Аксенов М.М., Перчаткина О.Э. НИИ психического здоровья Томского НИМЦ РАН, Томск, Россия В настоящее время в психологии и других науках широко используется понятие «зрелость личности». Существует понятие «зрелость психического развития человека» (Ананьев Б.Г., 1961), нашедшее свое экспериментальное подтверждение в исследовании психофизиологических функций взрослых людей (Сухобская Г.С., 2003). «Зрелая личность - это личность, которая активно владеет своим окружением, обладает устойчивым единством личностных черт и ценностных ориентации и способна правильно воспринимать людей и себя» (Кон И.С., 1999).
Понятие взрослой (зрелой) личности - сравнительно новое для психологии, несмотря на то что реалия взрослости (зрелости) - одна из старейших. Во многом оно обязано своему содержательному наполнению философскому анализу таких явлений как массовый человек (Х. Ортега-и-Гассет), бегство от свободы (Э. Фромм), экзистенция (Ж.- П. Сартр, К.Ясперс), самоактуализация (А. Маслоу), самость (К.Г. Юнг), социальный интерес (А. Адлер), жизненный смысл (В. Франкл), Эго-интеграция (Э. Эриксон) и др. Понятие взрослости (зрелости) в первую очередь соотносят с исследованием экзистенциального отношения человека к собственной жизни: не столько к себе самому, к своему «Я», сколько к более широкому контексту своего осуществления жизни, возможности повлиять на мир и изменить его, вписывая себя в многомерный социокультурный опыт, в универсум, в космос (Поливанова К.Н., 2005). В возрастной психологии ни взрослость, ни кризис взрослости специально не изучаются. Считается, что данные других отраслей психологии (психология познавательных процессов, психология творчества, клиническая психология, социальная психология, психология труда и многие другие) в комплексе освещают разные аспекты этого периода жизни. При полном ознакомлении с общей теорией индивидуально - психического развития человека наблюдается, что в центре психологического познания находятся преимущественно ранний и поздний онтогенез, а те фазы индивидуальной жизни, которые, как подсказывает индивидуальный опыт каждого взрослого человека, являются центральными в жизни (наиболее творческими, продуктивными и социально активными), фактически оказываются на периферии исследования (Сапогова Е.Е., 2001). Со взрослостью принято связывать такие новые личностные характеристики, как: 1) умение брать на себя ответственность, принимать решения; 2) стремление к власти и организаторские способности; 3) способность к эмоциональной и интеллектуальной поддержке других; 4) уверенность в себе и целеустремленность; 5) склонность к философским обобщениям; 6) защита системы собственных принципов и жизненных ценностей; способность сопротивляться проблемам реальности с помощью развитой воли; 7) формирование индивидуального жизненного стиля; 8) стремление оказывать влияние на мир и «отдавать» индивидуальный опыт молодому поколению; 9) реализм, рационализм, трезвость в оценках и чувство «сделанности» жизни; 10) стабилизация системы социальных ролей и др. За счет этих характеристик большинство взрослых людей обретают к середине жизненного периода - 40 годам - устойчивость в жизни и уверенность в себе. Однако взрослость «несет» сомнение, связанное с оценкой пройденного жизненного пути, с пониманием стабилизации, «сделанности» жизни, переживаниями отсутствия ожиданий новизны и свежести, спонтанности жизни и возможности в ней что-то изменить (столь свойственными детству и юности). На основе анализа литературных данных, а также собственных исследований выделим особенности развития взрослого человека. Именно эти особенности и определяют переживаемые взрослым человеком кризисы. Исследования проводились на выборке объемом 53 человека в возрасте от 28 до 40 лет, составленной из лиц, которые обращались в Центр реабилитации, в период за 5 месяцев (2004). При беседе были выявлены клинические симптомы следующего спектра: нарушение регулярности поведения (вспышки гнева, раздражительность), невротические трудности сосредоточения и концентрации внимания и др. Это объясняется выявлением симптомов гиперактивации, то есть повышенной возбудимостью ЦНС. Кроме того, были обнаружены изменения со стороны вегетативной нервной системы (повышение АД), сердечно-сосудистой системы. Методика изучения пограничных состояний (Депрессия - Астения - Тревожность) (Пермь, 1986) дает характеристику психического состояния по трем параметрам: депрессия, астения, тревожность. Тем самым методика помогает более полно изучить степень выраженности психического состояния. Психические состояния нередко являются важным регулятором поведения человека и могут существенно влиять на настроение и самочувствие, способных определять способ и реализации в поведении людей. Очень важно определить негативно выраженные психические состояния, способствующие ухудшению настроения, самочувствия и снижающие общий тонус. Более половины испытуемых (50,9%) ощущали тревожное состояние, находились в постоянном напряжении, нервозности, беспокойстве и озабоченности. У 20,8% отмечаются быстрая утомляемость, безынициативность, подавленность, отчаяние. Состояние нервно-психической слабости (повышенная возбудимость, раздражительность, эмоциональная неустойчивость) отмечается у 18,9% обследованных. 