Любаева Е.В. ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр психиатрии и наркологии им. В.П. Сербского» Министерства здравоохранения РФ, Москва, Россия
Интернет - важное и нужное изобретение человечества, настолько грандиозное по своей полезности, что его можно сравнить с любым крупным открытием в науке. Он незаменим для поиска и передачи информации, ориентирования на карте местности, установления контакта на огромном расстоянии. Интернет произвел революцию в сознании людей в пределах жизни всего лишь одного поколения. Всего 20-30 лет отделяют нас от того времени, когда московское метро считалось самым читающим, когда почти все дети любили читать в каникулы, некоторые даже прятались с книгой в укромное место, чтобы никто не мешал.
Попытаемся представить себе перемещение во времени взрослого человека из конца 90-х годов в наши дни... Что может его удивить и даже поразить, помимо новых современных зданий, дорожных развязок, новых трамваев и широких московских тротуаров? В метро, автобусах, на улицах и в кафе - повсюду внимание большинства людей сосредоточено на экране небольшого устройства. Кто-то не видит ничего вокруг, поглощен изучением публикаций и сообщений, а иной даже не слышит окружающего мира, потому что наушники соединяют его с телефоном или планшетом. «Общение» с собеседником представляет собой обмен короткими сообщениями, в которых эмоциональная составляющая представлена набором изображений лиц («смайликов»), и система аффективной эмоциональной регуляции становится невостребованной. Это не что иное как проявление эмоциональной депривации. Подростки используют при печати сообщений свои «коды», сокращения, попросту упраздняя и исключая из употребления многие правила русского языка. Особым шиком является транскрибирование при написании слов. Такие упражнения не способствуют развитию грамматических навыков и сохранению грамотного письма. До появления смартфонов беспокойство родителей ограничивалось чрезмерным увлечением детей компьютерными играми и общением на сайтах со сверстниками. Ограничивать время пребывания ребенка за компьютером было существенно легче, потому что использовали специальные программы родительского контроля, и настройки компьютера позволяли установить определенные параметры безопасности. Когда интернет стал предоставляться детям на мобильных устройствах, они в большинстве своем перестали читать книги. Конечно, родители пытаются заставить детей читать, отбирают мобильное устройство, придумывают различные способы заинтересовать ребенка книгой. Возможно, есть ещё такие дети, для кого книга осталась важной составляющей в жизни. Хочется верить, что наши дети прочтут классические произведения отечественной и зарубежной литературы полностью, а не в кратком пересказе учебника. Ведь сокращение чтения ведет прямиком к снижению качества образования в целом. Сожаление вызывает и неспособность наслаждаться чтением, получать эстетическое наслаждение от литературного языка и увлекательного захватывающего сюжета произведения. При постоянном использовании смартфона для общения в социальных сетях у ребенка и подростка происходят изменения в состоянии функций ЦНС: снижаются концентрация внимания и продуктивность умственной деятельности. Ослабевает учебная мотивация, у ребенка пропадает желание ходить в школу. Школьная мотивация складывается из собственно учебной мотивации и мотивации на внеучебную деятельность (общение со сверстниками, участие в школьных мероприятиях). Зависимость от социальных сетей приводит к снижению мотивации как учебной, так и внеучебной. У старших подростков нарушается режим «сон-бодрствование», так как общение в сети не прекращается с наступлением ночи. Психоэмоциональное возбуждение не позволяет подростку заснуть, а утром он не в состоянии встать с постели и пойти в школу. Сначала дети пропускают первые уроки, затем отдельные учебные дни. Нередко подростки спят днем, для того чтобы ночью быть в сети. Происходит снижение умственной работоспособности подростка, нарушается целенаправленная деятельность. Нарушение сна, аппетита и учебной деятельности являются основными индикаторами формирования зависимого поведения подростка. Таким образом, бесконтрольное использование интернет-ресурсов на мобильном устройстве детьми и подростками может привести к таким нежелательным явлениям, как депривация сна, эмоциональная депривация, эстетическая депривация, двигательная депривация, нарушение учебной деятельности. Важную роль в профилактике зависимого поведения играют увлечение спортом, творчеством, литературой, музыкой и искусством. Необходимо учитывать особенности подросткового возраста, чтобы создавать ребенку пространство для живого общения со сверстниками. Для подростка важно иметь взрослого авторитетного наставника, который покажет личный пример успешной жизни и поведет за собой. Таким наставником может быть не только родитель, но и тренер или инструктор, учитель или друг семьи, или старший родственник. Тренировка механизмов волевой регуляции деятельности, стимулирование учебной мотивации и развитие механизмов целеполагания могут предотвратить нарушение поведения и формирование зависимости от социальных сетей. Возможно, в недалеком будущем изменится отношение к мобильному интернету, как изменилось отношение к проблеме курения табака, и повсюду будет создаваться пространство, свободное от интернет-паутины. Тогда появится надежда на новое поколение, которое будет жить в реальном, а не виртуальном мире.
Источник: Психическое здоровье семьи в современном мире : сборник тезисов III Российской конференции с международным участием (Томск, 24-25 октября 2019 г.) / под ред. Н.А. Бохана, А.В. Семке, Е.В. Гуткевич. - Томск : Отдел полиграфии Томского ЦНТИ, 2019. - 374 с. |