Морозов Александр Владимирович, главный научный сотрудник НИЦ-2, доктор педагогических наук, профессор (ФКУ «Научно-исследовательский институт Федеральной службы исполнения наказаний»)
Процесс глобальной цифровизации, сопровождающий развитие современного мирового сообщества, несёт в себе не только позитивные тенденции динамичного развития науки и техники, образования, экономики, всех сфер производства, но и скрытые угрозы, характеризующиеся не менее глобальными вызовами всему человечеству, включающими серьёзные риски, связанные с развитием человека и личности. Самой незащищённой группой, оказавшейся в эпицентре цифровизации, являются несовершеннолетние с ещё несформировавшейся психикой, не прошедшие полный путь социализации в обществе, требующие, в силу всего вышесказанного, особого внимания и заботы со стороны государства и общества.
Цифровизация образовательного пространства предусматривает широкое использование учащимися всех уровней образования различных мобильных и интернет-технологий, относящихся к цифровым образовательным технологиям [8]. Участие обучающихся в различных формах проектной деятельности, адекватное использование разного рода цифровых образовательных технологий, умение находить, обрабатывать, вычленять и использовать необходимую информацию - всё это и многое другое - с одной стороны, способствует формированию цифровых компетенций, а с другой - способствует возникновению устойчивой цифровой зависимости у ребёнка. В силу чего это происходит в современной реальности? Дело в том, что живая речь обучающегося - как средство формирования и формулирования мыслей - выключена, по определению. Поэтому, если пойти по пути всеобщей индивидуализации обучения с помощью персональных компьютеров, можно прийти к тому, что будет упущена сама возможность формирования творческого мышления, которое, по своему происхождению, диалогично. Есть и другая опасность: свёртывание социальных контактов, сокращение практики социального взаимодействия и общения, что на практике приводит к индивидуализму и социальному одиночеству, а, кроме того, всё сильнее затягивает неокрепшую и ещё не конца сформировавшуюся личность ребёнка в «болото» цифровой аддикции. Выступая на одном из недавних Форумов академик РАО А. А. Вербицкий подчеркнул, что «наползающая тьма» цифрового обучения грозит заменить своими когнитивными «изысками» развитие личности человека на всех уровнях непрерывного образования», но, самое страшное даже не в этом, а в том, что очень незаметно и постепенно «процесс цифровизации будет способствовать превращению человека в робота» [1]. Уже в конце прошлого века, задолго до «восхода» эпохи цифровизации, но, как бы предвосхищая её последствия, американский исследователь П. Нортон отмечал в одной из своих публикаций: «компьютер является мощным средством оказания помощи в понимании людьми многих явлений и закономерностей, однако он неизбежно порабощает ум, располагающий лишь набором заученных фактов и навыков» [11]. Феномен всеобщей тотальной цифровизации общества, актуальный для современного мира, несёт в себе не только прогресс, нацеленный на развитие всех стран и народов, как это с завидной регулярностью декларируется в различных средствах массовой информации и, особенно, в интернетпространстве, но и целый ряд скрытых, далеко не всеми осознаваемых и, в силу этого, отчётливо понимаемых, вполне реальных рисков, угроз и вызовов, в частности, для тех, кто в силу своих возрастных особенностей ещё не успел полностью сформироваться, как зрелая, адекватная и сознательная личность. Одной из таких реальных угроз, по нашему глубокому убеждению, является проблема усиления процесса криминализации, сопровождающаяся ростом различного рода проявлений девиантного и криминального поведения среди несовершеннолетних, обусловленная, в том числе, процессами цифровизации, о чём нами уже отмечалось в более ранних публикациях [6]. Для того, чтобы более наглядно показать небезосновательность наших опасений, связанных со всё возрастающей криминализацией личности ребёнка в современном цифровом сообществе, попробуем совсем ненадолго отвлечься от сегодняшних «цифровых» проблем и мысленно перенестись всего лишь на три с небольшим десятилетия назад с тем, чтобы