На главную Лекции и практикум по психологии Конференции и доклады по психологии Деструктивные проявления в подростковой и молодежной среде: последние тенденции
Деструктивные проявления в подростковой и молодежной среде: последние тенденции
Лекции и практикум по психологии - Конференции и доклады по психологии

Амелина Я.А.
Центр региональных и этнорелигиозных исследований, Москва, Россия

В настоящее время все более существенной угрозой общественной и национальной безопасности становятся объективно не мотивированные вспышки насилия в подростковой среде. Одна из причин этого негативного явления - широкое распространение среди подростков деструктивных социально-психологических проявлений, связанных с различными суицидальными и агрессивно-депрессивными субкультурами, фашистской, ультранационалистической и псевдокриминальной идеологией, радикальным исламизмом и т.п.


Основным механизмом трансляции деструктивных идей и моделей поведения является Интернет (социальные сети и мессенджеры), что требует применения современных подходов к профилактике противоправных и антиобщественных действий среди несовершеннолетних, творческого использования российского и зарубежного опыта на этом направлении. Кавказский геополитический клуб предлагает образовательным учреждениям и досуговым центрам, общественным и общественно-политическим организациям, правоохранительным органам, а также всем заинтересованным организациям и лицам проведение практических семинаров по профилактике противоправных и антиобщественных явлений среди несовершеннолетних. Целевая аудитория мероприятий - социальные педагоги и психологи, представители силовых структур, родительская общественность и др.
В программу семинаров, адаптируемую по содержанию и объему под потребности конкретной аудитории, входят лекции и практические занятия по актуальным темам: 1) обзор современной ситуации распространения в подростковой среде деструктивных социальнопсихологических проявлений и их связи между собой (околосуицидальные группы, «группы смерти», «колумбайнеры», true crime, АУЕ, крайний левый и правый экстремизм, радикальный исламизм и др.); 2) конкретные маркеры (индикаторы), свидетельствующие об отклоняющемся поведении подростка; 3) традиционные и современные подходы, формы и методы профилактики противоправных и антиобщественных действий среди несовершеннолетних, в том числе обзор международного опыта; 4) методические рекомендации по курсу медиабезопасности. Особое внимание уделяется последним тенденциям в развитии деструктивных сообществ, подростковый контингент которых целенаправленно готовится к совершению немотивированных терактов (примером реализации данного прогноза являются, в частности, события 20 августа 2018 г. в ЧР) и расправ над младшими сверстниками («колумбайновские» инциденты в Перми и Улан-Удэ). С лета 2017 г. КГК неоднократно предупреждал о подготовке к реализации в России «колумбайновского» сценария, однако прогноз не был услышан, итогом чего стали трагические события в Керчи.
На фоне падения привлекательности идеологии и практики радикального исламизма на первый план в среде пассионарной российской молодежи постепенно (и довольно быстро) выходит новый пласт деструктивных практик, объединенных идеей безмотивного «насилия ради насилия». Мы подробно рассматриваем этот вопрос в сборнике информационно-аналитических материалов «Трансформация деструктивных практик после разгрома т.н. «Исламского государства». «Ко- лумбайн» в российских школах - далее везде?..» (Москва, декабрь 2018 г.). Происходящее в России отражает общемировые тенденции. Биографии «доморощенных» европейских террористов показывают, что они являются нигилистами от насилия, которые принимают ислам, а не религиозными фундаменталистами, которые обращаются к насилию, констатирует в статье «Кто такие новые джихадисты» французский исламовед Оливье Руа. Иными словами, отмечает исследователь, терроризм порождает «не радикализация ислама, а исламизация радикализма». Насилие в данном случае - не средство, а самоцель, констатирует он: «Они убивают себя вместе с миром, который они отвергают». Это объясняет не только бессмысленно-суицидальные теракты радикальных исламистов, но и основные черты деструктивного ландшафта, складывающегося в настоящее время в России. Значительный вклад в его формирование вносят современные информационные (а также социальные) технологии.
