Продовикова А.Г., г. Пермь, Россия В современном мире возникла потребность в развитии креативности как неотъемлемого качества личности, благодаря которому человек способен решать проблемы различного характера умело, быстро, вариативно и творчески. Творческая личность становится актуально востребованной обществом, а ее развитие — предметом масштабных психологических исследований и государственных программ во всем мире. Но в то же время отчетливо наблюдается непрерывный рост социальной, экологической, экономической, личностной, техногенной экстремальности нашей жизни, что ведет к росту числа предрасполагающих факторов для возникновения стрессовых ситуаций, которые сопровождаются повышением уровня тревожности.
Таким образом, в настоящий момент особую актуальность приобретает исследование взаимосвязи креативности личности и эмоционального состояния. Изучению же особенностей креативности в стрессовой ситуации на протяжении длительных периодов времени внимания практически не уделялось. Определим основные понятия. Креативность (от лат. creatio - созидание) по Е.П. Ильину - это способность человека порождать необычные идеи, находить оригинальные решения, отклоняться от традиционных схем мышления [4, с.35]. Стресс мы понимаем вслед за В.В. Суворовой как «функциональное состояние организма, возникающее в результате внешнего отрицательного воздействия на его психические функции, нервные процессы или деятельность периферических органов» [цит. по 4, с. 21]. Остановимся на теоретических предпосылках нашего исследования. В работах О.К. Тихомирова изучение функций эмоциональных процессов в творческой деятельности рассматривается в качестве важнейшей проблемы психологии мышления. На основе экспериментальных данных доказывается существование именно эмоциональной регуляции творческой деятельности. Созвучна данной теории модель «эмоционального резонанса», разработанная Т. Любартом, согласно которой «эмоции играют центральную роль в процессе формирования творческих ассоциаций» [2, с. 11]. В исследованиях обнаруживается, что эмоции по-разному влияют на различные показатели креативности, измеренные разнообразными методами и методиками. Отсутствие сопоставимой методологии вносит серьезные трудности в сравнение результатов исследователей. Так, важным оказывается различение количественных показателей (к которым относят беглость и иногда гибкость) и качественных (прежде всего это оригинальность). Вместе с тем известно, что эти показатели практически всегда тесно коррелируют друг с другом, что позволяет некоторым исследователям рассматривать их как взаимозаменяемые и использовать только те, которые легче всего получить. Элис Айзен начиная с 1980-х годов провела большой цикл исследований, посвящённых влиянию положительных эмоциональных состояний на различные когнитивные процессы, включая творческое мышление. Результаты экспериментов Э. Айзен показывают, что положительное настроение, индуцированное разными способами, повышает креативность. Отрицательное настроение в некоторых случаях, возможно, тоже приводит к повышению креативности, но этот эффект не достигает уровня статистической значимости, поэтому не может считаться чётко установленным [3]. Исследованием взаимосвязи креативности и эмоционального состояния занимались Г ейра Кауфманн и Сюзанна Восбург [там же]. В одной из работ они давали испытуемым две малые творческие задачи Н. Майера, а перед решением задач испытуемым показывали эмоционально окрашенные фильмы, чтобы вызвать положительное, отрицательное, либо нейтральное настроение. При решении творческих задач наиболее успешными оказались испытуемые в отрицательном настроении, за ними шли испытуемые в нейтральном состоянии, наименее успешными были испытуемые в положительном настроении. Также Восбург предположила, что в задачах на дивергентное мышление положительное настроение должно повышать беглость, т.