На главную Лекции и практикум по психологии Конференции и доклады по психологии Влияние психологического климата на учебную успеваемость учащихся 7 класса
Влияние психологического климата на учебную успеваемость учащихся 7 класса
Лекции и практикум по психологии - Конференции и доклады по психологии

Зекиева Петимат Масудовна канд. филол. наук, доцент Хадисова Селима Адаевна студентка
ФГБОУ ВО «Чеченский государственный педагогический университет»
г. Грозный, Чеченская Республика

Современная школьная среда несет в себе множество аспектов, которые могут существенно влиять на учебную активность и успеваемость учащихся. Один из ключевых факторов, предположительно оказывающих значительное воздействие, - это психологический климат в классе. Понимание того, как эта атмосфера влияет на обучение, может стать ключом к эффективному управлению образовательным процессом и созданию поддерживающей среды для каждого ученика.
Целью данной статьи является систематический анализ влияния психологического климата в классе на учебную успеваемость учащихся 7 класса. Мы стремимся выявить ключевые факторы, влияющие на формирование этого климата, и оценить, насколько они коррелируют с результатами обучения. Предметом исследования являются мнения и восприятия, учащихся в отношении атмосферы в классе, а также их успехи в учебе. Это исследование направлено на создание обширного понимания взаимосвязи между психологическим климатом и образовательными результатами, что, в свою очередь, может привести к эффективным стратегиям улучшения образовательной среды для поддержки учащихся.
Следует отметить, что подростковый период делится на две фазы: негативную - младший подростковый возраст (11-13 лет) и позитивную - старший подростковый возраст (13-15 лет) [1]. Выбор 7 класса для исследования обусловлен рядом факторов, среди которых ключевыми являются изменения, происходящие в этом возрасте. Особенно интересным становится 7 класс, так как именно в это время подростки, в возрасте 12-13 лет, переживают переход из негативной фазы в позитивную фазу. Сложности адаптации к новой школьной среде, формирование личностной идентичности, а также проявление социальных взаимоотношений делают 7 класс особенно релевантным для исследования психологического климата в классе и его влияния на успеваемость учащихся.
Психологический климат в классе - это комплекс эмоциональных и социальных условий, формирующихся внутри учебной группы. Он отражает взаимоотношения между учениками и учителями, общую атмосферу, уровень взаимопонимания, доверия и поддержки в коллективе. Психологический климат влияет на эмоциональное состояние учащихся, их мотивацию, а также общий опыт обучения, что, в свою очередь, может сказываться на успеваемости и общем благополучии в учебной среде.
Психосоциальная среда играет критическую роль в формировании образовательного опыта. Это включает в себя социальные и эмоциональные аспекты, которые воздействуют на восприятие и мотивацию учащихся. Она определяет качество взаимоотношений между учителями и учениками, а также внутри класса. Климат классной общности может влиять на уровень доверия, комфорта и вовлеченности, что в конечном итоге сказывается на обучении.
Ряд ученых, исследуя проблему включенности школьников в микрогруппы школьного класса, рассматривали психологический климат в учебном коллективе через призму его влияния на успешность обучения. Социально-психологический климат проявляется через тело взаимоотношений учащихся, находящихся в непосредственном контакте друг с другом. При этом особенности школьного микроклимата представляют собой качественную сторону межличностных отношений, проявляющуюся в виде совокупности психологических условий, способствующих или препятствующих продуктивной совместной деятельности и общему развитию личности в группе [2]. Результативное влияние коллектива на личность определяется самочувствием личности в коллективе, которое является обязательным условием развития школьника. Успешность в обучении, самочувствие обучающихся определяются, прежде всего, взаимоотношениями в первичном коллективе, в классе. Категория высокой успеваемости в школе обычно рассматривается как главный критерий интеллектуального уровня, социализации и общего развития [3].

 

В рамках исследования данной темы был проведен опрос среди учащихся 7 класса. В опросе приняли участие 80 человек.
Опрос состоит из 8 вопросов, которые представлены в таблицах 1-8


Результаты опроса: вопрос 1


Таблица 1

Как вы оцениваете общую атмосферу в вашем классе?

Ответы респондентов в %

Очень положительная

23,7% (19)

Положительная

48,8% (39)

Нейтральная

25% (20)

Отрицательная

2,5% (2)

Очень отрицательная

0% (0)

Результаты опроса: вопрос 2

Таблица 2

Как часто у вас возникают конфликты с одноклассниками?

Ответы респондентов в %

Почти никогда

31,2% (25)

Редко

40% (32)

Иногда

18,8% (15)

Часто

8,8% (7)

Почти всегда

1,2% (1)

Результаты опроса: вопрос 3

Таблица 3

Как сильно ваши отношения с учителями влияют на ваш интерес к учебе?

Ответы респондентов в %

Очень сильно

23,8% (19)

Сильно

20% (16)

Умеренно

35% (28)

Немного

15% (15)

Вообще не влияют

6,2% (5)

Результаты опроса: вопрос 4

Таблица 4

Как часто вы чувствуете поддержку со стороны своих одноклассников в учебной деятельности?

