Кузьмина А.Б. магистрант 2 курса СПФ ОЗО ФГБОУ ВО «АГПУ» Науч. рук. - к.п.н., доц. Егизарьянц Марина Николаевна
В образовательных и медицинских учреждениях продвинутых государствах мира все более широкое применение находит психотерапия искусством.
Согласно международной классификации психотерапия искусством представлена четырьмя направлениями: - арт-терапией (психотерапией посредством изобразительного творчества), - драматерапией (психотерапией посредством сценической игры), - танцевально-двигательной терапией (психотерапией посредством движения и танца) - музыкальной терапией (психотерапией посредством звуков и музыки).[1]
Слово «арт-терапия» (лечение искусством) стало впервые использоваться в 1940 гг. А. Хиллом, чуть позднее М. Наумбург для обозначения тех форм клинической практики, в рамках которых психологическое «сопровождение» клиентов с эмоциональными, психическими и физическими нарушениями осуществлялось в ходе их занятий изобразительным творчеством с целью их лечения и реабилитации. Арт-терапия характеризуется как «система психологических и психофизических лечебно-коррекционных воздействий, основанных на занятиях клиента изобразительной деятельностью, построении и развитии психотерапевтических отношений. Она может применяться с целью лечения и предупреждения различных состояний болезний, коррекции нарушенного поведения и психосоциальной дезадаптации, реабилитации лиц с психическими и физическими заболеваниями и психосоциальными ограничениями, достижения более высокого качества жизни и развития человеческого потенциала» [2] Искусство терапией выступает неотъемлемой частью психотерапии дополняет и оказывает поддерживающую функцию в терапевтическом процессе. Арт- терапия и ее направлениям: драматерапия, музыкотерапия и танцевальнодвигательная терапия, во многих странах отведена роль не только как методам лечения, но и сформированы в отдельные профессии. Под сообществом принято применять следующее определение в узком смысле: Сообщество - группа лиц, объединенная или имеющая общие свойства или интересы; в широком смысле - местное население или население в зоне охвата, которому предоставляется определенный вид услуг, либо, еще более расширительно, государство, нация, избиратели[3]. В социальной психологии под группой лиц понимается (совокупность людей), имеющие общие признаки (социальное положение, пол, возраст, национальность, профессия, образование, религиозная принадлежность, интересы, ценности, нормы поведения и др. Многие известные исследователи и авторы книг по арт- терапии выделяют следующие сообщества и работу с: - детьми, - подростками, - пожилыми людьми, - людьми с ограниченными возможностями , - социально неблагополучными группам населения, - безработными, - пытается адаптироваться к новым условиям (беженцы), - вернулся из мест лишения свободы, - кто находится в исправительных учреждениях и другим. - нарко- и алкозависимыми, - жертвами насилия.
Во время занятий арт-терапией дети легче справляются с внутренним конфликтом, терапия искусством развивает внутренние ресурсы, уменьшает страх непонимания, одиночества. Дети мало знают о себе и других, искусство помогает обнаруживать себя и мир вокруг. Арт- терапия укрепляет чувство идентичности и процесс созревания личности в целом. Природный материал как глина способствует скорому лечению травм. В процессе лепки легко разрушить и снова слепить новое, повторяя снова и снова пока результат не достигнет самого наилучшего варианта. Терапия искусством включает в себя разнообразные психологические методы воздействия, применяемые в изобразительной деятельности клиента и используемых с целью лечения, психокоррекции, психопрофилактики, реабилитации, для лиц с различными физическими ограничениями, эмоциональными и психическими расстройствами, а также представителей групп риска. Рассматривая возможность введения арт-терапии в образовательные и медицинские учреждения, возможно признать, что ее интеграция в школы, дошкольные и специальные образовательные учреждения, а также в поликлиническую сеть, и реабилитационные центры содействовало бы наибольшему сближению инновационных здоровьесберегающих технологий к нуждающимся в них сообществам людей. Арт-терапия позволяет выявлять на начальных этапах у несовершеннолетних группы риска развития эмоциональных и поведенческих нарушений и использовать в отношении этого сообщества подростков мероприятий для эффективной лечебной реабилитации. Введение терапию искусством в образовательную программу содействовало бы развитию у учащихся различных психических качеств и свойств личности, необходимых для их успешной психосоциальной адаптации. На сегодняшний день в ряде развитых стран имеется значительный опыт применения арт-терапии в работе с сообществами, имеющими различные эмоциональные и поведенческие проблемы и нарушения в развитии. Имеются также многочисленные свидетельств эффективности использования арт терапевтических методов в образовательных, медицинских учреждениях, где терапия искусством является средством оздоровления и коррекции, но и является инструментом для здорового психоэмоционального развития. Таким образом, терапия искусством открывает путь к реабилитации, развитию, эмоциональному росту, пониманию себя и адаптации происходящего в мире на разных этапах жизни любого представителя из различных сообществ.
Литература: 1. Арт-терапия детей и подростков / А.И. Копытин. «КогитоЦентр», 2007гг. 2. Резолюция Российской арт-терапевтической ассоциации, 2009, с. 9. 3. Эпидемиологический словарь 2009. Под ред. Джона М. Ласта. 4. Арт-терапия с детьми / Э. Крамер ; пер. с англ. Г. Ниловой, Е. Пройдаковой. 2-е изд., Москва: Генезис, 2021. Источник: Психологическая помощь социально незащищенным лицам с использованием дистанционных технологий (интернет-консультирование и дистанционное обучение): Материалы IX Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Москва, 9 декабря 2022 г. / под ред. Б.Б. Айсмонтаса, Л.А. Александровой, В.В. Барцалкиной, Е.В. Гуровой. - М.: МГППУ, Издательский Дом «Бахрах-М», 2023. - 368 с.
|