Как отмечено в аналитическом докладе Кавказского геополитического клуба «Группы смерти» как угроза национальной безопасности России» в социальной сети вКонтакте сформирована широкая сеть деструктивных сообществ, потенциал которых используется (в тестовом и рабочем режиме) для дестабилизации обстановки в РФ по целому ряду направлений. На сегодняшний день депрессивно- (ауто)агрессивный контент составляет значимую часть содержания сотен массовых (от десятков и сотен тысяч до нескольких миллионов подписчиков) постоянно обновляемых пабликов, целевой аудиторией которых является молодежь, в первую очередь подросткового возраста.
Данная среда успешно создает деструктивный фон, оказывающий пролонгированное воздействие на психику и облегчающий дальнейшее внедрение в сознание подростка тех или иных поведенческих шаблонов, связанных с насилием. Задачей этого воздействия является контролируемое изменение поведения подростков с целью в определенный момент подтолкнуть их к совершению суицидальных или, наоборот, агрессивных (преступных) действий, которым, в зависимости от контекста, может придаваться - или не придаваться - общественнополитическая, религиозная или иная мотивация.
Одна из серьезных угроз, которую влечет за собой широкое распространение депрессивно-(ауто)агрессивного контента в социальных сетях - возможность использования «обработанной» молодежи для совершения зачастую безмотивных террористических актов. Исследование спектра данных групп демонстрирует идентичность их методов с методами пропагандистов «Исламского государства» (запрещенная в России террористическая организация).
Организаторы сети указанных сообществ потенциально способны подвести отобранных подростков, в зависимости от индивидуальных склонностей, темперамента и других личностных особенностей, к мысли об убийстве либо других людей («игиловцы», «колумбайнеры» , радикалы ультраправого и околонацистского толка, такие как «хабаровский стрелок» , участники псевдокриминальных псевдосообществ («АУЕ» и т.п.), либо себя (контингент околосуицидальных групп). При этом условно-«игиловский» (агрессивный) и условно-суицидальный (депрессивный) контингенты частично совпадают. Идеологическая оболочка «их борьбы» при этом существенно различается и во многом ситуативна.
Учитывая, что террорист-смертник, помимо убийства других людей, также совершает самоубийство, логично предположить, что в глобальном плане за этими процессами стоят одни и те же структуры. Прослеживается четкий западный след этого явления (существенная часть контента деструктивных сообществ является переводом англоязычных первоисточников; паблики активно внедряют на российской почве темы, актуальные для Запада, в частности проабортную тематику ).
Создатели широкого спектра депрессивно-агрессивных сообществ постепенно переходят к решению задач общественно-политического характера. Значительно вырос удельный вес контента антироссийского содержания. Волна за волной идет продвижение антихристианских (в том числе направленных конкретно против Русской православной церкви и Патриарха Кирилла) и в целом антирелигиозных, протеррористических (де-факто оправдывающих совершение террористических актов и обесценивающих страдания их жертв) и пропедофильских (включая инцест) «идей» в широкие подростковые массы.
Другой стороной этого процесса являются активно раскручиваемые группы, создающие отталкивающий образ материнства и детства. Демотиваторы, содержащие образы насилия над детьми, пользуются устойчивой популярностью (наиболее жесткие из них набирают десятки тысяч «лайков» менее чем за сутки). «Форсинг» подобных тем призван в первую очередь снять моральный барьер на применение насилия в отношении малолетних детей. Первые плоды этого процесса уже наблюдаются по всей территории страны . Отметим, что это, пожалуй, первое (открытое и в более широком контексте) возвращение к теме насилия против детей после теракта в бесланской школе № 1 1-3 сентября 2004 г.
