На главную Лекции и практикум по психологии Конференции и доклады по психологии Методы исследования психологического здоровья детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Методы исследования психологического здоровья детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Лекции и практикум по психологии - Конференции и доклады по психологии

Бабина Кристина Витальевна студентка
ФГБОУ ВО «Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого» г. Тула, Тульская область

В настоящее время в отечественной и зарубежной психологической науке значительно усилился интерес к изучению проблемы психологического здоровья детей. Проблема обеспечения психологического здоровья, создания системы безопасности жизни и развития ребенка в образовательной среде выделяется как одна из приоритетных задач современной науки и практики многими исследователями, что обуславливает необходимость сопровождения данного феномена в детском возрасте.


Основу психологического здоровья в детском возрасте составляет полноценное психическое развитие на всех этапах онтогенеза, следовательно, трудности в формировании основных возрастных личностных новообразований относятся к нарушению развития психологического здоровья. Для категории детей, имеющих нарушения в развитии, в частности речевой дефект, закономерным являются нарушения при становлении и развитии психических сфер, что в свою очередь оказывает отрицательное влияние на общее психологическое состояние будущей личности.
Остро стоит сегодня вопрос диагностики психологического здоровья детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. В связи с этим, ряд авторов предлагает выделить содержательные показатели психологического здоровья, с целью проведения их мониторинга и последующей коррекции.
К критериям благоприятного состояния психологического здоровья относится положительное эмоциональное состояние, которое включает: эмоциональную устойчивость (самообладание) зрелость чувств, соответственно возрасту, управление негативными эмоциями (страхом, гневом, трауром, завистью и др.). Свободный естественное проявление чувств и эмоций, способность радоваться, сохранение привычного оптимального самочувствия.
Многие дети с нарушениями речи отличаются незрелостью эмоционально-личностной сферы, что ставит под угрозу формирование психологически здоровой личности. Эмоциональная сфера неразрывно связана с процессом научения. Если ребенок постоянно находится в напряжении, не активен ни в каком виде деятельности, тревожен, имеет низкую самооценку, то ему гораздо сложнее чему- либо научиться.
Исследование эмоционально-личностной сферы старших дошкольников с ОНР представляется нам, как основополагающая при изучении психологического здоровья детей в связи с её влиянием на всестороннее развитии личности.
Диагностическая программа, направленная на изучение состояния психологического здоровья детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, должна быть разработана с учетом индивидуально-психологических и возрастных особенностей детей. Для диагностики компонентов психологического здоровья у детей с ОНР существуют большое количество методик. Однако для изучения важно выбрать именно те диагностики, которые смогли бы полностью раскрыть эмоциональный и личностный компоненты психологического здоровья.
Эмоциональный компонент психологического здоровья характеризуется устойчивостью эмоционального состояния (уровень тревожности, агрессивности, страхов), общим психологическим состоянием, состоянием в неопределённых ситуациях (стабильность/нестабильность, напряженность), способностью к саморегуляции своего поведения. Диагностический инструментарий, который может быть использован для оценки эмоционального компонента психологического здоровья детей старшего дошкольного возраста с ОНР представлен в таблице 1.


Диагностический инструментарий для оценки эмоционального компонента психологического здоровья
Таблица 1


п/п

Критерий оценки психологического здоровья

Название методики, автор

Цель

 

Тревожность

«Тест тревожности» Р.Темпл, В. Дорки, Н. Аммен

Определение уровня тревожности ребенка

1.

 

«Уровень тревожности ребенка» Т.М. Титаренко

Определение уровня тревожности ребёнка путем опроса окружающих взрослых

 

Агрессия

Анкета «Критерии агрессивности у ребёнка» (Г.П. Лаврентьева,
Т.М. Титаренко)

Определение уровня агрессивности ребёнка.

2.

 

Опросник «Ребёнок глазами взрослого» (А.А. Романов)

Определение уровня агрессивного поведения ребёнка

 

 

Проективная методика «Кактус»

Выявление состояния эмоциональной сферы ребенка, выявление наличия агрессии, ее направленности и интенсивности.

3.

Страхи

«Страхи в домиках» (М.А. Панфилова и А.И. Захаров)

Выявление и уточнение преобладающих видов страхов у детей

 

 

«Мои страхи» А.И. Захаров

Выявление страхов у детей

4.

Эмоциональное
состояние

Методика «Паровозик» (С.В. Велиева)

Определение особенности эмоционального состояния ребёнка, степени позитивного и негативного психического состояния ребёнка.

 

«Тортик для гномика» методика адаптирована А. О. Прохоровым и Г.Н. Генинг, модификация - С.И. Даниловой

определение психического состояния ребёнка

 

Личностный компонент психологического здоровья характеризуется отношением к себе (завышенная, адекватная или заниженная самооценка), уровнем самосознания, соответствующим возрасту, ценностными представлениями. Диагностический инструментарий, который может быть использован для оценки личностного компонента психологического здоровья детей старшего дошкольного возраста с ОНР представлен в таблице 2.


Таблица 2
Диагностический инструментарий для оценки личностного компонента психологического здоровья


п/п

Критерий оценки психологического здоровья

Название методики, автор

Цель

1.

Самооценка

Методика «Лесенка» (В.Г. Щур)

Выявление системы представлений ребёнка о том, как он оценивает себе сам, как, по его мнению, его оценивают другие люди и как соотносятся эти представления между собой.

