На главную Лекции и практикум по психологии Конференции и доклады по психологии Особенности развития любознательности у детей младшего дошкольного возраста
Особенности развития любознательности у детей младшего дошкольного возраста
Лекции и практикум по психологии - Конференции и доклады по психологии

Птицына Юлия Дмитриевна
студентка
ФГБОУ ВО «Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого» г. Тула, Тульская область воспитатель МБДОУ «Д/С КВ №12» г. Алексин, Тульская область Научный руководитель Филиппова Светлана Анатольевна канд. психол. наук, доцент ФГБОУ ВО «Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого» г. Тула, Тульская область

 

Одной из значимых задач комплексного развития детей является подстегивание их любопытства и когнитивных интересов, а также подготовка их к познавательной активности. Педагоги согласны в том, что развитие любопытства и когнитивных интересов начинается еще с самого раннего детства. Даже малыши в возрасте одного двух лет способны обнаружить массу изумительных предметов рядом с собой! Для близких это может быть самым беспокоящим, но одновременно значимым временем в существовании малыша. Возраст дошкольника - это период, который установит основу для будущей индивидуальности и во многом определит ее эволюцию. Именно в раннем детстве дети начинают узнавать окружающую их реальность.
Известно, что узнавание является главной активностью детей в младенческом возрасте. Это прогресс, в процессе которого малыш раскрывает тайные связи и взаимоотношения, что представляет собой инновационный метод осознания объективной действительности. В первом полугодии существования новорожденного можно отметить сложное функционирование, охватывающее все главные составляющие - требования, побуждения, поступки, а не только примитивные манипуляции, возникающие под воздействием внешнего влияния. Изучение имеет свои особенности.
В раннем детстве дети проявляют особое любопытство и интерес к окружающему миру. По определению С.Л. Рубинштейна, интерес - это желание к новому, проявление предполагаемо-исследовательского инстинкта, который выражается в том, что ребенок замечает новые объекты и явления. Интерес побуждает детей задавать запросы и энергично изучать окружающий мир, постепенно развиваясь в любопытство. Дети - наиболее любопытные индивиды. Щукина Г.Н. рассматривает любопытство как важный этап развития когнитивного интереса, на котором проявляются сильные эмоции удивления, радости от познания и удовлетворения от действий. Интерес к миру отличается желанием проникнуть за границы видимого и становится неизменным атрибутом личности, имея важное значение для развития индивидуальности.
Интерес к новому является самой первичной формой познавательной активности. Во внешнем плане она демонстрирует прямой интерес к свежим данным, увлекательным явлениям и проблемам, которые человек обозначает взрослым. Кроме того, в благоприятных чувственных переживаниях, связанных с получением новых сведений. Интерес - это раскрывающаяся, энергичная и доверчивая позиция к окружающей среде, которая дарит нам радость открытий и удовольствие от познания. Родителям и учителям важно осознавать, что детское любопытство является обычным и желательным поступком, а также признаком способности и одаренности. Тревожно и неприятно, когда малыш не вопрошает и не интересуется окружающей действительностью. Интерес к новому способствует развитию когнитивных способностей, наполняет нашу жизнь увлечением и восторгом, избавляет от равнодушия и безразличия, и придает нам энергию для активных и решительных поступков.
Тем не менее, для стимулирования любопытства у маленького ребенка необходимо создать насыщенную информационную обстановку, включая детский сад и группу, а также предоставить возможность для практической деятельности в этой среде. Другими словами, все, что способствует обогащению сенсорно-практического опыта ребенка, помогает ему в развитии, в то время как готовые познания, представленные раньше, чем он способен их осознать, могут быть преградой. Для стимулирования любопытства требуется комбинация обучения и воспитания.
Известный учитель Василий Александрович Сухомлинский подчеркивал значимость развития любопытства, которое он воспринимал как постоянную потребность узнать и обозначить. Он полагал, что сущность любопытства заключается в возникновении загадок и их раскрытии. В младенчестве у ребенка главным вопросом становится любопытство. Исследование начинается с изумления. Этот вечный запрос отражает суть любопытства и познавательного интереса. Каждый родитель наблюдал, как малыш, начиная самостоятельно передвигаться, проявляет интерес к окружающей среде. Ребенок тщательно изучает все вещи вокруг, может их покусать, сломать или разложить на составные части. Педагогу не следует расстраиваться, а вместо этого стоит осознать ребенка и создать безопасное, но притягательное окружение для него. Разумно иногда обновлять игровую комнату и внутреннюю обстановку, чтобы предоставить различные условия для развития любопытства на всех его стадиях.
