Курманова Элина Г айнетдинова г. Шадринск, Россия Патриотизм - это очень важное понятие для человека и является ценностью. Патриотизм характерен как для жизни общества и государства, так и для каждого человека, являясь важнейшим духовно-нравственным достоянием. Патриотизм проявляется в активной позиции личности, готовности к самореализации на благо Отечества. Патриотизм олицетворяет уважение к своему Отечеству, сопричастность с его историей, культурой, достижениями и ценностями народа.
Сегодня патриотизм все чаще понимается как важнейшая ценность, интегрирующая не только социальный, но и духовно-нравственный, идеологический, культурно-исторический, военно-исторический и другие компоненты. Важная составляющая патриотизма - это уважительное отношение к историческому прошлому своего государства, его традициям. Патриот - тот, кто добросовестно трудится на благо своей страны и призывает к этому окружающих, кто помогает совершенствоваться своим согражданам [4]. В настоящее время создана нормативно - правовая база, основываясь на которую организуется патриотическое воспитание. Во-первых, это главный закон Российской Федерации - Конституция.
В главном документе записано: • Ценности демократии: права и свободы человека, равноправие и самоопределение народов, демократическая основа государственности России. • Нравственные ценности: вера в добро и справедливость, почитание памяти предков. • Ценности российской государственности: сохранение исторически сложившегося государственного единства, возрождение суверенной государственности, утверждение её незыблемости. • Ценности патриотизма и интернационализма: любовь и уважение к Отечеству, ответственность за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями, осознание общей судьбы у народов многонациональной России, её причастности к мировому сообществу [1].
Важным документом, который разработан на основе Конституции Российской Федерации, является государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации», утвержденная Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 октября 2010 г. N 795. Основной целью Программы является дальнейшее развитие и совершенствование системы патриотического воспитания граждан.
Для достижения этой цели необходимо решать следующие задачи: - повышение роли государственных и общественных структур в формировании у граждан Российской Федерации высокого патриотического сознания; - совершенствование нормативно-правового, методического и информационного обеспечения функционирования системы патриотического воспитания граждан; - формирование позитивного отношения общества к военной службе и положительной мотивации у молодых людей относительно прохождения военной службы по контракту и по призыву; - внедрение в деятельность организаторов и специалистов патриотического воспитания современных форм, методов и средств воспитательной работы; - повышение профессионализма организаторов и специалистов патриотического воспитания; - развитие материально-технической базы патриотического воспитания в образовательных, трудовых, творческих и воинских коллективах и общественных объединениях» [2].
Важное значение данной темы на современном этапе обосновано необходимостью осознания сущности патриотического воспитания, как эффективного механизма образовательной политики государства в соответствии с происходящими переменами и требованиями, которые предъявляет новая социально-политическая ситуация в стране. На эту проблему обратил внимание Президент Российской Федерации В.В. Путин. По мнению В.В. Путина «быть патриотом значит не только с уважением и любовью относиться к своей истории, хотя, безусловно, это очень важно, а, прежде всего, служить обществу и стране» [6]. Президент России считает, что формирование патриотизма позволит создать прочную моральную основу для созидания, для утверждения порядка и свободы, нравственности и гражданской солидарности, правды и справедливости, для национально - ориентированного сознания. «На фоне противоречивых процессов, протекающих в мире, интересы нации требуют от государственных структур решительных действий. Все это обуславливает необходимость нашего устремления только вперед, только в будущее». Таким образом, исходя из вышесказанного, можно уяснить содержание понятия патриотизма: чувство привязанности к тем местам, где человек родился и вырос; уважительное отношение к языку своего народа; заботу об интересах Родины; осознание долга перед Родиной, отстаивание ее чести и достоинства, свободы и независимости; защиту Отечества; проявление гражданских чувств и сохранение верности Родине; гордость за социальные и культурные достижения своей страны; гордость за свое Отечество, за символы государства, за свой народ; уважительное отношение к историческому прошлому Родины, своего народа, его обычаям и традициям; ответственность за судьбу Родины и своего народа, их будущее, выраженное в стремлении посвящать свой труд, способности укреплению могущества и расцвету Родины; гуманизм, милосердие, общечеловеческие ценности. Еще один документ, который лег в основу ФГОС «Концепция духовнонравственного развития и воспитания личности гражданина России». Авторами документа являются А.Я. Данелюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» - базовый документ, необходимый для разработки программ воспитания и социализации. Основным назначением документа в системе нормативного сопровождения стандартов является определение: национального воспитательного идеала; целей и задач духовно-нравственного развития и воспитания; базовых национальных ценностей; основных принципов организации духовно-нравственного развития и воспитания [5]. Нормативно-правовые аспекты патриотического воспитания определяются в государственных документах Российской Федерации - Конституции РФ, федеральных законах, постановлениях Правительства РФ, федеральных программах. Кроме того, существуют и другие нормативные документы, которые нужно учитывать при организации патриотического воспитания в образовательных учреждениях. Таким образом, в Российской Федерации организовано проведение единой государственной политики в области гражданско-патриотического воспитания. Основная роль в этой сфере в образовательном учреждении отводится педагогу. От того, какой педагог придет в учебное заведение, зависит качество гражданского - патриотического воспитания, образования, характер уклада жизни этого заведения. Учитель не только сам должен быть гражданином и обладать гражданскими компетентностями, но и должен уметь создавать условия для становления гражданской компетентности и соответствующих ценностей у своих учеников. Результативность работы школы по патриотическому воспитанию измеряется степенью готовности и стремлением школьников к выполнению своего гражданского и патриотического долга, их умением и желанием сочетать общественные и личные интересы, реальным вкладом, вносимым ими в дело процветания Отечества, родного края и малой родины. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Российская Федерация. Конституция (1993). Конституция Российской Федерации с гимном России [Текст] : принята всенар. голосованием 12 дек. 1993 г. : с учетом законов об изм. срока полномочий Президента РФ и Г ос. Думы и о контрол. полномочиях Гос. Думы в отношении Правительства РФ. - М. : Проспект, 2010. 2. Российская Федерация. Правительство. О военно - патриотических молодежных и детских объединениях [Текст] : постановление Правительства Рос. Федерации от 24 июля 2000 г. № 551. - Доступ из справ.-правовой системы "КонсультантПлюс". 3. Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы [Электронный ресурс] // Госпатриотпрограмма РФ. 4. Российская Федерация. Президент (1991-1999; Б. Ельцин). О мерах государственной поддержки общественных объединений, ведущих работу по военно-патриотическому воспитанию молодежи [Текст] : указ от 16.05.1996 № 727. - Доступ из справ.-правовой системы "КонсультантПлюс". 5. Данилюк, А. Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования [Текст] : проект / А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. - М. : Просвещение, 2009.
Источник: Психолого-педагогические и правовые аспекты предупреждения преступности среди несовершеннолетних: проблемы и пути их решения : материалы Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием / Шадр. гос. пед. ун-т ; под ред. И.Ю. Блясовой. - Шадринск : ШГПУ, 2017. - 287 с. |