окунуться в социальную среду общеобразовательных учебных заведений того времени, в стенах которых происходили не только процессы обучения и воспитания подрастающего поколения, но и наиболее важная часть процесса социализации. Соблюдая принцип объективности, не стоит отрицать тот факт, что девиантные и, отчасти, криминальные проявления в поведении несовершеннолетних были известны педагогам не только рассматриваемого нами, но и более раннего периода. Уже на заре существования Советского государства, всего лишь через пару с небольшим месяцев после Великой Октябрьской социалистической революции на основании специального «Декрета Совета Народных Комиссаров РСФСР от 14 января 1918 года «О Комиссиях для несовершеннолетних», подписанного В. И. Ульяновым (Лениным), «все дела об общественно опасных деяниях лиц, не достигших семнадцатилетнего возраста, в молодой Советской Республике подлежали рассмотрению комиссий, которые находились в исключительном ведении Народного комиссариата государственного призрения» [3]. Несколько позднее - в 30-х годах прошлого столетия - в Советском Союзе для работы с несовершеннолетними, склонными к асоциальному, девиантному поведению, совершающими различного рода проступки, с целью их учёта и проведения с ними целенаправленной специализированной профилактической работы появились «детские комнаты милиции» [2]. В разные годы своего существования цели и задачи, решаемые указанными нами выше подразделениями, отличались друг от друга, но мы не будем углубляться в анализ истории, так как не этот аспект является темой данной статьи. Речь пойдёт несколько о другом: рассматриваемая нами проблема криминализации личности несовершеннолетних, исследуется учёными всего мира на протяжении уже многих десятилетий, в то время как обозначенный в заголовке нашей статьи аспект, обусловленный цифровой зависимостью ребёнка, является, действительно, новым и абсолютно неизученным. Во все времена были семьи, имеющие разный уровень дохода и, соответственно, неодинаковый уровень обеспеченности, что, в первую очередь, отражалось на детях: ведь практически любой более или менее адекватный родитель совершенно искренне желает, чтобы его ребёнок был одет в красивую и современную, модную одежду, выглядел опрятно, был накормлен и т.д., и т.п.
С возрастом амбиции многих, особенно, достаточно обеспеченных родителей в отношении своих «чад» растут и некоторые, в своём стремлении доказать окружающим, что его ребёнок - «самый-самый», уже не могут остановиться в придуманном ими же самими негласном «соревновании»: • самые дорогие украшения; • самые престижные учебные заведения; • самые элитные часы; • самая брендовая одежда; • самые пафосные салоны красоты; • отдых в самых респектабельных отелях; • самые роскошные квартиры и дачи; • самые «крутые» автомобили; • самые последние модели телефонов, планшетов, ноутбуков - словом, всевозможных модных гаджетов и т.д.
Всё это - окружающая нас реальность и действительность, но за всей этой внешней «мишурой» есть одна - очень большая и очень серьёзная проблема: практически никто из родителей (за очень редким исключением), горячо и беззаветно любящих своих незаметно подрастающих «чад», сегодня не обращает должного внимания и не занимается созданием «внутренней красоты» своего ребёнка, шлифовкой его внутренних качеств, работой над совершенствованием его внутреннего мира и внешнего мировосприятия, что, в итоге, зачастую приводит, как бы это ни было парадоксально, именно к криминализации личности, начинающейся с, как будто бы, «невинных шалостей» и экстравагантных выходок, имеющих под собой достаточно чётко выраженную асоциальную направленность и девиантную составляющую, а затем, и криминальным проявлениям в поведении несовершеннолетних.
Основными причинами такого поведения, по нашему мнению, являются следующие: 1. ощущение вседозволенности и отсутствие страха перед наказанием как за асоциальные, так и за противоправные проступки, благодаря родительскому «патронажу» - у одних; 2. ощущение отсутствия социальной справедливости в силу того, что «одним можно всё, а другим нельзя ничего», безнадёжности своего актуального положения и стремления изменить его, доказать себе и окружающим, что достоин иного - у других.