В самом начале дети раннего дошкольного возраста проявляют интерес к окружающим предметам и событиям, задавая вопрос «что это?». Впоследствии они приступают к выражению интереса, стремясь узнать, что содержится внутри предметов, и расширить свои знания о них, задавая себе вопрос «с какой целью это применяется?». На данном этапе основное внимание уделяется развитию любопытства и познавательных интересов у детей. Особое значение придается активному участию ребятишек дошкольного возраста, которые не только стремятся узнать «что это?», но и готовы делиться своими познаниями с окружающими. Интерес к познанию и любознательность тесно связаны. Интеллектуальность способствует развитию выборочного влечения, а, в свою очередь, влечение к конкретной теме может стать источником общего интереса - страсти к познанию. На этапе раннего дошкольного возраста дети расширяют свои познания о мире вокруг, поэтому их любознательность становится очевидной для окружающих. Они задают уйму вопросов, например: почему трава зеленая?», «Как происходит формирование осадков?», «Что представляет собой сияние?». Не случайно возраст от трех до пяти лет есть возраст любознательных открытий.
Интерес - это преждевременная форма познавательной деятельности, которая отличается в основном для малолетнего возраста, но часто выражается и во время школьного детства. Интерес к предмету или явлению возникает благодаря любопытству, которое активизирует потребность в познавательных действиях. Для того, чтобы не пропустить ни одно из этих значимых звеньев в прогрессе ребенка, взрослым необходимо поддерживать его на каждом этапе его развития. С тем, чтобы стимулировать любопытство ребенка, педагог должен быть ознакомлен с концепцией «любопытство» и различными способами его развития. Развитие любопытства зависит от активной поддержки эмоциональных выражений малыша по отношению к новым открытиям, таким как удивление, счастье, восторг, глубокий интерес. Ключевым моментом является пристальное внимание вопросам, касающимся детей, и находить верные решения для них. Также участие взрослых, педагогов и родителей, которые сами радуются даже небольшим открытиям в природе, воздействует на развитие любопытства у детей. Основной принцип - не ограничивать исследовательскую деятельность младших дошкольников. Существенно сформировать безопасную обстановку для их трудовой деятельности, в силу того, что дети стремятся приобрести свежие эмоции во всех местах, где это вообще возможно. Взрослым рекомендуется быть немного впереди, предлагать разные действия, включая экологические игры. Все, что способствует расширению чувственно-практического опыта ребенка, помогает ему, но не то, что предоставляет готовые знания раньше, чем они становятся необходимыми для осознания его собственного опыта. Научные исследования и наблюдения практиков показывают, что ограничение креативности и самостоятельности детей приводит к поверхностному усвоению знаний, когда дети не осознают их и не проявляют должной познавательной активности. Для прогрессивного развития дошкольников требуется создавать условия, которые способствуют активно-познавательному отношению к окружающему миру, развитию способности ориентироваться в разнообразии объектов и становлению детей в качестве субъектов своей познавательной деятельности. Применение индивидуально-ориентированной модели дошкольного образования, которая отличается от авторитарного подхода, значительно меняет роль и место ребенка в процессе обучения, сосредотачиваясь на развитии активной личности. Очень важной задачей в интеллектуальном воспитании детей младшего дошкольного возраста является развитие когнитивных стимулов и увлечений. Маленьким детям не рекомендуется передавать информацию «готовой», лучше давать им задания, которые будут стимулировать их познавательную деятельность. Важно не только формировать интеллектуальные процессы, но и компетенцию к автономному мышлению у младших детей дошкольного возраста.
Список литературы
1. Машковцева Л.М. Педагогические условия развития познавательной активности детей 1-3 лет / Л.М. Машковцева // Концепт. - 2016. - №S20
2. Ежкова Н.С. Дошкольная педагогика: учебное пособие для вузов / Н.С. Ежкова. - М.: Юрайт, 2023. - 183 с.
3. Карелина Э. А. Развитие познавательного интереса у детей младшего дошкольного возраста во время экскурсии в уголок
живой природы / Э.А. Карелина, К.И. Султанбаева // Интерактивная наука. - 2023. - №2 (78)
4. Литвинова О.Э. Познавательное развитие ребенка раннего дошкольного возраста. Планирование образовательной деятельности / О.Э. Литвинова. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2015. - 256 с.

Источник: Педагогика, психология, общество: от теории к практике : материалы III Всерос. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 20 декабря 2023 г.) / гл. ред. Ж.В. Мурзина; Чувашский республиканский институт образования. - Чебоксары: Среда, 2023. - 400 с.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.