Аксенов М.М, Перчаткина О.Э. НИИ психического здоровья Томского НИМЦ РАН, Томск, Россия
Актуальность исследования обусловливает ряд фактов, связанных с явлением стресса и стрессоустойчивости. Во-первых, стресс и низкая стрессоустойчивость - это обширная и острая проблема, которая возникает почти у каждого современного человека в связи с интенсивным ритмом жизни. Во-вторых, последствия стресса и низкий уровень стрессоустойчивости приносят серьёзный вред психическому и физическому здоровью индивида. По данным Всемирной организации здравоохранения, 45% всех заболеваний связано со стрессом. Тематика исследования в данной работе получает интерес в области изучения социологии и психологии, так как феномен стресса и стрессоустойчивости связан как с социальными факторами, так и с психологическими. Врачи подразумевают под стрессом физиологические механизмы нагрузок, специалисты менеджмента - воздействие социальных факторов, обыватели - все, что мешает им жить.
Характеризуя степень научной разработанности проблематики методов преодоления стресса, следует учесть, что данная тема уже анализировалась у различных авторов в различных изданиях: учебниках, монографиях, периодических изданиях и в интернете. Тем не менее при изучении литературы и источников отмечается недостаточное количество полных и явных исследований тематики повышения стрессоустойчивости и методик преодоления стресса на основе метода децентрации от проблемы, которые актуальны в случаях, когда стрессоры трудно устранимы. Основными аспектами актуальности данного психологического исследования являются: необходимость дополнения теоретических построений, относящихся к изучению эффективности методов профилактики и борьбы со стрессом; потребность в новых фактах, которые позволят расширить количество корригирующих воздействий в области преодоления стресса, что позволит разработать меры профилактики, направленные на решение изучаемой проблемы; получение новых данных, ориентированных на современные условия жизни студентов.
Цель исследования: апробировать и оценить эффективность метода децентрации в повышении стрессоустоичивости.
В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой в исследовании ставились и решались следующие задачи: 1) рассмотреть теоретические подходы к психологической профилактике, методам оптимизации выхода из стресса и повышению стрессоустоичивости; 2) разработать и применить диагностический комплекс для изучения уровня стрессоустоичивости у выбранного контингента; 3) разработать и апробировать коррекционно-развивающую программу повышения стрессоустоичивости на основе метода децентрации с учётом выявленных особенностей стрессоустоичивости; 4) оценить эффективность проведённых занятий.
Объект исследования: психологические методы повышения стрессоустоичивости.
Предмет исследования: эффективность использования метода децентрации в повышении стрессоустоичивости.
Гипотеза исследования: коррекционная программа на основе метода децентрации является эффективной для повышения стрессоустоичивости.
Теоретико-методологической основой исследования явились труды известных зарубежных исследователей в области изучения стресса: теоретические исследования в области физиологии стресса Ганса Селье и социально-психологический тренинг И. Сарвир.
Научная новизна исследования. Дополнение и упорядочивание существующей научно-методологической базы по исследуемой проблематике ещё одним независимым авторским исследованием. Изучение проблематики психологической профилактики, методов оптимизации выхода из стресса и повышения стрессоустойчивости с помощью метода децентрации от проблемы.
Для достижения цели и решения поставленных задач были выбраны следующие методы и методики: 1) теоретические методы (изучение литературы по проблеме исследования, анализ, синтез, обобщение, систематизация); 2) эмпирические методы: наблюдение, эксперимент (констатирующий, формирующий и контрольный); 3) методика определения уровня стрессоустойчивости: Бостонский тест стрессоустойчивости и стиля жизни; 4) методика диагностики социальнопсихологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда; 5) интерпретационно-описательные методы (количественный и качественный анализ полученных данных).
Контингент и база исследования: в исследовании приняло участие 75 студентов в возрасте от 21 до 25 лет трех томских вузов.
