На главную Лекции и практикум по психологии Конференции и доклады по психологии Аутодеструктивное поведение подростков: межведомственные подходы к профилактике
Аутодеструктивное поведение подростков: межведомственные подходы к профилактике
Лекции и практикум по психологии - Конференции и доклады по психологии

Игумнов С.А., Зарецкий В.В.
Национальный научный центр наркологии - филиал ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр психиатрии и наркологии им. В.П Сербского» Министерства здравоохранения России, Москва
ГБУ «Городской научно-практический центр по защите прав детей "Детство"» Департамента труда и социальной защиты населения г. Москвы
ФГБНУ «Центр защиты прав и интересов детей» Министерства просвещения России, Москва


Аутодеструктивное (саморазрушительное) поведение представляет серьезную угрозу для здоровья (физического и психического) не только самих обучающихся, но и тех, кто их окружает, становится реальной проблемой межличностных отношений, что негативно отражается на развитии личности и общества в целом.
Показатели смертности детского населения от самоубийств в РФ в 2017 г. составили 1,6 на 100 000 населения в возрастной группе от 5 до 14 лет и 8,4 - в возрастной группе от 15 до 19 лет (данные Росстата, 2018). По статистике ВОЗ, на 1 случай завершенного суицида в подростковом возрасте приходится порядка 40 случаев покушений на самоубийство, не закончившихся смертью (но их регистрация во многих регионах России должным образом не налажена).
Необходимость оперативного решения проблем профилактики аутодеструктивного поведения среди обучающихся образовательных организаций РФ нашла отражение среди важнейших положений Указа Президента Российской Федерации № 240 от 29 мая 2017 г. «Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства» (2018-2027 гг.), других законодательных и нормативных актов.
Профилактика аутодеструктивного поведения среди обучающихся образовательных организаций РФ может осуществляться в различных сферах жизни. Вместе с тем образовательная среда выступает в качестве системообразующей в сфере превенции аутодеструктивного поведения подростков, что обусловлено рядом присущих ей значимых характеристик. К таковым относятся имманентная гуманность педагогического процесса, выраженная социальная ответственность специалистов, сформированная система управления педагогической деятельностью (планирование, оценка, контроль и рефлексия), позволяющая алгоритмизировать профилактическую работу, а также вариативность форм и методов целенаправленного воздействия на развивающуюся личность.
Не вызывает сомнения значимость школы как основного института социализации, которая практически единственная в ряду других институтов может выступить субъектом решения проблемы превращения большинства индивидуальных психологических девиаций (в том числе аутодеструктивного поведения) в массовые социальные негативные явления с соответствующими трансформированными характеристиками. В связи с этим остро стоит вопрос о состоянии профилактической работы в области аутодеструктивного поведения в подростковой и молодежной среде образовательных организаций РФ.
Цель - научно-аналитическое обеспечение вопросов детской безопасности и совершенствования системы профилактики аутодеструктивного поведения несовершеннолетних, обучающихся образовательных организаций РФ. Достижение поставленной цели осуществлялось последовательным решением следующих задач: 1) анализ состояния работы по профилактике аутодеструктивного поведения среди несовершеннолетних обучающихся образовательных организаций РФ; 2) анализ основных показателей обеспечения вопросов детской безопасности и совершенствования системы профилактики аутодеструктивного поведения несовершеннолетних; 3) анализ работы по обеспечению вопросов детской безопасности и совершенствованию системы профилактики аутодеструктивного поведения несовершеннолетних обучающихся образовательных организаций.
Научная и практическая значимость результатов заключается в получении массива данных о состоянии работы в регионах РФ по обеспечению вопросов детской безопасности, совершенствованию системы профилактики аутодеструктивного поведения несовершеннолетних, модернизации системы профилактической работы среди обучающихся. Практическая ценность состоит в том, что результаты анализа позволили выявить эффективные формы и методы работы, обобщить имеющийся в педагогической практике опыт в данном направлении, который в последующем можно использовать в процессе повышения квалификации педагогических кадров, в том числе психологов. Исходные материалы для выполнения исследования - данные мониторинга по субъектам РФ; показатели реальной ситуации в области обеспечения вопросов детской безопасности и совершенствования системы профилактики аутодеструктивного поведения несовершеннолетних - обучающихся образовательных организаций РФ.
