Ганина В.Д., Мокан А.И., Шевченко Т.С., г. Сургут, Россия Современное образование характеризуется возросшим интересом к проблеме изучения обучения, развития и воспитания детской одаренности. Одаренные дети имеют свои личностные и индивидуальные особенности, не всегда благоприятным образом сказывающиеся на их успешности в разных сферах жизни. Так, одной из актуальных проблем, с которой сталкиваются одаренные дети, является школьная неуспеваемость. Выдающиеся дети требуют другого подхода в образовательном процессе, им нужна особая учебная программа, особое отношение, что является проблемой при работе с этими детьми. Помимо этого, важно не упустить признаки одаренности [4].
Целью нашего исследования явилось изучение причин школьной неуспеваемости одаренных детей. Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности [3]. При этом судить об одаренности ребенка надо с нескольких сторон: по его школьным и нешкольным делам, а также способностям выступать инициатором каких-либо форм деятельности. Перед тем, как судить ребенка по его успеваемости, стоит обратить внимание и на сам вид одаренности, чтобы с помощью этих знаний выстраивать подход к ученику. Так, например, художественная одаренность подразумевает высокие достижения в области художественного творчества и исполнительского мастерства. Эти дети больше делают акцент на развитие своих способностей и уделяют этому много времени и энергии. Именно поэтому так важно признавать эти умения и способствовать их прогрессивному росту. Еще одним видом является интеллектуальная и академическая одаренность, которая подразумевает успешность в конкретных областях знаний, но несет за собой проблемы в успеваемости по другим предметам. Эти дети быстро овладевают основополагающими понятиями, легко запоминают и сохраняют информацию. Именно поэтому важно признавать их дарование и поддерживать его. Творческая же одаренность характеризуется, тем, что, человек готов выдвигать новые идеи, изобретать или же блестяще использовать то, что уже создано. Но проблема этой одаренности заключается в отсутствии внимания к авторитетам, в большой независимости в суждениях и отсутствии внимания к порядку организации работы, что порой приводит к конфликтам в коллективе [2]. Признаки одаренности ребенка можно выявить на уровне наблюдения за его деятельностью в практических заданиях и решении повседневных задач. Под понятием «одаренность» важно понимать единство категорий «могу» и «хочу», учитывая при этом два аспекта: инструментальный и мотивационный [4]. Так же важно учитывать, что признаки одаренности могут постепенно исчезнуть. В детской психологии существует термин «затухание одаренности», которое может быть обусловлено разными причинами. Одна из них - отсутствие творческого компонента в различных сферах деятельности, в том числе учебной. Другая же - изменение внешних условий, к которым ребенок не был подготовлен. Чаще всего такая проблема проявляется на фоне несоответствия потребностей дальнейшего развития одаренного ребенка с условиями обучения, которая предлагает стандартная школьная программа. Если ребенку не помогли выработать умение учиться, «затухание» начинает развиваться и нести за собой ряд проблем, среди которых можно назвать: неприязнь к школе, снижение академической успеваемости, нереалистические цели и т.д. [11]. Таким образом, одаренность требует особого внимания и подхода со стороны родителей и педагога, а знание трудностей одаренных детей позволяет их предупредить на этапе зарождения. Нами было проведено исследование, направленное на выявление причин школьной неуспеваемости одаренных детей, в котором приняли участие 38 детей - учащихся МБОУ СОШ №45 г. Сургута. В ходе исследования нами были отобраны обучающиеся с признаками одаренности, имеющие проблемы с успеваемостью по одному или нескольким учебным предметам. Основным методом являлась разработанная нами беседа с обучающимися и педагогами, направленная на выявление причин данной проблемы. Результаты исследования показали, что 27% обучающихся выделяют такие трудности, как отсутствие или снижение интереса к учебе, у 18% детей трудности связаны с нарушением со сверстниками и педагогами; 7% трудностей школьников связаны с особенностями семейного воспитания (высокими ожиданиями со стороны родителей). Анализ результатов позволил сделать вывод о том, что большая часть проблем связана с негативными личностно-поведенческими аспектами одаренного ребенка, среди которых можно выделить неприязнь к школе из-за отсутствия мотивации, особенности в физическом развитии. Другая группа трудностей связана с частными особенностями дезадаптации: трудности в социализации, коммуникации и нахождении близких друзей; проблемы участия в играх и мероприятиях, которые проводят сверстники; ранний интерес к проблемам сущности, мироздания и судьбе, что приводит к не разделению интересов с одноклассниками. Все обозначенные проблемы обуславливают необходимость разработки программ в работе с нестандартными, одаренными учащимися и подготовки педагогов к работе с творческими детьми.