Практическая значимость результатов исследования заключается в том, что полученные результаты могут быть использованы при разработке профилактических и коррекционных программ в работе практических психологов, психотерапевтов в различных сферах консультирования и по оказанию психологической помощи населению в случаях стрессовых состояний. Исследование включило 3 этапа. Первый этап, констатирующий эксперимент (измерение уровня стрессоустойчивости с помощью Бостонского теста стрессоустойчивости «Анализ стиля жизни», диагностика социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда, дигностика по методике «Самооценка эмоциональных состояний», А. Уэссмана и Д. Рикса). Второй этап, формирующий эксперимент (проведение коррекционно-развивающей программы повышения стрессоустойчивости на основе метода децентрации от проблемы). Третий этап - контрольный эксперимент (повторное измерение уровня стрессоустойчивости с целью оценки эффективности использованного метода).
В ходе теоретического анализа литературы были сделаны следующие выводы: 1. Стресс - это неспецифическая реакция организма на чрезмерное напряжение, целостная реакция личности на внешние и внутренние стимулы, направленная на достижение полезного результата. 2. При стрессе наблюдаются физиологические изменения: увеличение и повышение активности коркового слоя надпочечников; уменьшение (сморщивание) вилочковой железы (тимуса) и лимфатических узлов; гипофункция желез, точечные кровоизлияния и кровотечения, язвы в слизистой оболочке желудка и кишечника. 3. Стрессоустойчивость - это самооценка способности и возможности преодоления экстремальной ситуации, связанная с адаптационным ресурсом личности или запасом, потенциалом различных структурнофункциональных характеристик, обеспечивающих общие виды жизнедеятельности и специфические формы поведения, реагирования и адаптации. 4. Существует определенный набор личностных черт и физиологических особенностей, которые определяют его устойчивость к стрессу: уровень самооценки; уровень субъективного контроля; уровень личностной тревожности; баланс мотивации достижения и избегания. 5. С точки зрения функциональных позиций продуктивности и успешности деятельности людей разделяют на 4 группы по стрессоустойчивости: 1) стрессоустойчивые люди - успешно преодолевают трудности в кризисных ситуациях; 2) стрессонеустойчивые люди сложно адаптируются к любым изменениям, с трудом изменяют свое поведение, установки и взгляды, легко впадают в состояние стресса; 3) стрессотренируемые люди обладают свойством адаптироваться к окружающей обстановке постепенно; 4) стрессотормозные люди не изменяются под воздействием внешних событий, они имеют твердые позиции и свои мировоззренческие установки. 6. Выделяют следующие методы подготовки к стрессовым ситуациям: реализации предстоящего события с помощью избирательной позитивной ретроспекции, избирательной негативной ретроспекции, метод зеркала, детальной визуализации неудачного исхода ситуации (предельное усиление). 7. Существуют различные методы повышения стрессоустойчивости, среди них достаточно перспективен метод децентрации, который позволяет человеку дистанцироваться от проблемы и взглянуть на неё со стороны.
Эмпирическое исследование, включающее констатирующий, формирующий и контрольный эксперимент, позволило сделать следующие выводы. Большая часть студентов (55 из 75 человек) имели высокий уровень стрессоустойчивости, 11 студентов характеризовались средним уровнем, низкий уровень отмечался с более низкой частотой (9 человек). Студенты, имеющие различную выраженность (уровень) стрессоустойчивости, неодинаково адаптируются. Самая высокая степень адаптации была свойственна для студентов с высоким уровнем стрессоутойчивости. После психолого-психокоррекционной работы значимых изменений в отношении стрессоустойчивости в контрольной группе не обнаружено. После участия в психолого-коррекционной работе в экспериментальной группе студентов зафиксировано значимое повышение уровня стрессоустойчивости - до среднего и высокого. Таким образом, результаты, полученные в процессе эмпирического исследования, подтверждают рабочую гипотезу об эффективности метода децентрации для повышения стрессоустойчивости. Источник: Психическое здоровье семьи в современном мире : сборник тезисов III Российской конференции с международным участием (Томск, 24-25 октября 2019 г.) / под ред. Н.А. Бохана, А.В. Семке, Е.В. Гуткевич. - Томск : Отдел полиграфии Томского ЦНТИ, 2019. - 374 с.
|