На главную Лекции и практикум по психологии Конференции и доклады по психологии Причины девиантного поведения несовершеннолетних и его последствия
Причины девиантного поведения несовершеннолетних и его последствия
Лекции и практикум по психологии - Конференции и доклады по психологии

Каширских Екатерина Евгеньевна, курсант 1 «П» курса
(ФГКОУ ВО «Московский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации имени В.Я. Кикотя»)

В последнее время всё чаще и чаще встречаются подростки с поведением, отклоняющимся от нормы - девиантным поведением. Существует множество видов данного поведения, но все они опасны не только для самого подростка, страдающего этим, но и для общества.

 


Девиантное поведение - это система поступков или отдельные поступки, противоречащие принятым в обществе нормам и проявляющиеся в несбалансированности психических процессов, неадаптивности, нарушении процесса самоактуализации и уклонении от нравственного и эстетического контроля над собственным поведением.
Девиантное поведение является промежуточным между нормой и патологией. Оно может проявляться как у людей с психическими заболеваниями, так и у совершенно здоровых людей, что обусловлено внутриличностными конфликтами. Более всего девиантному поведению подвержены подростки, так как у них начинается период полового созревания, меняется внешний облик и внутреннее восприятие себя. В силу возрастных особенностей подросток пытается самоутвердиться и нередко попадает в «плохие компании».


Среди девиаций выделяют следующие типы:
1. Делинквентное поведение (разновидность преступного, криминального поведения).
2. Аддиктивное поведение (стремление к уходу от реальности путём искусственного изменения своего психического состояния).
3. Патохарактерологическое поведение (расстройства личности, сформированные в результате процесса воспитания).
4. Психопаталогиечское поведение (проявление тех или иных психических расстройств и заболеваний).
5. На базе гиперспособностей (проявление одарённости, таланта в какой- либо из сфер деятельности).


Так почему же у несовершеннолетних возникает девиантное поведение? Выделяют 3 вида факторов, способствующих формированию отклоняющегося поведения: социальные факторы, биологические факторы и психологические факторы.
Э. Дюркгейм считал, что основной причиной девиации считается аномия или же другими словами «отсутствие закона», «безнормие». Когда в обществе отсутствуют нормы поведения, регулируемые законом, человек понимает, что ему дозволено всё, а за совершение того или иного поступка наказания не последует. Такое явление дезорганизует общество, однако наряду с негативными факторами появляются положительные - у общества возникает реакция на аморальное поведение людей, вследствие чего начинают образовываться социальные нормы.
Р. Мертон развил теорию аномии, считая причиной девиации разрыв между целями общества и социально одобряемыми средствами осуществления этих целей. Также девиация развивается из-за так называемого «навешивания ярлыков», когда более влиятельные группы общества манипулируют людьми. Несовершеннолетние больше всех подвержены влиянию со стороны общества, так как они выбирают себе кумиров среди актёров, музыкантов, своих друзей, которые не всегда отличаются адекватным поведением, из-за чего подростки стараются повторить действия тех, кому стараются подорожать, что приводит к аддикциям, суицидальному поведению и другим видам девиаций.
Чезаре Ломброзо утверждал, что существует прямая связь между преступным поведением человека и его биологическими особенностями. Криминальные поступки людей являются результатом деградации к ранним стадиям эволюции человека. Уильям Х. Шелдон, врач и психолог, подчёркивал, что существует зависимость между типами темперамента и типами соматического строения человека. Также предпринимались попытки установления связи между девиантным поведением и наследственностью. Повреждения головного мозга, заболевания мозга, особенности нервной системы приравниваются к факторам, способствующим отклонению в поведении.
З. Фрейд считал, что люди по своей природе антисоциальны и наделены эгоцентрическим влечением к поиску удовольствия, разрушения, что вступает в конфликт с требованием социальной среды. По А. Адлеру в норме существует гармония между направленностью на достижение цели с направленностью на сотрудничество с другими людьми. При нарушении этого баланса в человеке возникает внутренний конфликт, или чувство неполноценности, что толкает его на совершение девиантных поступков. По мнению В. Франкла мотивацией для человека является стремление к смыслу, но, когда это стремление блокировано, возникает состояние фрустрации. Данное состояние характеризуется апатией, скукой, опустошённостью. Многие люди уходят от поиска смысла, порождая за этим отклоняющееся поведение. Б. Скиннер, сторонник теории бихевиоризма, обнаружил, что на поведение влияют его последствия. Пробуя и ошибаясь, человек достигает успех с одной стороны, с другой - ошибки могут привести к отклоняющимся формам поведения.


