболеваний различной степени. Очень часто дети не могут правильно выразить словами свои чувства и мысли по разным причинам: нехватка жизненного опыта, словарного запаса, страх перед чем-то и др. Именно поэтому детский рисунок и наблюдение более в полной мере (в отличие от других методов исследований) дают картину о проблемах и переживаниях ребенка, о его внутреннем мире. Почему, когда ребенок испытывает такие противоположные чувства, как радость и огорчение, он занимается одним и тем же процессом - изобразительной деятельностью? Может потому, что такой огромный внешний мир очень часто не замечает маленького творца в своем бурном течении событий. Ребёнок может воздействовать и изменять пока только то, что посильно его хрупким, но очень талантливым рукам и воображению. И всю свою радость и агрессию ребенок отображает на подручном материале, творя и разрушая.
Осознание окружающего происходит у ребёнка быстрее, чем накопление слов и ассоциаций, и рисование представляется ему возможностью в образной форме выразить то, что он знает и переживает, несмотря на нехватку слов. Дети, как правило, рисуют не предмет, а обобщённое знание о нём, обозначая индивидуальные черты символическими признаками. Недаром выдающийся отечественный психолог Л.С. Выготский назвал детское рисование «графической речью».
Анализ литературы позволяет выделить несколько взглядов на детский рисунок. М. Прудомью утверждает, что ребенок рисует не предмет сам по себе, он рисует свое представление о предмете. В. Вульф замечает, что детское искусство отражает внутренний реализм, необходимый аспект нашего мышления, указывающий на то, что самый важный элемент, влияющий на представление ребенка и рисунки, - это эмоциональный фактор. X. Рид согласился с тем, что рисунок - это скорее психическая реальность, нежели визуальные наблюдения. Также он отмечал, что изображение не является исключительно умственным, здесь присутствуют и эмоциональные элементы. Юнг полагал, что изобразительное творчество является внутренней потребностью, особого рода инстинктом, который превращает человека в инструмент выражения бессознательного и отражает внутренний мир. Рисунок же на бумаге - это и есть в чистом виде работа на границе контакта внешнего и внутреннего миров.
Психофизиологи полагают, что детские рисунки - чёткое отражение этапов развития зрительно-пространственно-двигательного опыта ребёнка. По мнению нейрофизиологов, детское рисование способствует согласованности межполушарного взаимодействия. Для клинических психологов важна связь рисования с мышлением и речью. Т.е. все специалисты сходятся в одном: детский рисунок - показатель развития ребёнка, а ребенок, развиваясь, познаёт мир сначала эмоционально, а потом и интеллектуально. Значение и ценность детского рисунка в диагностике и коррекции эмоциональных расстройств сейчас признается большинством клиницистов и психотерапевтов. Арттерапевт может помочь в раскрытии и лечении глубинного проблемного материала, который трудно выразить вербально. Не говоря уже о его ценности как средства выуживания подсознательного, сам акт творчества может играть роль как профилактического, так и терапевтического средства.
Нами была проведена работа по изучению закономерностей проявления в рисунках бессознательного и высвобождению эмоций при изобразительной деятельности; эффективности использования рисунка в диагностике и коррекции нарушений эмоциональной сферы детей дошкольного возраста.
Цель - изучение рисунка как способа самораскрытия, диагностики и коррекции эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста.
Объектом исследования является арттерапевтический процесс как способ развития эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста. Предметом исследования является рисунок, как метод диагностики и коррекции эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста. В ходе данного исследования выделяется следующая гипотеза: через рисунок происходит процесс самораскрытия ребенка (его мыслей, чувств, страхов, идеалов, желаний); рисунок является эффективным методом диагностики и коррекции нарушений эмоциональной сферы детей. Сам процесс изображения несёт терапевтический характер.
Исследование проведено на базе дошкольного образовательного учреждения, в действующих группах (к выборке детей не применялось никаких требований) по запросу администрации и педагогов- воспитателей, с согласия родителей. В исследовании участвовало 43 ребёнка в возрасте 5-7 лет. Рисуночные тесты обладают рядом преимуществ при работе с детьми. Тестовые ситуации достаточно привычные и позволяют тестируемому раскрепоститься и проявить особенности, не нашедшие выхода на более ранних этапах исследования. К тому же в процессе рисования контроль так называемого цензора сознания ослабевает, что позволяет в той или иной мере раскрыться бессознательному. Рисунки могут оказаться хорошим поводом для установления контакта и взаимопонимания с испытуемым, что позволит получить дополнительную информацию о нём. Безусловно, некорректным является «вынесение диагноза» по одному детскому рисунку, нужно помнить, что рисунок является лишь одним из методов работы и дает полезный результат лишь в синтезе с другими методиками. Для анализа подлинного психологического состояния необходимо рассмотрение целой серии рисунков ребенка (причем созданных и дома, и в детском саду, и в процессе консультации). Изучение серии рисунков может выявить для начала общие закономерности в технике рисования, позволит определить тематическую ориентацию ребенка.