е. количество идей, порождаемых испытуемыми, а отрицательное настроение должно снижать беглость. Карстен Де Дреу с соавт. для описания и изучения различных механизмов влияния эмоций на креативность сформулировал модель «двойного пути от настроения к креативности» [3]. Автор предположил, что к повышению креативности ведут только эмоциональные состояния с высокой активацией, при этом существует два разных механизма их влияния на креативность. Высокий уровень активации приводит, с одной стороны, к повышению уровня мотивации при осуществлении деятельности, с другой стороны, к увеличению объёма рабочей памяти, что способствует более эффективной переработке информации. Это приводит к увеличению показателей беглости и оригинальности. При положительном настроении повышается когнитивная гибкость, используемые категории становятся более широкими, при отрицательном настроении повышается настойчивость при выполнении заданий. Таким образом, результаты исследований взаимосвязи эмоционального состояния и креативности носят противоречивый характер. Поэтому нами было проведено экспериментальное исследование особенностей креативности в стрессовой ситуации. В исследовании приняли участие 60 студентов химического факультета ПГНИУ. Исследование проходило на одной группе студентов в два этапа. На первом этапе участникам исследования был предложен кинофильм «Это не должно было случиться» (Канада, 1954), показывающий серию несчастных случаев на лесопильне. Данный фильм был разработан с целью повысить соблюдение техники безопасности среди рабочих лесопилен, и был использован нами с целью моделирования стрессовой ситуации у студентов. Затем испытуемым предлагалось заполнить Шкалу тревоги Ч.Д. Спилбергера (в адаптации Ю.Л. Ханина). После чего им предлагалось выполнить задания из методики диагностики креативности Е. Торренса и заполнить Тест Медника для диагностики вербальной креативности. Второй этап исследования был проведен через 5 недель после первого исследования. Студентам предложили повторно заполнить Шкалу тревоги Ч.Д. Спилбергера (в адаптации Ю.Л. Ханина) и выполнить задания из методики диагностики креативности Е. Торренса и заполнить Тест Медника для диагностики вербальной креативности. На данном этапе исследование проводилось без моделирования стрессовой ситуации.
Таким образом, в исследовании использовались следующие методики: 1. Шкала тревоги Спилбергера (State-Trait Anxiety Inventory - STAI) для оценки уровня ситуативной тревожности. 2. Три субтеста методики диагностики креативности Е. Торренса: «Создание рисунка»; «Незаконченные рисунки» и «Повторяющиеся линии» для диагностики невербальной креативности. 3. Тест отдаленных ассоциаций (Тест Медника) для диагностики вербальной креативности.
Статистический анализ. Использовались методы описательной статистики, критерий Колмогорова - Смирнова для оценки характера распределения данных; T-Критерий Вилкоксона для зависимых групп в случае ненормального распределения для сравнения результатов, полученных на двух этапах; коэффициент корреляции Спирмена для выявления связи между уровнями креативности и тревожности студентов.
Гипотезами исследования выступили следующие предположения: 1. Существуют изменения в показателях креативности в ситуации переживания стресса и при его отсутствии. 2. Показатели креативности студентов в стрессовой ситуации ниже, чем показатели креативности студентов вне стрессовой ситуации. 3. Существуют корреляционные связи между уровнем ситуативной тревоги и показателями креативности.
Перейдем к описанию результатов. По методике «Тест отдаленных ассоциаций» С. Медника для диагностики вербальной креативности были выявлены различия по шкалам: продуктивность (Z=-3,649, p<0,05), уникальность (Z=-2,084, p<0,05). В стрессовой ситуации студенты с меньшим успехом могли придумывать новые решения заданий, а также изменялось и количество решаемых задач. Но вне зависимости от уровня тревожности студенты в равной степени способны выдвигать идеи, отличающиеся от общеизвестных и общепринятых. По методике Торренса для диагностики образной креативности были выявлены значимые различия по шкалам Оригинальность (Z=-3,423, p<0,05) и Сопротивление замыканию (Z=-3,318 p<0,05). В ситуации стресса у студентов изменяется способность давать необычные, уникальные ответы, требующие «творческой силы». Снижается способность сопротивляться и не следовать стереотипам и длительное время «оставаться открытым» для разнообразной поступающей информации при решении задач. Вместе с тем, между 1 и 2 этапами исследования значимых различий не обнаружено по шкалам: Беглость (Z= -1.49, p>0,05), Разработанность (Z=-0,404 p>0,05), Абстрактность названия (Z=-0,404 p>0,05). Студенты вне зависимости от уровня ситуативной тревожности примерно одинаково способны создавать большое количество осмысленных идей, с одинаковым успехом детально разрабатывать их, а также способны к трансформации образной информации в словесную форму и понимание сути проблемы. На первом этапе исследования после просмотра кинофильма «Это не должно было