На главную Лекции и практикум по психологии Конференции и доклады по психологии Стимуляция речевой активности детей дошкольного возраста путем тренировки пальцев рук
Стимуляция речевой активности детей дошкольного возраста путем тренировки пальцев рук
Лекции и практикум по психологии - Конференции и доклады по психологии

Фёдорова Наталья Эдуардовна воспитатель Станкевич Ирина Анатольевна воспитатель
МБДОУ «Д/С №268» г. Красноярск, Красноярский край

Движение руки всегда связанно с речью и способствует ее развитию.
В.М. Бехтерев


Современные исследования показывают, что развитие движений пальцев рук находятся в тесной связи с развитием речи. Поэтому, развивая мелкую моторику, мы способствуем развитию речи у ребенка.
Особенно внимательными нужно быть к мелкой моторике, в том случае, если у ребенка недостаточно развита речь. Уровень развития речи и качество мелкой моторики взаимосвязаны.
Стимулируя мелкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соединение зоны, отвечающей за речь.
Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий. Рука настолько связана с нашим мышлением, переживаниями, трудом, что стала вспомогательной частью нашего языка.
Мелкая моторика - это система разнообразных движений, в которых участвуют мелкие мышцы кисти рук. Сами собой эти движения не развиваются, требуется специальная тренировка.
Первое с чем встречается ребенок при поступлении в группу - это предметно-развивающая среда. В нашей группе доступно для детей расположены все дидактические игры, пособия по развитию мелкой моторики, вызывающие у детей интерес и желание играть с ними. Кроме традиционных мозаик, конструкторов, шнуровок в группе имеются: мячи-ежики, кистевые эспандеры, волчки, прищепки, бусы и бисер, сухой бассейн, пальцеходы, резиночки, колечки, шишки сосновые, грецкие орехи, платочки, клубочки, моталки, веревочки, ленточки, вкладыши, трафареты, кроссворды по лексическим темам, дидактические игры способствующие развитию мелкой моторики: «Умные клеточки», «Лабиринты», «Угадай на ощупь» (цифры из наждачной бумаги), раскраски и книги с различными заданиями.
В работе по развитию мелкой моторики у детей идем от простого к сложному. Сначала учим детей приемам самомассажа (по методике «Су-джок). Самомассаж - это один из видов пассивной гимнастики пальцев рук. Проводим его ежедневно 2-3 раза в день, т. к. самомассаж оказывает тонизирующие действие на центральную нервную систему, улучшает функции рецепторов проводящих путей. Проводим массаж ладони ковриком «травка», аппликатором Кузнецова «Гладила мама-ежиха ежат: что за пригожие детки лежат». Освоив приемы самомассажа, приступаем к выполнению комплекса движений: «Назовем пальчики», «Погреем ручки», «Наденем колечко». Мы следим, чтобы ребенок правильно воспроизводил и удерживал положения кисти и пальцев, правильно переключался с одного движения на другое, при необходимости помогаем ребенку.
Детям нравиться играть в «чудесный мешочек». С закрытыми глазами дети нащупывают предмет, описывают, какой он, называют его. Если ребенку трудно определить его на ощупь, предлагаем ему вынуть вещь из мешочка и рассказать, что это, из чего сделано, что за предмет (мелкий, твердый и т. д.).
Сформировать умения у большинства детей зашнуровывать ботинки и завязывать шнурок - большая трудность. Поэтому используем д/и «Шнуровки». Вначале дети продевали шнурок в отверстия беспорядочно, не соблюдая нужной последовательности. После многократных объяснений и показа все начинает получаться. Затем мы учим завязывать и развязывать узелки. Упражнения со шнуровкой способствуют выработке навыков самообслуживания, развитию усидчивости и внимания.
Также в группе с детьми проводятся пальчиковые игры - это инсценирование каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев.


Пальчиковые игры можно разделить на 3 группы:
- игры без предметов;
- с использованием атрибутики;
- игры с предметами.


Игры без предметов обычно сопровождаются стихотворениями, потешками, которые подобранны по всем лексическим темам. Весь материал, в котором предполагается движения рук, даем в стихах, так как стихи дают возможность войти в ритм движения. Проговаривание дает большой эффект так как включаются слуховой, речевой и кинестетический анализаторы, что способствует коррекции нарушений слоговой структуры. Ритм речи, особенно ритм стихов, способствует развитию координации и произвольной моторики. Кроме того, с помощью стихов вырабатывается правильный ритм дыхания, развивается речеслуховая память.


Игры с использованием атрибутики повышают интерес к пальчиковым играм, при этом сами атрибуты развивающей нагрузки не несут, они как бы украшают упражнения, делая его для ребенка более привлекательным, но способствует активизации речи, развивает мышление, память. В качестве атрибутов.
1. Пальцевые театры;
2. Узелковые;
3. Ложковый;
4. Перчаточный;
5. Руковичковый;
6. Би-ба-бо;
7. Игрушки тренажеры (пальцеходы).


Эти игры помогают детям развивать навыки управления движения пальцев, способствует развитию речи, так как дети, надевая образы зверюшек, играют соответствующие роли, овладевая навыками общения в форме диалога.


Игры для манипуляции с предметами способствуют развитию мелкой моторики. Упражнения с ними разнообразны.
1. Мозаика, конструкторы.
2. Счетные палочки.
3. Клубочки ниток.
4. Плетение ковриков из бумажных полосок.
5. Ниткопись.
6. Выкладывание букв и предметов (семена, косточки от арбузов, пуговицы и т. д.).
7. Нанизывание бус на леску: «Чудо бусы».
8. Тренажеры (эспандеры, массажеры, мячи-ежики).
9. Расстегайчики, различные виды шнуровок.
10. Геометрик (резиночки).


Работа с этим материалом связана со всеми видами детской деятельности и приемами развития.
Пальчиковые игры и упражнения - уникальное средство для развития речи детей. Выполнения пальчиками различные упражнения, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая оказывает благоприятное влияние на развитие речи, т. к. при этом индуктивно происходит возбуждение в центрах речи. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, это в дальнейшем облегчит приобретение навыков письма.


По данным результатом своей работы мы сделали вывод.
1. Регулярное стимулирование действий речевых зон коры головного мозга, путем тренировки пальцев рук, положительно сказывается на исправлении речи детей.
2. При помощи специально подобранных дидактических игр и упражнений совершенствуются внимание и память - психические процессы, тесно связанные с речью.
3. Пальчиковые игры и упражнения облегчают усвоения навыков письма будущим школьникам.
Отсюда и возникает необходимость вести систематическую работу по развитию мелкой моторики в целях повышения эффективности коррекционной работы по развитию речи детей.


Список литературы
1. Метельская Н.Г. 100 физкультминуток на логопедических занятиях / Н.Г. Метель- ская. - М., 2013. - 64 с.
2. Новоселова С.Л. Развивающая предметная среда / С.Л. Новоселова. - М., 1995. - 112 с.
3. Пятибратова Н.В. Логопедические занятия с элементами методики Монтессори / Н.В. Пятибратова. - М., 2010. - 112 с.
4. Рузина М.С. Страна пальчиковых игр / М.С. Рузина. - СПб., 2000. - 336 с.
5. Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь / В.В. Цвынтарный. - СПб., 1996. - 31 с.
Источник: Педагогика, психология, общество: от теории к практике : материалы I Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участ. (Чебоксары, 12 марта 2024 г.) / гл. ред. Ж.В. Мурзина; Чувашский республиканский институт образования. - Чебоксары: Среда, 2024. - 304 с.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.