На главную Лекции и практикум по психологии Конференции и доклады по психологии Психолого-педагогические особенности эмоциональной сферы младшего школьного возраста
Психолого-педагогические особенности эмоциональной сферы младшего школьного возраста
Лекции и практикум по психологии - Конференции и доклады по психологии

Сейдалиева Г.Ш., Карабекова А.Ж., г.Тараз, Республика Казахстан

Важной составляющей жизни каждого человека являются эмоции. В раннем детстве мы эмоционируем по отношению ко всему, что окружает. Данный период полон чувств. Дети в этом возрасте испытывают особое желание поделиться своими эмоциями со взрослыми, ровесниками. Ребенок уже в раннем возрасте способен различать положительные и отрицательные стороны. Они высказывают таким образом свое отношение к окружающим предметам, делятся впечатлениями, ищут поддержки, стараются распознать чувства других людей. Это становится вполне естественной потребностью ребенка [6].


По мере взросления непосредственность в поведении ребенка снижается, а эмоции носят достаточно сложный характер, т.е. они могут быть как поверхностными, так и более детализированными и глубокими. Здесь уже наблюдается умелое владение эмоциональными жестами и мимикой, словесное выражение эмпатии.
По словам Далай-ламы в его интервью для TIME Западная цивилизация, включая Америку, очень ориентирована на материалистическую жизнь. Но эта культура порождает слишком много стресса, беспокойства, ревности и всего такого. Начиная с детского сада, критикует Далай-лама за пренебрежение эмоциями, детей следует учить «заботиться об эмоциях»: Независимо от того, религиозны мы или нет, мы, как человеческие существа, должны больше узнать о своей системе эмоций, чтобы справиться с деструктивными эмоциями, стать более спокойными, обрести внутренний покой [5].
Научные исследования советского периода середины и второй половины двадцатого века позволили произвести своеобразное соответствие возраста и эмоции: младенчество - это всегда эмоциональное взаимодействие с родителями, дошкольники используют игру и предметы для воздействия на компоненты природной среды или экспериментальной ситуации, школьники - это всегда эмоции в учебной деятельности, подростковому возрасту характерны межличностные отношения и т.д. Автором такой классификации был Выготский [7].
В конце 20 века ученый Запорожец утверждал, что эмоции выполняют сигнальную и регулирующую функции, и их развитие дает ребенку возможность осознанно подойти к оценке своей деятельности. Кто-то доказывал, что эмоции есть сложные психологические явления. Запорожец ратовал за то, чтобы родители избегали грубого обращения с ребенком, а воспитывали в нем правильное представление о нравственном облике человека, что, в свою очередь, скажется на формировании у него положительных эмоций. Ребенок как чистый лист, впитывающий в себя все то, чему его научили. И здесь для родителей главное не допустить ошибки, не вырастить безэмоционального эгоиста [3].
Исследователь Лисина доказывала, что именно родители и взрослые становятся образцом и эталоном поведения, именно они учат детей испытывать те или иные эмоции, которые носят непосредственно социальный характер и обусловлены самой жизнью. Конечно, эмоции нарастают и видоизменяются в своем проявлении по мере взросления ребенка, и тем не менее, по мнению исследователей, стандарты и модели поведения взрослых становятся основными эмоциональными эталонами. Это может сформировать у ребенка неверное представление об устройстве мира и жизни в целом. Поэтому очень важно осознавать, какое эмоциональное окружение имеет ребенок, какой способ самовыражения он выберет.
Зарубежные исследователи-психологи доказывают, что эмоции связаны с мышлением и познавательной деятельностью, интеллектом. Поэтому они считают школу местом, где дети должны непосредственно учиться распознавать эмоции у себя и у других людей, называть их, справляться с ними, понимать причины их возникновения. В адекватном эмоциональном воспитании помогает чтение художественной литературы, театральные постановки, кукольный театр, ролевые игры [8].
Таким образом, можно сделать вывод, что для младшего школьника при эмоциональном развитии все-таки важна роль взрослого. Взрослый человек, родитель, педагог научит его правильному отношению к людям и жизни, поможет сформировать группу социальных ценностей и норм, смотивирует его поведение, научит различать положительное и отрицательное, плохое и хорошее [9].
Успешная организация воспитательного процесса в школах невозможна без ориентации педагогов на возрастные ценности детей. Педагогическое воздействие на эмоциональную сферу младших школьников должно быть последовательным, систематическим и осуществляться на протяжении всего периода обучения.
Международная сеть развития эмоционального интеллекта «Эй дети» (Международная сеть развития эмоционального интеллекта @KTKEIkids) для детей 4-15 лет и их родителей представляют эмоции как справиться с ними, они могут помочь решить любую проблему. Программа была реализована учеными Йельского университета совместно с коллегами из Института психологии РАН. Эти дети знают, что нет плохих эмоций, и могут использовать и регулировать свои эмоциональные состояния и чувства [1].
Сфера эмоций ребенка, только что поступившего в школу, естественно, претерпевает некоторые изменения, так как значительно расширяется его деятельность и эмоциогенные объекты увеличиваются. Если сравнивать дошкольника и младшего школьника, то можно наблюдать снижение у последнего эмоциональной реакции, он в силе подавить негативные эмоции под воздействием силы воли. В некоторых случаях можно наблюдать скрытую эмоцию.