Результаты исследования. В ходе выполнения НИР создана комплексная программа мониторинга профилактики аутодеструктивного поведения несовершеннолетних в образовательных организациях РФ; осуществлен анализ полученных в мониторинге данных, отражающих количественные и качественные показатели состояния работы по обеспечению вопросов детской безопасности и совершенствованию системы профилактики аутодеструктивного поведения несовершеннолетних, обучающихся образовательных организаций РФ.
Создана база данных, отражающая состояние работы по обеспечению вопросов детской безопасности и совершенствованию системы профилактики аутодеструктивного поведения несовершеннолетних, обучающихся в образовательных организациях РФ. Разработаны информационно-методические материалы для педагогических работников и психологов образовательных организаций в виде методического пособия «Вопросы детской безопасности: основы профилактики», в котором представлены понятие детской безопасности, ее виды и факторы ее обеспечения; нормативно-правовая база (обзор федеральных и региональных правовых актов по проблеме детской безопасности; классификация опасных ситуаций, риски их возникновения и направления обеспечения детской безопасности; направления обеспечения безопасности детей и подростков в ситуациях суицидального риска; детально описаны методические подходы к обеспечению психологической безопасности детей и подростков с учетом факторов взаимодействия в детском коллективе (на модели профилактики буллинга и ки- бербуллинга). Осуществлен анализ программно-методического обеспечения работы по обеспечению вопросов детской безопасности и совершенствованию системы профилактики аутодеструктивного поведения несовершеннолетних, обучающихся в образовательных организациях РФ по итогам 2017/2018 учебного года.
Материалы проекта размещены на странице ФГБНУ «Центр защиты прав и интересов детей» в Интернет.
На специализированной странице «Ответственное поведение - ресурс здоровья» представлены методические материалы для специалистов, информационные материалы для родителей, статьи и публикации, видеоматериалы, полезные ссылки. На специализированной странице «Ценность жизни» приводятся действующие нормативно - правовые документы, направленные на обеспечение безопасности обучающихся в образовательных организациях РФ; образец примерного плана мероприятий по предотвращению кризисных ситуаций в образовательной организации; сборник материалов по правовой защите от кибербуллинга в РФ (впервые разработанный в России); методические рекомендации по проведению уроков (по безопасному отдыху в летний период; по мерам безопасности с учетом рисков холодного и весеннего периодов; по адаптации детей после летних каникул в рамках Дня знаний); по проведению родительских собраний «Детство без опасности» и «Профилактика интернет-рисков и угроз жизни детей и подростков»; по проведению педсовета «Профилактика интернет-рисков и угроз жизни детей и подростков». Дальнейшее развитие научно- аналитического обеспечения вопросов детской безопасности и совершенствования системы профилактики аутодеструктивного поведения несовершеннолетних представляется возможным в рамках межведомственного подхода к разработке комплексных медико-психологопедагогических программ, направленных на его профилактику, с участием профильных федеральных учреждений системы Минздрава: Национального медицинского исследовательского центра психиатрии и наркологии им. В.П. Сербского (отделение клинической и профилактической суицидологии Московского НИИ психиатрии и отдел клинической наркологии Национального научного центра наркологии), Минпросвещения, Департамента труда и социальной защиты населения г. Москвы и других заинтересованных министерств и ведомств.
Результаты исследования могут быть использованы в работе органов исполнительной власти, осуществляющих управление в сфере образования; школах при организации диагностико-профилактической работы психологов; системе общего и дополнительного профессионального образования в рамках повышения квалификации специалистов (медиков, психологов, специалистов по социальной работе), занимающихся профилактикой аутодеструктивного поведения несовершеннолетних. Это обеспечит совершенствование межведомственного взаимодействия по профилактике аутодеструктивного поведения несовершеннолетних, обучающихся в образовательных организациях РФ.

Источник: Психическое здоровье семьи в современном мире : сборник тезисов III Российской конференции с международным участием (Томск, 24-25 октября 2019 г.) / под ред. Н.А. Бохана, А.В. Семке, Е.В. Гуткевич. - Томск : Отдел полиграфии Томского ЦНТИ, 2019. - 374 с.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.