В качестве психолого-педагогических рекомендаций по индивидуализации учебно-воспитательного процесса в работе с одаренными детьми можно выделить следующие: 1) ввести за основу междисциплинарный подход, который будет помогать переносить знания из одной науки в другую, формируя у ученика широту восприятия. Так одаренный ребенок сможет лучше ориентироваться в других предметах и повысить уровень успеваемости; 2) обращаться к концепции развивающего обучения, давая детям возможность проявить свои способности через задания открытого типа или через творчество, чтобы добиться развития необходимых познавательных умений; 3) целенаправленно развивать высшие познавательные процессы в специальных учебных программах, учить выражать себя и свои эмоции, проявлять способности в различных мероприятиях или в командной работе; 4) правильно распределять время на разные виды активности; совмещать готовую информацию из уст учителя с поиском новых самостоятельных решений учениками; 5) провоцировать ребенка стремление выходить за пределы первоначальных ответов, совмещая задания разной сложности и задавая вопросы, которые представляют из себя целую цепочку размышлений, имеющих дуальный характер.
У одаренного ребенка должна быть возможность накапливать жизненный опыт, а также быть субъектом собственной деятельности. Передатчиком же этих знаний должен стать учитель. В этом и будет проявляться та самая поддержка. Так, знания учителя позволят развивать личность самого ребенка, и в итоге творческий процесс приведет к осмыслению необходимых и достаточных условий решения задач. Определить, кто из детей одарен — трудно. Еще сложнее сказать, кто из них сможет использовать свои способности в правильном направлении. Большинство психологов или педагогов оценивают количество одаренных детей от 1-2% до 20% от общего числа детей [4]. На данный момент проблема работы с одаренными учащимися чрезвычайно актуальна, ведь каждый человек владеет огромным множеством возможностей, хранящихся в нем в виде задатков, которые важно развивать. И эта задача, в первую очередь, ложится на плечи педагога, который способен, правильно организуя взаимодействие с обучающимися, не только поддерживать, но и формировать одаренность, преодолевая различные трудности в ходе осуществления этого процесса. Список использованных источников 1. Лейтес, Н.С. Психология одарённости детей и подростков / Н.С. Лейтес. - Москва : Академия, 1996. - 416 с. - Текст : непосредственный. 2. Правдина, Л.В. К вопросу о педагогической поддержке одарённых детей и средствах развития одарённости / Л.В. Правдина. - Текст : непосредственный // Успехи современного естествознания. - 2004. - № 5. - С. 77-79. 3. Одаренность и возраст. Развитие творческого потенциала одаренных детей / под ред. А. М. Матюшкина. - Москва : Модек, 2004. - 192 с. - Текст : непосредственный. 4. Психология одаренности детей и подростков : учеб. пособие для студентов высш. и сред. пед. учеб. заведений / Ю.Д. Бабаева, Н.С. Лейтес, Т.М. Марютина [и др.] ; под ред. Н.С. Лейтеса. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва : Академия, 2000. - 336 с. - Текст : непосредственный. Источник: Психология образования: сопровождение развития способностей и одаренности обучающихся : материалы XVII Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием, 24 нояб. 2022 г. / Шадр. гос. пед. ун-т, Ин-т психологии и педагогики ; отв. ред. С.В. Истомина. - Электрон. текст. дан. (3,14 Мб). - Шадринск : ШГПУ, 2023. - 238 с. - 1 электрон. опт. диск (DVD-ROM). - Систем. требования: IBM PC, AdobeAcrobatReader 8 или выше; DVD-ROM. - Загл. с экрана.
|