По данным анкетирования по методике Д.И. Фельдштейна выяснилось, что 50% подростков относятся к себе отрицательно. Причем, мальчиков больше, чем девочек в соотношении 34% к 26% соответственно. Другая половина испытуемых имеет к себе положительную оценку, часто имеющую отрицательную окраску. Из этого следует вывод, что ребята младшего школьного возраста все-таки имеют больший процент отрицательного, чем положительного к себе отношения, что говорит об отрицательном эмоциональном фоне.
Таким образом, следует вычленить характерные черты эмоциональной сферы у детей младшего школьного возраста. Они легко откликаются на любые события, их восприятие более эмоционально окрашено, они непосредственны в выражении эмоций, с трудом скрывают радость, страх и печаль. В учебной деятельности они близко к сердцу принимают неудачи на уроках и неуверенность в собственных силах, боясь пасть в глазах одноклассников и родных. Также младшие школьники отличаются возможностью даже входить в состояние аффекта, кратковременного либо бурного, их настроение достаточно изменчиво. На это их эмоциональное состояние могут влиять как положительные, так и отрицательные моменты их жизни, от простейшей игровой деятельности и общения со сверстниками, до успехов в учебе и получении отметок за урок [2].
Младшие школьники отличаются мнительностью, неверным истолкованием мимики и чувств сверстников, что может привести отрицательным ответным реакциям. Лишь радость и страх они способны выразить вербально, описывая свое эмоциональное состояние. Но им достаточно сложно словесно описать свое эмоциональное состояние, а также неопознанными могут быть удивление, страх, чувство вины.
Ученики младших классов от дошкольников отличаются еще и способностью сопереживать, если становятся свидетелями драматических сцен и конфликтов. Они способны социологизировать свою эмоциональную сферу, восторгаться кумирами, гордиться Родиной, гордиться успехами спортсменов, организовать крепкую дружбу.
Многие школьники этого возраста зачастую выказывают нежелание посещать уроки, боятся школы. Такое поведение сопровождаться и нарушением здоровья: у ребенка может открыться рвота, закружиться или заболеть голова либо, например, желудок. И считать это со стороны родителей или учителей симуляцией достаточно ошибочно, а необходимо как можно серьезнее отнестись к проблеме.
Зачастую негативные эмоции напрямую связаны с семейными проблемами, либо с проблемами, которые возникли у родителей. Дети переживают за них, отсюда появляется неблагоприятный эмоциональный фон у ребенка. Таким образом, происходит опосредованный страх перед школой. Чувство страха и боязни насмешки у детей также возникает из-за плохих отметок либо последствий шалостей. Также у младшего школьника может возникать чувство ревности, зависти, гнева, причиной которого является чрезмерные запреты родителей. Ребенок при этом быстро мобилизуется, его энергия готовится к самозащите [4].
Еще причинами гнева и злости со стороны младшего школьника могут быть оскорбления, обман, строгие правила и законы. Поэтому проявлению гнева уделяется особое внимание и контроль при социализации ребенка. Родители и педагоги должны учить детей управлять гневом, говорить о недопустимости выражать его открыто и в обществе. И сами никогда не подавать пример своим гневным поведением. Однако, младший школьник имеет право на справедливый гнев по отношению к старшим, если к нему несправедливо отнеслись. Ребенок не должен подавлять в себе обиду, что может принести ущерб ребенка при социальной адаптации и привести к расстройствам психосоматики.
Что же касается положительных эмоций младших школьников, таких как чувства радости, например, то они успешно развиваются в игровой деятельности. По мере взросления ребенка чувство радости в игре сдвигается. Ребята уже могут порадоваться не только за свои успехи и результаты, но и радоваться успехам и удачам товарищей. В связи с этим, на основе подражания накапливается ценный социальный опыт.
Радость, чувство удовлетворения, огорчения и переживания, у детей младшего школьного возраста могут вызывать и выполнение школьных поручений, которые, в свою очередь, оцениваются одноклассниками, учителями и родителями. Если ребенок потерпел неудачу в выполнении порученного дела, то стоит поскорее помочь ему все исправить, самоутвердиться, неудачи не должны носить затяжной характер, так как у ребенка может возникнуть раздражительность, недоброжелательное отношение к окружающим, особое желание занять свое определенное место в коллективе, добиться успеха любыми способами.
Постепенно из года в год моральные принципы и чувства приобретают четкость и определенность. Первоклассники обычно основываются на указаниях родителей и учителей, они следуют прямым указаниям старших. Второклассники и ученики третьего класса берут пример с литературных и киногероев, более осознанно воспринимая и анализируя окружающую действительность. Тем самым изменяется их моральное и этическое поведение, а поступки отличаются осознанностью выбора, а не сторонними указаниями [10].
Так, эмоциональная сфера младшего школьника постепенно претерпевает изменения, приобретается эмоциональная устойчивость, меняется жизненный уклад. Возникает чувство стыда за плохие поступки, радость в игровой деятельности и общении с товарищами, меняются отношения со взрослыми. Таким образом, осознается новое положение в социуме: он стал школьником.
Характерными особенностями младшего школьного возраста выступают интенсивное развитие эмоциональной сферы, интеллекта, психических процессов. Ребенок в этом возрасте способен сосредотачивать внимание на определенном объекте, намеренно запоминать необходимую информацию, пользоваться по мере надобности полученными ранее знаниями, достигать поставленной цели и задачи, теоретически и практически мыслить. Ребенок может оценивать себя со стороны, что говорит о развитии его эмоциональной сферы.


