Зекиева Петимат Масудовна канд. филол. наук, доцент Хадисова Селима Адаевна студентка ФГБОУ ВО «Чеченский государственный педагогический университет» г. Грозный, Чеченская Республика
Современная школьная среда несет в себе множество аспектов, которые могут существенно влиять на учебную активность и успеваемость учащихся. Один из ключевых факторов, предположительно оказывающих значительное воздействие, - это психологический климат в классе. Понимание того, как эта атмосфера влияет на обучение, может стать ключом к эффективному управлению образовательным процессом и созданию поддерживающей среды для каждого ученика. Целью данной статьи является систематический анализ влияния психологического климата в классе на учебную успеваемость учащихся 7 класса. Мы стремимся выявить ключевые факторы, влияющие на формирование этого климата, и оценить, насколько они коррелируют с результатами обучения. Предметом исследования являются мнения и восприятия, учащихся в отношении атмосферы в классе, а также их успехи в учебе. Это исследование направлено на создание обширного понимания взаимосвязи между психологическим климатом и образовательными результатами, что, в свою очередь, может привести к эффективным стратегиям улучшения образовательной среды для поддержки учащихся. Следует отметить, что подростковый период делится на две фазы: негативную - младший подростковый возраст (11-13 лет) и позитивную - старший подростковый возраст (13-15 лет) [1]. Выбор 7 класса для исследования обусловлен рядом факторов, среди которых ключевыми являются изменения, происходящие в этом возрасте. Особенно интересным становится 7 класс, так как именно в это время подростки, в возрасте 12-13 лет, переживают переход из негативной фазы в позитивную фазу. Сложности адаптации к новой школьной среде, формирование личностной идентичности, а также проявление социальных взаимоотношений делают 7 класс особенно релевантным для исследования психологического климата в классе и его влияния на успеваемость учащихся. Психологический климат в классе - это комплекс эмоциональных и социальных условий, формирующихся внутри учебной группы. Он отражает взаимоотношения между учениками и учителями, общую атмосферу, уровень взаимопонимания, доверия и поддержки в коллективе. Психологический климат влияет на эмоциональное состояние учащихся, их мотивацию, а также общий опыт обучения, что, в свою очередь, может сказываться на успеваемости и общем благополучии в учебной среде. Психосоциальная среда играет критическую роль в формировании образовательного опыта. Это включает в себя социальные и эмоциональные аспекты, которые воздействуют на восприятие и мотивацию учащихся. Она определяет качество взаимоотношений между учителями и учениками, а также внутри класса. Климат классной общности может влиять на уровень доверия, комфорта и вовлеченности, что в конечном итоге сказывается на обучении. Ряд ученых, исследуя проблему включенности школьников в микрогруппы школьного класса, рассматривали психологический климат в учебном коллективе через призму его влияния на успешность обучения. Социально-психологический климат проявляется через тело взаимоотношений учащихся, находящихся в непосредственном контакте друг с другом. При этом особенности школьного микроклимата представляют собой качественную сторону межличностных отношений, проявляющуюся в виде совокупности психологических условий, способствующих или препятствующих продуктивной совместной деятельности и общему развитию личности в группе [2]. Результативное влияние коллектива на личность определяется самочувствием личности в коллективе, которое является обязательным условием развития школьника. Успешность в обучении, самочувствие обучающихся определяются, прежде всего, взаимоотношениями в первичном коллективе, в классе. Категория высокой успеваемости в школе обычно рассматривается как главный критерий интеллектуального уровня, социализации и общего развития [3].
В рамках исследования данной темы был проведен опрос среди учащихся 7 класса. В опросе приняли участие 80 человек. Опрос состоит из 8 вопросов, которые представлены в таблицах 1-8
Результаты опроса: вопрос 1
|
Таблица 1
|
Как вы оцениваете общую атмосферу в вашем классе?
|
Ответы респондентов в %
|
Очень положительная
|
23,7% (19)
|
Положительная
|
48,8% (39)
|
Нейтральная
|
25% (20)
|
Отрицательная
|
2,5% (2)
|
Очень отрицательная
|
0% (0)
|
Результаты опроса: вопрос 2
|
Таблица 2
|
Как часто у вас возникают конфликты с одноклассниками?
|
Ответы респондентов в %
|
Почти никогда
|
31,2% (25)
|
Редко
|
40% (32)
|
Иногда
|
18,8% (15)
|
Часто
|
8,8% (7)
|
Почти всегда
|
1,2% (1)
|
Результаты опроса: вопрос 3
|
Таблица 3
|
Как сильно ваши отношения с учителями влияют на ваш интерес к учебе?
|
Ответы респондентов в %
|
Очень сильно
|
23,8% (19)
|
Сильно
|
20% (16)
|
Умеренно
|
35% (28)
|
Немного
|
15% (15)
|
Вообще не влияют
|
6,2% (5)
|
Результаты опроса: вопрос 4
|
Таблица 4
|
Как часто вы чувствуете поддержку со стороны своих одноклассников в учебной деятельности?