11,3% испытуемых предъявляют жалобы на снижение трудоспособности, трудности сосредоточения, упадок сил. Цветовой тест Люшера, как и методика пограничных состояний, используется в качестве дополнительного, вспомогательного теста, по которому можно оценить актуальное эмоциональное состояние человека. С помощью методики Люшера можно установить причины социальной дезадаптации на определеном этапе жизни, а также оценить уровень адаптационно-резервного потенциала человека. Анализ цветовых представлений по Люшеру у обследуемых указывает на наличие высокого уровня напряжения (88,7%), подверженность к вспышкам гнева (50,9%), приступам агрессии (71,7%), проблемы впроизводственной сфере (45,9%). Обследуемые жаловались на присутствующий стресс. Во многих случаях источниками стресса являлись разочарование и страх дальнейших неудач, непонимание в семье, отчужденность со стороны общества. У испытуемых довольно часто фиолетовый, черный, коричневый, серый цвета были помещены в начало цветового ряда, что говорит о наличии какого-либо психического или физического дефекта, который тем серьезнее, чем ближе к концу ряда размещены основные цвета. Это говорит о ранимости, впечатлительности и тревожности испытуемых на фоне общего возбуждения. Итак, по результатам исследования можно отметить следующее. 1. Безусловно, наблюдается проблема влияния биологического и социального факторов на развитие человека. Так как организм человека подвержен процессам старения, то со временем у него наблюдается уменьшение физических сил. В то время как личность человека продолжает свое неуклонное развитие, несмотря на возраст. Важны и ситуации, которые коренным образом меняют жизнь человека: смена режима власти, переезд в другой город или страну, адаптация к новой должности, организация семьи, развод, потеря работы. Конечно, такого рода ситуации стрессогенны, эмоциональны, зачастую неопределенны и требуют больших энергетических затрат. 2. Преодоление жизненных кризисов в среднем возрасте всегда связано со структурными перестройками в личности, которые зачастую обусловлены переживанием и осознанием внутреннего конфликта, ломкой устоявшейся системы отношений с миром и формированием новой. 3. Центральным системообразующим элементом развития взрослого человека является он сам, его активное, сознательное отношение к себе, к ситуации, к миру. Придаётся широкий смысл понятию «средовые воздействия», имеются в виду семья, школа, «улица», национальные и культурные традиции, общество и пр. Ведь наряду с кризисом «середины жизни», инволюционным кризисом каждый человек переживает «кризис перехода к взрослости» (Ломов Б.Ф., 1984). 4. Развитие взрослого человека - это изменение собственной «Я- концепции», изменение отношения к самому себе, перестройка самосознания в целом. «Я-концепция» в структуре личности и индивидуальности выполняет регулирующую, опосредствующую функцию между индивидуально-типологическими особенностями и активностью субъекта. При изменении жизненной ситуации претерпевают изменения отношение к себе, самооценка, система ценностей, смысложизненные ориентации. Это чаще всего протекает в виде экзистенциального кризиса, переживаний «пустоты, потери себя, ямы, темноты, хаоса». 5. Развитие взрослого человека можно рассмотреть с позиции отношений между структурой личности и функцией, ею выполняемой. В привычных условиях и ситуациях имеющаяся структура личности реализует привычные функции; в изменяющихся условиях - новая функция приводит к изменению структуры. Следует отметить, что структурные перестройки в среднем возрасте зачастую принимают характер кризиса. Это связано с тем, что структура личности взрослого человека сформирована и устойчива. Структура темперамента, характера, интеллекта, способностей, индивидуальный стиль, профессиональные навыки уже сложились и реализуются. При коренных изменениях в жизни, когда человек не справляется с ситуацией в рамках существующей структуры, перестройки протекают болезненно и трудно. Итак, можно отметить, что взрослость, несмотря на кажущуюся устойчивость, такой же противоречивый период, как и другие. В задачи взрослости входит совладание, преодоление переживания того, что жизнь уже не во всем реализовалась так, как хотелось, как виделось в предыдущих возрастах, и создает философское отношение и личностную терпимость к просчетам и жизненным неудачам, принятие своей жизни такой, как она складывается (Покровский А., 1989.) В заключение отметим, что взрослый человек часто в не меньшей, а иногда и в большей степени, чем ребенок и подросток, нуждается в психологической поддержке и понимании, а переживания взрослости являются интереснейшим предметом консультирования. Источник: Психическое здоровье семьи в современном мире : сборник тезисов III Российской конференции с международным участием (Томск, 24-25 октября 2019 г.) / под ред. Н.А. Бохана, А.В. Семке, Е.В. Гуткевич. - Томск : Отдел полиграфии Томского ЦНТИ, 2019. - 374 с.
|