Основываясь на вышеизложенных теориях, можно конкретнее объяснить причины отклоняющегося поведения несовершеннолетних.
1. Неполные семьи - социальный фактор. В результате социального конфликта между родителями страдает ребёнок. Из-за воспитания одним родителем и недостатка любви, внимания и заботы второго нередко возникают межличностные конфликты родителя и ребёнка, неумение взаимодействия с противоположным полом, отсутствие модели семьи.
2. Конфликтные, асоциальные семьи как социальный фактор негативно влияют на воспитательный процесс. Ребёнок не только эмоционально страдает от ссор родителей, но и заимствует поведение родителей, что в дальнейшем может сказаться и на его собственной семье.
3. Учебно-воспитательные ошибки, также являющиеся социальным фактором, могут подтолкнуть ребёнка на девиации. Например, недостаточное внимание педагогов, неумение настраивать контакт с учеником и между учениками становится основой для формирования неуспеваемости, конфликтов, отягощающимися незрелой психикой ребёнка и его переживаниями.
4. Наследственность - биологический фактор. Причинами девиантного поведения могут служить умственная недостаточность, аномальные черты характера, склонность к алкоголизму или наркомании.
5. Патологии ЦНС, являющиеся биологическим фактором, провоцирует неполноценность нервных клеток мозга. Из-за этого проявляется эмоциональная неустойчивость, снижение адаптивных способностей.
6. Особенность пубертатного периода - психологический фактор.


Гормональная перестройка организма, активное созревание отделов коры головного мозга, формирование высших психических функций может проявляться заострением характерологических черт, асоциальными поступками.
Кроме того, в обществе происходит социальная и психологическая деформация. Постоянное посещение подростком сети Интернет также накладывает определённый отпечаток в формировании девиантного поведения. Зачастую содержание социальных сетей и иных ресурсов не контролируется, поэтому ребёнок может получить информацию совершенно разного содержания, включая неприемлемую для его неокрепшей психики. Более того, через Интернет активно воздействуют на психику детей, например, игра «Синий кит», или же информацию о детях получают педофилы, чтобы потом реализовать свои криминальные планы.
Теперь стоит перейти к последствиям девиантного поведения несовершеннолетних. На фоне сильных переживаний, необдуманных поступков, в силу неопытности и неустойчивости психики девиантное поведение может привести не только к потере смысла жизни, дезориентации в обществе, но и к серьёзным проблемам со здоровьем и нередко к смерти.
Одним из главных последствий девиантного поведения являются «выпадение» асоциального индивида из нормальной социальной жизни общества. Подростки отчуждаются от семей, законопослушных друзей, замыкаются в себе, либо же идут на необдуманные поступки, влекущие неоправданный риск здоровью.
Другим последствием является физическое истощение организма, разрушение личности и даже смерть. Такие последствия нередки при алкогольных аддикциях, парасуицидальном или суицидальном поведении, при затяжной депрессии.
Криминализация общества также является последствием девиантного поведения подростков. По статистике, доля тяжких преступлений, совершаемых несовершеннолетними составляет примерно 50 %. В 2015 году, преступления повлекшие за собой тяжкие телесные повреждения составила — 22,7 %, убийства — 27,3 %.
Таким образом, отклоняющееся поведение несовершеннолетних весьма опасное явление, которое усугубляется подростковым максимализмом, пубертатным периодом и отсутствием жизненного опыта.
Список литературы
1. Менделевич В.Д. Психология девиантного поведения: Учебное пособие. С.П.: Речь, 2005. 445 с.
2. Азарова Л.А., Сятковский В.А. Психология девиантного поведения: Учебно-методичесий комплекс. Минск.: ГИУСТ БГУ, 2009. 164 с.
3. Девиантное поведение подростков
4. Причины девиантного поведения подростков
5. Отклоняющееся поведение
6. Причины и последствия девиантного поведения подростков и возрастные особенности подростков
7. Девиантное поведение у подростков. Примеры, причины, опасность девинатного поведения. Борьба с ним и профилактика
8. Преступность несовершеннолетних статистика 2020

Источник: Психология XXI века: вызовы, поиски, векторы развития: сб. материалов Всерос. симпозиума психологов (Рязань, 9-10 апр. 2020 г.) с междунар. участием (Россия, Республика Республика Казахстан, Китай) / под общ. ред. Д. В. Сочивко - Рязань : Академия ФСИН России, 2020. - 1019 с.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.