Результаты тестирования выявили наличие расстройства эмоциональной сферы детей, а точнее повышенный уровень тревожности, неверия в свои силы, агрессии, замкнутости. Проявившиеся симптомокомплексы совпадают с развитием болезней или поставленными диагнозами медицинских специалистов (из общего числа обследованных детей 74% находятся на диспансерном учёте по поводу психосоматических заболеваний).
Была разработана и апробирована программа коррекционноразвивающих занятий, направленных на снижения уровня расстройств эмоциональной сферы, скорректированная в соответствии с возрастом данных детей. Данная программа вводит ребёнка в сложный мир человеческих эмоций, помогает ему прожить эмоциональное состояние, создать собственный «эмоциональный фонд», с помощью которого он сможет ориентироваться как в собственных чувствах, так и в чувствах людей, которые его окружают. В данном проекте все тренинговые занятия проходят в игровой форме, ведь игра - это основная деятельность ребёнка, в которой он сначала эмоционально, а затем интеллектуально осваивает систему человеческих отношений. Эта программа содержит много упражнений с использованием элементов арттерапии - высвобождение эмоций через рисунок (графических символов, образных изображений, изодеятельность).
Цели программы: 1) выявить у детей способность понимать своё эмоциональное состояние и эмоциональное состояние других детей; 2) развивать у детей умение выражать своё эмоциональное состояние различными способами; 3) выработать у детей самоутверждающие формы поведения, уверенности в себе; 4) научить детей принимать себя в различных эмоциональных состояниях; 5) привить умения сопереживать другим, умения взаимодействовать и сотрудничать с окружающими в различных ситуациях. Занятия проводились по подгруппам (4-6) человек, 2 раза в неделю по 30-35 минут в специально оборудованном психологическом кабинете.
Анализируя обследование и занятия в динамике (через 9 недель после первичного обследования), следует отметить положительную тенденцию в отношении эмоциональной сферы данной группы детей. Об этом свидетельствуют следующие позитивные изменения эмоциональной сферы. Зарегистрировано снижение уровня тревожности на 40%. По уровням депрессивности и агрессивности получено такое же снижение (на 40%). С незначительной разницей зафиксировано снижение уровня неверия в собственные силы и возможности (на 32%). Хорошие результаты получены и в отношении уровня замкнутости (снижение на 20%) и уровня оральной фиксации (так же на 20%). Уровень низкой самооценки уменьшился на 16%, уровень фрустрации - на 4%. Отсюда следует вывод: коррекционные занятия, направленные на развитие эмоциональной сферы детей, оказывают положительное влияние на адаптацию и социализацию детей в обществе. Следствием этих занятий является улучшение здоровья и самочувствия детей, гармоничное развитие личности, позитивное восприятие мира.
Всё вышеописанное подтверждает выдвинутую гипотезу. Рисунки являются наиболее эффективной диагностической и коррекционной методикой, когда они представляют собой личностную проекцию. К этой категории относятся рисунки детей, которые ещё не могут видеть вещи правильно; детей с эмоциональными расстройствами, чьё восприятие девиантное. Рисуя, ребёнок даёт выход своим чувствам, желаниям и мечтам, перестраивает свои отношения в различных ситуациях и безболезненно соприкасается с некоторыми пугающими, неприятными травмирующими образами.
Таким образом, рисование выступает как способ постижения своих возможностей и окружающей действительности, как способ моделирования взаимоотношений и выражения различного рода эмоций. Подводя итог, можно сделать рекомендации: воспринимать детский рисунок как проявление внутреннего мира ребенка. Родителям и педагогам следует внимательнее относиться к тому, что рисуют дети; необходимо включать рисунок в процессы общения, в том числе и в образовательный; родителям следует чаще рисовать с детьми, так как через рисунок возможно наладить контакт.

Источник: Психическое здоровье семьи в современном мире : сборник тезисов III Российской конференции с международным участием (Томск, 24-25 октября 2019 г.) / под ред. Н.А. Бохана, А.В. Семке, Е.В. Гуткевич. - Томск : Отдел полиграфии Томского ЦНТИ, 2019. - 374 с.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.