Список использованных источников
1. Барышникова, Е.В. Психология детей младшего школьного возраста : учеб. пособие / Е.В. Барышникова. - Челябинск : Изд-во Южно-Урал. гос. гуманитар.-пед. ун-та, 2018. - 174 с. - Текст : непосредственный.
2. Лебеденко, О.А. Психология детей дошкольного и младшего школьного возраста : электронное учебное пособие / О.А. Лебеденко ; Южный федер. ун-т, Акад. психологии и педагогики, Каф. организац. и возраст. психологии АПП ЮФУ. - Ростов-на-Дону : Акад. психологии и педагогики ЮФУ, 2017. - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM) - Текст : электронный.
3. Волков, Б.С. Психология возраста: от младшего школьника до старости / Б.С. Волков. - Москва : Владос, 2013. - 511 с. - Текст : непосредственный.
4. Выготский, Л.С. Вопросы детской психологии / Л.С. Выготский. - Москва : Юрайт, 2017. - 199 с. - Текст : непосредственный.
5. Гордеева, Т.О. Внутренняя и внешняя учебная мотивация академически успешных школьников / Т.О Гордеева, Е.А. Шепелева. - Текст : непосредственный // Вестник Московского университета. Сер. 14. Психология. - 2011. - № 3. - С. 33-45.
6. Зак, А.З. Развитие теоретического мышления у младших школьников Развитие теоретического мышления у младших школьников / А.З. Зак. - Москва : Педагогика, 1984. - 152 с. - Текст : непосредственный.
7. Крайг, Г. Психология развития : учеб. пособие / Г. Крайг, Д. Бокум ; науч. ред., пер. на рус. яз. Т. В. Прохоренко ; пер. с англ. А. Маслов [и др.]. - 9е изд. - Москва [и др.] : Питер, 2004. - 939 с. - Текст : непосредственный.
8. Обухова, Л.Ф. Возрастная психология : учебник для студентов высш. учеб. заведений / Л. Ф. Обухова. - Москва : Юрайт, 2013. - 460 с. - Текст : непосредственный.
9. Психология детей младшего школьного возраста : учебник и практикум для акад. бакалавриата / З.И. Айгумова [и др.] ; под общ. ред. А.С. Обухова. - Москва : Юрайт, 2019. - 424 с. - Текст : непосредственный.
10. Смирнова, Е.О. Детская психология / Е.О. Смирнова. - Москва : КНОРУС, 2016. - 280 с. - Текст : непосредственный.

Источник: Психология образования: сопровождение развития способностей и П863 одаренности обучающихся : материалы XVII Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием, 24 нояб. 2022 г. / Шадр. гос. пед. ун-т, Ин-т психологии и педагогики ; отв. ред. С.В. Истомина. - Электрон. текст. дан. (3,14 Мб). - Шадринск : ШГПУ, 2023. - 238 с. - 1 электрон. опт. диск (DVD-ROM). - Систем. требования: IBM PC, AdobeAcrobatReader 8 или выше; DVD-ROM. - Загл. с экрана.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.