«Выбери своё место на дереве» Дж. Ломпен в адаптации Пономаренко Л.П.

Определение уровня самооценки ребенка, выявление причин проблем в общении и понимание, насколько адекватно ребенок воспринимает себя в обществе

2.

Самосознание

«Плохой и хороший ребенок» (модификация А.М. Прихожан,
З. Василяукайте)

Изучение особенностей самоотношения, самооценки и половой идентичности у ребенка

Методика «Расскажи о себе» (А.М. Щетинина)

Изучение уровня и характера сформированное™ «образа «Я», степени осознания своих особенностей

3.

Ценностные представления

Методика «Сюжетные картинки» Р.Р. Калинова

Выявление уровня ориентаций дошкольников на ценности: доброта, щедрость, трудолюбие, правдивость, эмоциональное отношение к ним

«Волшебная палочка» (Г.А. Урунтаева,
Ю.А. Афонькина)

Выявить мотивационно-потребностные предпочтения и типологию доминирующих желаний у ребенка




Основной особенностью психологического здоровья детей в дошкольном возрасте является доминирующая роль семьи в его формировании, что определяет необходимость рассмотрения детско-родительских отношений как условия сохранения психологического здоровья. Диагностический инструментарий, который может быть использован для оценки детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей старшего дошкольного возраста с ОНР представлен в таблице 3.
Таблица 3
Диагностический инструментарий для оценки детско-родительских отношений

 


п/п

Критерии оценки детско-родительских отношений

Автор

Цель

1.

Позиция родителя в
детско-родительском
взаимодействии

Методика «Стратегии семейного воспитания» (Н.М. Рухленко)

Определение стиля воспитания, преобладающего в семье

Опросник «Анализ семейных взаимоотношений»
(Э.Г. Эйдемиллер,
В.В. Юстицкис)

Определение различных нарушений процесса воспитания, выявление типа неграмотного патологического воспитания и установление некоторых причин этих нарушений

2.

Позиция ребёнка в
детско-родительском
взаимодействии

Кинетический рисунок семьи (КРС), Р.Бернс, С. Кауфман

Выявление особенностей восприятия ребенком семейной ситуации, своего места в семье, а также его отношений к членам семьи

Проективная игра «Почта» Е. Антони, Е. Бине (модификация Денисовой Н.Д.)

Изучение эмоционального самочувствия дошкольника в семье, выявление уверенности /неуверенности ребенка в родительской любви

Методика «Фильм-тест» Рене Жиля,
адаптация И.Н. Гильяшевой, Н.Д. Игнатьевой

Исследование сферы межличностных отношений ребенка и его восприятия внутрисемейных отношений

 

В ходе анализа статей и монографий на тему психологического здоровья детей старшего дошкольного возраста были детально изучены исследования, которые включали в себя диагностику компонентов психологического здоровья. В научных работах Е.В. Барышниковой [1], Е.С. Ивановой [3], А.М. Мокроусовой [4], В. А. Перегудиной [5], И.М. Рюмина [6], А.А. Фадеева [7] и др. применяемые методики показали успешный результат, исходя из этого, можно сделать вывод об адекватности и возможности применения их в своём исследовании.
Таким образом, основываясь на результатах теоретического анализа прикладных работ по проблеме исследования, был отобран диагностический инструментарий для оценки компонентов психологического здоровья детей старшего дошкольного возраста с ОНР и детско-родительских отношений, как условия позитивного хода эмоционально-личностно развития ребёнка.
Список литературы
1. Барышникова Е.В. Исследование тревожности детей старшего дошкольного возраста / Е.В. Барышникова // Мир науки. Педагогика и психология. - 2020. - №4
2. Дубровина И.В. Психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы / И.В. Дубровина, А.Д. Андреева, Т.В. Вохмянина [и др.]. - Екатеринбург: Деловая книга, 2000. - 176 с.
3. Иванова Е.С. Об особенностях негативных эмоциональных состояний детей дошкольного возраста / Е.С. Иванова // Гаудеамус. - 2012. - №19
4. Мокроусова А.М. Анализ некоторых показателей эмоционального здоровья детей старшего дошкольного возраста / А.М. Мокроусова, Е.В. Казакова // Материалы XIV Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум»
5. Перегудина В. А. Исследование особенностей родительских установок отцов и матерей, воспитывающий детей дошкольного и младшего школьного возраста / В. А. Перегудина // Мир науки. Педагогика и психология. - 2022. - Т. 10. №4
6. Рюмина И.М. Исследование содержательных особенностей актуальных страхов у старших дошкольников / И.М. Рюмина, Е.Г. Вишнякова // Научные исследования современности: от разработки к внедрению (Смоленск, 31 мая 2018 года). - Смоленск: НОВАЛЕНСО, 2018. - С. 81-85.
7. Фадеева А. А. Психолого-педагогическая профилактика страхов детей дошкольного возраста / А. А. Фадеева, М.В. Данилова // Мир науки. Педагогика и психология. - 2019. - №6

Педагогика, психология, общество: от теории к практике : материалы III Всерос. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 20 декабря 2023 г.) / гл. ред. Ж.В. Мурзина; Чувашский республиканский институт образования. - Чебоксары: Среда, 2023. - 400 с.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.