Поступательное нагнетание немотивированной агрессивности, активная раскрутка мемов, пропагандирующих жестокость и насилие, маркируют переход на новый этап, на котором, по замыслу организаторов, должна проливаться кровь, что уже происходит. Соответствующие демотиваторы (посвященные, в частности, трагедии в школе «Ко- лумбайн», персонажу мультфильма «Джефф-убийца», постулирующие, что «Я хочу быть автоматом, стреляющим в лица» и т.п.) собирают десятки тысяч «лайков», что свидетельствует о подготовке/наличии в подростковой среде благоприятной почвы для совершения разного рода насильственных преступлений, в том числе идеологически и религиозно немотивированных терактов.
Очевидно и потенциально возможное широкое использование «контактовских» пабликов для распространения антиправительственных и антипрезидентских призывов. Мессенджеры и социальные сети являются средством распространения заведомо ложных панических слухов, например, «предупреждений о готовящихся терактах» . Конечная цель анонимного нагнетания истерики и страхов - дестабилизация ситуации в стратегически важных регионах России, прежде всего, на Северном Кавказе, в Поволжье и обеих столицах.
Деструктивные последствия роста данной сети сообществ тем более приобретают очевидность, что околосуицидальный и депрессивно- (ауто)агрессивный контент распространяется на фоне/в контексте ещё более разветвленной сети пабликов, попирающих принципы морали и нравственность, пропагандирующих половую распущенность (в том числе гомосексуальную), сатанизм и т.д., что негативно воздействует на состояние общества в целом.
Той же цели служит и активное распространение вКонтакте аудиозаписей ряда молодых исполнителей, «творчество» которых негативно влияет на молодежь, так как, с одной стороны, формирует у слушателей искаженный образ России, а с другой - способствует закреплению в молодежной среде максимально широкого спектра разнообразных агрессивно-деструктивных практик (как сообщила в одном из интервью «певица» Монеточка, «Мне просто очень нравится про кровь петь») .
Наиболее показательным примером последнего служит эпатажный рэп-исполнитель Face, в «творчестве» которого безмотивное насилие непосредственно нацелено против нынешнего политического режима в стране. Показательно - и навряд ли это случайно - внезапное обращение исполнителя к «эстетике» радикального исламизма в формате
совершения все тех же безмотивных террористических актов (трек «Салам» альбома «Пути неисповедимы», вышедшего в начале сентября 2018 г.) .
Несмотря на кажущуюся разнонаправленность, в определенный момент указанные тенденции могут совпасть в произвольных комбинациях, причем главными «действующими лицами» безмотивных терактов будут подростки, в силу возраста ещё не подлежащие уголовной ответственности. На этом фоне «старый добрый» исламистский радикализм может показаться меньшим злом, однако возврата к прошлому в любом случае уже не будет.
Таким образом, наибольшую опасность в настоящее время представляет не радикальный исламизм (хотя попытки реанимировать это направление являются весьма опасным симптомом), а все остальные виды и способы придания молодежному радикализму деструктивной направленности (что, конечно, не означает окончательного ухода исламистского радикализма с общественно-политической сцены).
Необходимо осознать, что подростки - не только объект, но и субъект деструктивных процессов. Это диктует необходимость существенной коррекции воспитательного процесса молодого поколения, в который, помимо прочего, должны вернуться базовые представления о морали и нравственности. Возможно, необходимо рассмотреть и вопрос об ужесточении наказания и снижении возраста уголовной ответственности по ряду статей УК РФ о преступлениях, связанных с насильственными действиями.
Следует отметить, что подростки являются лишь «испытательным полигоном», на котором отрабатываются стандартные политические, социальные и медиатехнологии, адаптированные к условиям современного информационного общественного пространства. Они могут быть успешно применены и в отношении «взрослой» части населения. Демонстрируемая легкость манипуляции сознанием не только несовершеннолетних, но и взрослых россиян представляет собой явную потенциальную угрозу национальной безопасности России.
Источник: Психическое здоровье семьи в современном мире : сборник тезисов III Российской конференции с международным участием (Томск, 24-25 октября 2019 г.) / под ред. Н.А. Бохана, А.В. Семке, Е.В. Гуткевич. - Томск : Отдел полиграфии Томского ЦНТИ, 2019. - 374 с.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.