случиться» корреляционный анализ выявил значимые корреляции шкалы «Уникальность» со шкалами «Продуктивность» (г=0,578, p<0,01) и «Оригинальность» (г=0,664 p<0,01). Чем больше новых решений способен предложить испытуемый, тем выше способность выдвигать неординарные решения задач и способность давать большое число различных решений задач. Также была выявлена взаимосвязь шкалы «Разработанность» методики Торренса со шкалой «Абстрактность названия» (г=0,466, p<0,01) и шкалой «Сопротивление замыканию» (г=0,359, p<0,01). Чем более испытуемый способен детально разрабатывать возникшие идеи, тем более развиты способности к трансформации образной информации в словесную форму и лучше понимание сути проблемы, а также выше устойчивость к стереотипам и готовность длительное время «оставаться открытым» для разнообразной поступающей информации при решении проблем. На втором этапе исследования были выявлены корреляции шкалы «Абстрактность названия» методики Торренса со шкалами «Оригинальность» (r=0,360, p<0,01), шкалы «Разработанность» (r=0,357, p<0,05), «Сопротивление замыканию» (г=0,306, p<0,05). Чем выше у испытуемого способность к трансформации образной информации в словесную форму и способность к пониманию сути проблемы, тем выше умение давать необычные, уникальные ответы, выше умение сопротивляться стереотипам и длительное время «оставаться открытым» для разнообразной поступающей информации при решении проблем. Также нами была выявлена корреляция между шкалой «Уникальность» и шкалой «Оригинальность» (r=0,576, p<0,01). Чем выше у испытуемого способность производить определенное количество новых решений, тем выше умение давать неординарные, отличные от очевидных идей. Нами была выявлена корреляция шкалы «Разработанность» со шкалами «Оригинальность» методики С. Медника (г=0,357, p<0,01), «Сопротивление замыканию» (г=0,410, p<0,01) и «Оригинальность» (г=0,414, p<0,01). Чем выше у испытуемого способность детально разрабатывать возникшие идеи, тем выше умение давать необычные, уникальные ответы и умение не следовать стереотипам и длительное время «оставаться открытым» для разнообразной поступающей информации при решении проблем, а также выше способность давать неординарные идеи. Если говорить о связи тревожности с показателями креативности, то лишь для второго этапа была выявлена слабая положительная корреляционная связь ситуативной тревожности с показателем «Продуктивность» Теста С. Медника (г=0,24, p<0,01). В ходе исследования первая и вторая гипотезы подтвердились. Существуют значимые различия по показателям креативности «Продуктивность», «Уникальность», «Оригинальность», «Сопротивление замыканию». Показатели креативности студентов в стрессовой ситуации ниже, чем показатели креативности студентов вне стрессовой ситуации. Третья гипотеза частично подтвердилась: существуют корреляционные связи между уровнем ситуативной тревоги и показателем «Продуктивность» в ситуации без стрессового воздействия. Кроме того, были выявлены специфические корреляционные связи показателей креативности для стрессовой и для «спокойной» ситуации. Перспектива дальнейших исследований видится в уточнении структуры креативности в стрессовой ситуации, а также в расширении выборочной совокупности и проверке полученных результатов на других возрастных группах испытуемых. Список использованных источников 1. Ильин, Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности / Е.П. Ильин. - Санкт-Петербург : Питер, 2009. - 434 с. - Текст : непосредственный. 2. Психология креативности : учеб. пособие / Тодд Любарт [и др.] ; пер. с фр. Д.В. Люсин. - Москва : Когито-Центр, 2009. - 214 с. - Текст : непосредственный. 3. Творчество: от биологических оснований к социальным и культурным феноменам / Рос. акад. наук, Ин-т психологии ; под ред. Д.В. Ушакова. - Москва : Ин-т психологии РАН, 2011. - 736 с. - Текст : непосредственный. 4. Щербатых, Ю.В. Психология стресса и методы коррекции / Ю.В. Щербатых. - Санкт-Петербург : Питер, 2006. - 256 с. - Текст : непосредственный.
Источник: Психология образования: сопровождение развития способностей и П863 одаренности обучающихся : материалы XVII Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием, 24 нояб. 2022 г. / Шадр. гос. пед. ун-т, Ин-т психологии и педагогики ; отв. ред. С.В. Истомина. - Электрон. текст. дан. (3,14 Мб). - Шадринск : ШГПУ, 2023. - 238 с. - 1 электрон. опт. диск (DVD-ROM). - Систем. требования: IBM PC, AdobeAcrobatReader 8 или выше; DVD-ROM. - Загл. с экрана. |