Ответы респондентов в %

Почти никогда

7,6% (6)

Редко

11,4% (9)

Иногда

32,9% (26)

Часто

29,1% (23)

Почти всегда

19% (16)

Результаты опроса: вопрос 5

Таблица 5

Ваше отношение к урокам:

Ответы респондентов в %

С большим энтузиазмом

8,8% (7)

С интересом

50% (40)

Нейтральное

26,3% (21)

Скучно

13,8% (11)

С отвращением

1,2 (1)

Результаты опроса: вопрос 6

Таблица 6

Считаете ли вы, что ваш класс способствует обмену идеями и взаимопомощи в учебе?

Ответы респондентов в %

Да, в большой степени

27,8% (22)

Да, в некоторой степени

29,1% (23)

Затрудняюсь ответить

38% (30)

Нет, в некоторой степени

3,9% (4)

Нет, вовсе

1.2% (1)

Результаты опроса: вопрос 7

Таблица 7

Как часто вы ощущаете стресс в связи с учебными заданиями?

Ответы респондентов в %

Почти никогда

26,3% (21)

Редко

27,5% (22)

Иногда

26,3% (21)

Часто

16,2% (13)

Почти всегда

3,7% (3)

Результаты опроса: вопрос 8

Таблица 8

Если бы вы могли изменить что-то в психологическом климате вашего класса, чтобы это было?

Ответы респондентов в %

Улучшить взаимоотношения с одноклассниками

30% (24)

Создать более дружелюбную атмосферу

35% (28)

Усилить взаимодействие между учителями и учениками

23,7% (19)

Другое (указать)

16,3% (9)

Исходя из результатов опроса среди 80 учащихся из разных классов, можно сделать следующие общие выводы:
1. Позитивная атмосфера в классе.
Более 70% учащихся оценивают общую атмосферу в своих классах как положительную или очень положительную, что свидетельствует о благоприятной социальной среде.
2. Отсутствие серьезных конфликтов.
Большинство учеников (71.2%) редко сталкиваются с конфликтами с одноклассниками, что указывает на относительную гармонию в межличностных отношениях.
3. Влияние отношений с учителями:
Подавляющее большинство (78.8%) считают, что отношения с учителями положительно влияют на их интерес к учебе.
4. Социальная поддержка со стороны одноклассников.
Почти половина учащихся (48.1%) чувствует поддержку со стороны своих одноклассников часто или почти всегда, что говорит о наличии социальной солидарности.
5. Интерес к урокам:
Более половины учеников (58.8%) оценивают свое отношение к урокам как интересное или с большим энтузиазмом.
6. Потребность в улучшении взаимоотношений:
Более 60% выражают желание улучшить взаимоотношения с одноклассниками и создать более дружелюбную атмосферу.
7. Недостаточное способствие обмену идеями:
Почти половина (42.5%) считает, что их класс в некоторой или большой степени способствует обмену идеями и взаимопомощи в учебе, что может требовать дополнительного внимания.


В заключение, проведенный опрос учащихся 7 классов предоставил ценные инсайты относительно психологического климата в классе и его влияния на учебную успеваемость. Результаты позволяют выделить общие тенденции в восприятии атмосферы в классе, а также выявить ключевые аспекты, требующие внимания для улучшения образовательной среды. Например, более активные меры могут быть приняты для поддержки обмена идеями и взаимопомощи в учебе, учитывая, что некоторые учащиеся выразили неудовлетворенность в этом аспекте. Эти результаты предоставляют основу для дальнейших исследований и разработки стратегий, направленных на улучшение психологического климата в классах.

Список литературы
1. Covay E., Carbonaro W. (2010). After the Bell: Participation in Extracurricular Activities, Classroom Behavior, and Academic Achievement. Sociology of Education, vol. 83, no 1, pp. 20-45.
2. Lareau A. (2003). Unequal Childhoods: Class, Race, and Family Life. Berkeley: University of California.
3. Барк Е.Д. Влияние внеклассных мероприятий на экологическое воспитание школьников на примере акций по сбору ма
кулатуры и использованных батареек / Е.Д. Барк, А.Р. Алимова // Евразийский Союз Ученых. - 2015. - №4-5 (13)
4. Черникова Д. А. Психолого-педагогический анализ рефлексии как одного из факторов, влияющих на развитие личности / Д.А. Черникова, Д.Ю. Лунева // Проблемы общественных наук в России и за рубежом: история и современность: сборник статей по материалам Международной научно-практической конференции (Йошкар-Ола, 24 марта 2022 года) / под ред. И. А. Загайнова, О.Г. Купцовой. - Йошкар-Ола: Межрегиональный открытый социальный институт, 2022. - С. 113-118.
Источник: Педагогика, психология, общество: от теории к практике : материалы III Всерос. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 20 декабря 2023 г.) / гл. ред. Ж.В. Мурзина; Чувашский республиканский институт образования. - Чебоксары: Среда, 2023. - 400 с.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.