По всей видимости, совсем не случайно, всего три с небольшим десятилетия назад учащимся не разрешалось приходить в школу в дорогих украшениях, с элитными наручными часами или в брендовых нарядах - и вовсе не потому, что не было тех, кто мог себе это позволить, а как раз с той целью, чтобы не расширять и не углублять «пропасть» между возможностями одних и желаниями других, не провоцировать ситуации, неизбежно вызывающие девиантные и криминальные проявления в поведении несовершеннолетних. Сегодняшняя ситуация, как мы уже отмечали выше, осложняется и усугубляется процессом глобальной цифровизации. Современное «цифровое поколение» имеет практически неограниченный доступ к различного рода информации, увереннее использует достижения и новинки цифровой среды, свободнее оперирует различного рода гаджетами и т.д. Но... при всём при этом, это самое «цифровое поколение» с катастрофической скоростью теряет элементарные человеческие навыки коммуникации, нередко испытывает трудности в том, чтобы чётко и понятно выразить свою мысль, не говоря уже об эмоциях, не умеют вести диалог, оперировать достаточным запасом слов. А ведь для того, чтобы элементарно понимать друг друга, необходимо, как минимум, читать одни и те же книги. Значительной трансформации подверглись процессы взаимодействия и общения в сторону виртуальной составляющей, а также многие психические познавательные процессы [4]. Среди отчётливо деформируемых психических познавательных процессов, в первую очередь, необходимо назвать воображение и восприятие, мышление и память, внимание и речь. Кроме того, существующая сегодня образовательная парадигма неуклонно и целенаправленно, шаг за шагом уничтожает коллективное бессознательное, превращая сильное и несокрушимое «мы» в узкоэгоцентричное, сугубо прагматичное «я», не ориентированное на взаимодействие с окружающими, не способное на взаимопомощь и иные взаимо-проявления, одним из подтверждений чего является, так называемая, «индивидуальная образовательная траектория», представляемая современной системой образования в виде некоего модного суперинновационного «бренда». Подтверждение этому мы находим в работах современных исследователей: суть цифровой трансформации образования заключается в достижении каждым обучающимся «необходимых образовательных результатов за счёт персонализации образовательного процесса на основе использования растущего потенциала цифровых технологий, включая применение методов искусственного интеллекта, средств виртуальной реальности; развития в учебных заведениях цифровой образовательной среды» [7].
Можно спорить или соглашаться с высказыванием зарубежных коллег о том, что «применение цифровых технологий является полезным в образовательных процессах и привносит много преимуществ для повышения эффективности обучения» [10], но факты остаются фактами и, как известно, по своей сути - «вещью упрямой». Приведём лишь некоторые из них: 1. Сторонниками повсеместной цифровизации не представлены сколько- нибудь убедительные доказательства реального повышения качества образования при использовании цифровых образовательных технологий (именно по этой причине на сегодняшний день существует как неосознанное, так и вполне сознательное сопротивление процессу цифровизации в системе отечественного образования определённой части педагогического корпуса нашей страны - особенно среди учителей и преподавателей старшего поколения). 2. Современные дети в возрасте старше 10 лет, относящиеся, к так называемому, поколению «Z», и дети, родившиеся после 2010 года, относящиеся к поколению «Альфа», находятся в зоне реального риска, обусловленного проблемой деградации мышления и речи - высших человеческих познавательных процессов; «клиповое мышление» порождает поверхностные суждения, лишённые даже зачаточных проявлений элементарного анализа, а также абсолютно фрагментарные мысли, зачастую просто катастрофически оторванные от реальности. 3. Не меньшую тревогу и озабоченность вызывает снижение грамотности, обусловленное, в значительной степени, отсутствием привычки читать книги, и, как следствие - тотальным уменьшением как общего, так и активного словарного запаса, приводящего к неспособности сформулировать свои мысли и запросы, высказаться, выстроить диалог (как тут не вспомнить, всем известную, Эллочку-людоедочку, вызывавшую в своё время бурю смеха... однако, сегодня это уже «смех сквозь слёзы»). 4. Страдает не только общий, но и эмоциональный интеллект обучающихся, так как дети, лишённые «зоны ближайшего развития», оказываются не способными к тому, чтобы переживать определённые эмоции, формировать адекватное ценностное отношение к различным ситуациям, основанное на принятых в обществе моральных нормах и правилах поведения - в результате наносится непоправимый ущерб процессу интеграции индивида в социальную систему, его вхождению в социальную среду - социализации.
