Последствия домашнего насилия над детьми
Лекции и практикум по психологии - Конференции и доклады по психологии

Топчий Владислав Алексеевич Научный руководитель: Семенова Елена Викторовна
г. Шадринск, Россия
Проблема домашнего насилия над детьми на сегодняшний день довольно актуальна в связи с участившимися случаями проявления данного явления. Так, например, согласно данным Детского фонда ООН в России в 2010 году 100227 детей пострадало от семейного насилия, из них 1684 ребенка были убиты, 3161 — искалечен, 2386 детям был причинен тяжкий вред. Статистика показывает нам, что из года в год проблема никуда не исчезает: ежегодно каждый десятый ребенок гибнет от рук членов своей семьи, 2000 кончают жизнь самоубийством, а около 50 тысяч уходят из дома. Общественность не может закрывать глаза на происходящее. Поэтому в этой статье мы хотим показать, к каким последствиям приводят негативные действия в отношении ребенка со стороны семьи.


Для начала, необходимо определить, что обозначает термин «домашнее насилие» над детьми. Словарь Д. В. Дмитриева дает нам определение насилия, как жестокого обращения с кем-либо, когда жертве наносятся физические повреждения, причиняется физическая и моральная боль и т. п.[4]. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) говорит, что насилие над детьми - это плохое обращение с детьми в возрасте до 18 лет и отсутствие заботы о них [2]. А Организация Объединенных наций (ООН) раскрывает понятие домашнее насилие, как повторяющееся насилие одного партнёра или родственника по отношению к другому [3]. Мы считаем, что домашнее насилие над детьми - это жестокое обращение с ребенком со стороны более взрослых членов семьи, которое проявляется в различных формах воздействия или отсутствии заботы.
Также стоит отметить, что ученые выделяют множество форм насилия, но нам хотелось бы поговорить о самых важных и опасных, на наш взгляд, из них. К ним мы отнесли: физическое; сексуальное; эмоциональное (психическое) и психологическое насилия. Попробуем охарактеризовать каждый вид насилия, и описать и к каким последствиям приводит.
Физическое насилие. К нему относят побои, преднамеренное нанесение телесных повреждений, истязание, которое может проявляться в лишении ребенка пищи, воды и возможности удовлетворять естественные потребности. Мы считаем, что такая форма жестокого обращения чаще всего приводит к двум негативным последствиям:
1. Появление так называемых «забитых» людей. Постоянные побои и истязания членами семьи нарушают у ребенка процесс социализации в обществе из-за сформировавшегося недоверия к окружающим. Да ведь и как можно доверять чужим, если самые близкие люди с тобой так обращаются?
Проблемы с социальной адаптацией могут привести к алкоголизму и наркомании.
2. Развитие жестокости у детей. Ребенок, как правило, претерпевая истязательства со стороны членов семьи, не может дать сдачи в силу своего слабого физического развития. Поэтому вся обида и боль, которые скапливаются в нем, могут выплеснуться в жестокое обращение с более слабым окружением, например, животными, другими детьми и даже младшими братьями и сестрами. С возрастом ситуация только ухудшается, и как показывает статистика - более 60% детей, которые были жертвами физического насилия, не могут избежать его и в зрелом возрасте, они опять становятся жертвами или сами его совершают.
Сексуальное насилие. Представляет собой контакт между ребенком и взрослым членом семьи (иногда старшим подростком), во время которого ребенок сексуально эксплуатируется. Данная эксплуатация может проявляться в различных видах, начиная от принуждения ребенка к сексуальным действиям и заканчивая использованием ребенка для производства детской порнографии.
Такое жестокое обращение в детстве способствует развитию широкого спектра последствий, таких как чувство вины у ребенка, низкая самооценка, суицидальные наклонности, нарушение функций организма, разнообразные психические расстройства.
Эмоциональное или психическое насилие. Данный вид жестокости по отношению к детям является одним из самых тяжело доказуемых, и в то же время самым часто применяемый в семьях, где особенно низок уровень культуры. Чаще всего он проявляется в оскорблении и унижении достоинства ребенка, угрозами в его адрес, демонстративным пренебрежением к нему, его интересам и нуждам.
Вследствие такого обращения у детей происходят смещение системы ценностей и приоритетов, трудности в социализации, развиваются негативные черты характера.
Психологическое насилие. Данный вид насилия нередко вызывает сомнения и имеет тонкую грань с эмоциональным насилием. Проявляется он в основном в навязчивом контроле и завышенных чрезмерных требований к ребенку.
Последствия такой жестокости к детям могут носить глобальный, а иногда даже необратимый характер. Например, у ребенка могут развиться неправильные жизненные установки, неуважительное отношение к родителям и взрослым в целом, снижается способность к обучению, появляются паталогические изменения психики. Очень часто желание вырваться из-под контроля родителей приводит к негативным результатам, таким как алкоголизм, наркомания, криминализация и так далее.
Государство берет на себя большой пласт обязанностей по защите детей от домашнего насилия и соблюдению их прав и законных интересов. Происходит регулярная профилактика жестокого обращения с детьми. Государство вводит юридическую ответственность для родителей, применяющих насилие в отношении своих детей. Существует горячая телефонная линия, занимающаяся защитой прав ребенка. Также есть возможность обращения в органы опеки и попечительства, а также в инспекцию по делам несовершеннолетних, которые существуют в каждом подразделении МВД. Такая возможность есть не только у самого ребенка, но у любого другого лица.
Любой, кто становится свидетелем какого-либо жестокого обращения с детьми, не имеет морального права быть в стороне, поскольку сам ребенок часто не может воспользоваться данной ему возможностью в силу различных факторов (страх, незнание и т.п.).
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Виды домашнего насилия. Представительство ООН в Республике Беларусь (21 нояб. 2006 г.) un by
2. Жестокое обращение с детьми who int
3. Положение детей в мире 2011. Подростковый возраст - возраст возможностей [Электронный ресурс]. unicef org
4. Понятие насилия. Толковый словарь Дмитриева .
Источник: Психолого-педагогические и правовые аспекты предупреждения преступности среди несовершеннолетних: проблемы и пути их решения : материалы Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием / Шадр. гос. пед. ун-т ; под ред. И.Ю. Блясовой. - Шадринск : ШГПУ, 2017. - 287 с.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.