|
Ответы респондентов в %
|
Почти никогда
|
7,6% (6)
|
Редко
|
11,4% (9)
|
Иногда
|
32,9% (26)
|
Часто
|
29,1% (23)
|
Почти всегда
|
19% (16)
|
Результаты опроса: вопрос 5
|
Таблица 5
|
Ваше отношение к урокам:
|
Ответы респондентов в %
|
С большим энтузиазмом
|
8,8% (7)
|
С интересом
|
50% (40)
|
Нейтральное
|
26,3% (21)
|
Скучно
|
13,8% (11)
|
С отвращением
|
1,2 (1)
|
Результаты опроса: вопрос 6
|
Таблица 6
|
Считаете ли вы, что ваш класс способствует обмену идеями и взаимопомощи в учебе?
|
Ответы респондентов в %
|
Да, в большой степени
|
27,8% (22)
|
Да, в некоторой степени
|
29,1% (23)
|
Затрудняюсь ответить
|
38% (30)
|
Нет, в некоторой степени
|
3,9% (4)
|
Нет, вовсе
|
1.2% (1)
|
Результаты опроса: вопрос 7
|
Таблица 7
|
Как часто вы ощущаете стресс в связи с учебными заданиями?
|
Ответы респондентов в %
|
Почти никогда
|
26,3% (21)
|
Редко
|
27,5% (22)
|
Иногда
|
26,3% (21)
|
Часто
|
16,2% (13)
|
Почти всегда
|
3,7% (3)
|
Результаты опроса: вопрос 8
|
Таблица 8
|
Если бы вы могли изменить что-то в психологическом климате вашего класса, чтобы это было?
|
Ответы респондентов в %
|
Улучшить взаимоотношения с одноклассниками
|
30% (24)
|
Создать более дружелюбную атмосферу
|
35% (28)
|
Усилить взаимодействие между учителями и учениками
|
23,7% (19)
|
Другое (указать)
|
16,3% (9)
|
Исходя из результатов опроса среди 80 учащихся из разных классов, можно сделать следующие общие выводы: 1. Позитивная атмосфера в классе. Более 70% учащихся оценивают общую атмосферу в своих классах как положительную или очень положительную, что свидетельствует о благоприятной социальной среде. 2. Отсутствие серьезных конфликтов. Большинство учеников (71.2%) редко сталкиваются с конфликтами с одноклассниками, что указывает на относительную гармонию в межличностных отношениях. 3. Влияние отношений с учителями: Подавляющее большинство (78.8%) считают, что отношения с учителями положительно влияют на их интерес к учебе. 4. Социальная поддержка со стороны одноклассников. Почти половина учащихся (48.1%) чувствует поддержку со стороны своих одноклассников часто или почти всегда, что говорит о наличии социальной солидарности. 5. Интерес к урокам: Более половины учеников (58.8%) оценивают свое отношение к урокам как интересное или с большим энтузиазмом. 6. Потребность в улучшении взаимоотношений: Более 60% выражают желание улучшить взаимоотношения с одноклассниками и создать более дружелюбную атмосферу. 7. Недостаточное способствие обмену идеями: Почти половина (42.5%) считает, что их класс в некоторой или большой степени способствует обмену идеями и взаимопомощи в учебе, что может требовать дополнительного внимания.
В заключение, проведенный опрос учащихся 7 классов предоставил ценные инсайты относительно психологического климата в классе и его влияния на учебную успеваемость. Результаты позволяют выделить общие тенденции в восприятии атмосферы в классе, а также выявить ключевые аспекты, требующие внимания для улучшения образовательной среды. Например, более активные меры могут быть приняты для поддержки обмена идеями и взаимопомощи в учебе, учитывая, что некоторые учащиеся выразили неудовлетворенность в этом аспекте. Эти результаты предоставляют основу для дальнейших исследований и разработки стратегий, направленных на улучшение психологического климата в классах. Список литературы 1. Covay E., Carbonaro W. (2010). After the Bell: Participation in Extracurricular Activities, Classroom Behavior, and Academic Achievement. Sociology of Education, vol. 83, no 1, pp. 20-45. 2. Lareau A. (2003). Unequal Childhoods: Class, Race, and Family Life. Berkeley: University of California. 3. Барк Е.Д. Влияние внеклассных мероприятий на экологическое воспитание школьников на примере акций по сбору ма кулатуры и использованных батареек / Е.Д. Барк, А.Р. Алимова // Евразийский Союз Ученых. - 2015. - №4-5 (13) 4. Черникова Д. А. Психолого-педагогический анализ рефлексии как одного из факторов, влияющих на развитие личности / Д.А. Черникова, Д.Ю. Лунева // Проблемы общественных наук в России и за рубежом: история и современность: сборник статей по материалам Международной научно-практической конференции (Йошкар-Ола, 24 марта 2022 года) / под ред. И. А. Загайнова, О.Г. Купцовой. - Йошкар-Ола: Межрегиональный открытый социальный институт, 2022. - С. 113-118. Источник: Педагогика, психология, общество: от теории к практике : материалы III Всерос. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 20 декабря 2023 г.) / гл. ред. Ж.В. Мурзина; Чувашский республиканский институт образования. - Чебоксары: Среда, 2023. - 400 с.
|