Как отмечают Е. И. Ильянкова и Ю. Ю. Стрельникова «восприятие социального пространства с учётом индивидуально-психологических особенностей личности важно для понимания механизмов криминализации подростков, оно расширяет возможности профилактики преступного поведения, а также психологической коррекции личности несовершеннолетних правонарушителей с целью их успешной ресоциализации» [9, с. 53]. По нашему глубокому убеждению, положительный эффект в решении рассматриваемой нами проблемы может быть достигнут только при наличии грамотно спланированной, хорошо продуманной и адекватно выстроенной системы психологического сопровождения несовершеннолетних в условиях цифровизации, а также целенаправленной профилактики социальных рисков и зависимостей детей и подростков [5]. Резюмируя вышеизложенное, считаем необходимым акцентировать внимание на изложенных в статье фактах и, особенно, факторах, провоцирующих неадекватные проявления в поведении лиц, не достигших совершеннолетия, а также на последствиях, к которым может привести современная глобальная цифровизация, в том числе, и, в первую очередь, образовательной среды, оказывающей негативное воздействие на формирование личности ребёнка.
Список литературы: 1. Вербицкий А.А. Цифровое обучение: проблемы, риски и перспективы // Электронный научно-публицистический журнал «Homo Cyberns». 2019. № 1 (6) 2. Детская комната милиции 3. История создания комиссий по делам несовершеннолетних 4. Морозов А.В. Понимание природы психических процессов в отечественной психологической науке // Научный поиск. 2015. № 3.3. С. 67-70. 5. Морозов А.В., Никитов Н.И. Профилактика социальных рисков и зависимостей детей и подростков // В сборнике: XXXVI Мерлинские чтения: Психологические инновации в образовании // Материалы Всероссийской научной конференции, посвященной 90-летию образования ПГПИ-ПГПУ. Пермь: ПГПУ, 2011. С. 159-161. 6. Морозов А.В., Романова Е.Н. Цифровые технологии и их пагубное влияние на развитие несовершеннолетних // В сборнике: НАУКА, ОБРАЗОВАНИЕ, КУЛЬТУРА // Сборник статей / Составители Т. И. Раковчена и др. Т. 3. Психолого-педагогические науки. Комрат: КГУ, 2020. С. 466-470. 7. Проблемы и перспективы цифровой трансформации образования в России и Китае. II Российско-китайская конференция исследователей образования «Цифровая трансформация образования и искусственный интеллект» 8. Симакова Т.А., Гаврина Е.Е., Ковальчук И.А. Анализ психологических механизмов позитивной киберсоциализации // Прикладная юридическая психология. 2018. № 2. С. 59-64. 9. Стрельникова Ю.Ю., Ильянкова Е.И. Влияние личностных особенностей несовершеннолетних правонарушителей на представления о социальном пространстве // Прикладная юридическая психология. 2020. № 1 (50). С. 52-60. 10. Kotevski Z., Tasevska I. Evaluating the Potentials of Educational Systems to Advance Implementing Multimedia Technologies // I.J. Modem Education and Computer Science. 2017. № 1. Pp. 26-35. 11. Norton P. Computer Potential and Computer Educators: a Proactive View of Computer Education // Educational Technolog. 1983. Vol. 23. № 10. P. 25-28. Источник: Психология XXI века: вызовы, поиски, векторы развития: сб. материалов Всерос. симпозиума психологов (Рязань, 9-10 апр. 2020 г.) с междунар. участием (Россия, Республика Республика Казахстан, Китай) / под общ. ред. Д. В. Сочивко - Рязань : Академия ФСИН России, 2020. - 1019 с.
|