Бабина Кристина Витальевна студентка ФГБОУ ВО «Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого» г. Тула, Тульская область В настоящее время в отечественной и зарубежной психологической науке значительно усилился интерес к изучению проблемы психологического здоровья детей. Проблема обеспечения психологического здоровья, создания системы безопасности жизни и развития ребенка в образовательной среде выделяется как одна из приоритетных задач современной науки и практики многими исследователями, что обуславливает необходимость сопровождения данного феномена в детском возрасте.
Основу психологического здоровья в детском возрасте составляет полноценное психическое развитие на всех этапах онтогенеза, следовательно, трудности в формировании основных возрастных личностных новообразований относятся к нарушению развития психологического здоровья. Для категории детей, имеющих нарушения в развитии, в частности речевой дефект, закономерным являются нарушения при становлении и развитии психических сфер, что в свою очередь оказывает отрицательное влияние на общее психологическое состояние будущей личности. Остро стоит сегодня вопрос диагностики психологического здоровья детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. В связи с этим, ряд авторов предлагает выделить содержательные показатели психологического здоровья, с целью проведения их мониторинга и последующей коррекции. К критериям благоприятного состояния психологического здоровья относится положительное эмоциональное состояние, которое включает: эмоциональную устойчивость (самообладание) зрелость чувств, соответственно возрасту, управление негативными эмоциями (страхом, гневом, трауром, завистью и др.). Свободный естественное проявление чувств и эмоций, способность радоваться, сохранение привычного оптимального самочувствия. Многие дети с нарушениями речи отличаются незрелостью эмоционально-личностной сферы, что ставит под угрозу формирование психологически здоровой личности. Эмоциональная сфера неразрывно связана с процессом научения. Если ребенок постоянно находится в напряжении, не активен ни в каком виде деятельности, тревожен, имеет низкую самооценку, то ему гораздо сложнее чему- либо научиться. Исследование эмоционально-личностной сферы старших дошкольников с ОНР представляется нам, как основополагающая при изучении психологического здоровья детей в связи с её влиянием на всестороннее развитии личности. Диагностическая программа, направленная на изучение состояния психологического здоровья детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, должна быть разработана с учетом индивидуально-психологических и возрастных особенностей детей. Для диагностики компонентов психологического здоровья у детей с ОНР существуют большое количество методик. Однако для изучения важно выбрать именно те диагностики, которые смогли бы полностью раскрыть эмоциональный и личностный компоненты психологического здоровья. Эмоциональный компонент психологического здоровья характеризуется устойчивостью эмоционального состояния (уровень тревожности, агрессивности, страхов), общим психологическим состоянием, состоянием в неопределённых ситуациях (стабильность/нестабильность, напряженность), способностью к саморегуляции своего поведения. Диагностический инструментарий, который может быть использован для оценки эмоционального компонента психологического здоровья детей старшего дошкольного возраста с ОНР представлен в таблице 1.
Диагностический инструментарий для оценки эмоционального компонента психологического здоровья Таблица 1
№ п/п
|
Критерий оценки психологического здоровья
|
Название методики, автор
|
Цель
|
|
Тревожность
|
«Тест тревожности» Р.Темпл, В. Дорки, Н. Аммен
|
Определение уровня тревожности ребенка
|
1.
|
|
«Уровень тревожности ребенка» Т.М. Титаренко
|
Определение уровня тревожности ребёнка путем опроса окружающих взрослых
|
|
Агрессия
|
Анкета «Критерии агрессивности у ребёнка» (Г.П. Лаврентьева, Т.М. Титаренко)
|
Определение уровня агрессивности ребёнка.
|
2.
|
|
Опросник «Ребёнок глазами взрослого» (А.А. Романов)
|
Определение уровня агрессивного поведения ребёнка
|
|
|
Проективная методика «Кактус»
|
Выявление состояния эмоциональной сферы ребенка, выявление наличия агрессии, ее направленности и интенсивности.
|
3.
|
Страхи
|
«Страхи в домиках» (М.А. Панфилова и А.И. Захаров)
|
Выявление и уточнение преобладающих видов страхов у детей
|
|
|
«Мои страхи» А.И. Захаров
|
Выявление страхов у детей
|
4.
|
Эмоциональное состояние
|
Методика «Паровозик» (С.В. Велиева)
|
Определение особенности эмоционального состояния ребёнка, степени позитивного и негативного психического состояния ребёнка.
|
|
«Тортик для гномика» методика адаптирована А. О. Прохоровым и Г.Н. Генинг, модификация - С.И. Даниловой
|
определение психического состояния ребёнка
|
Личностный компонент психологического здоровья характеризуется отношением к себе (завышенная, адекватная или заниженная самооценка), уровнем самосознания, соответствующим возрасту, ценностными представлениями. Диагностический инструментарий, который может быть использован для оценки личностного компонента психологического здоровья детей старшего дошкольного возраста с ОНР представлен в таблице 2.
Таблица 2 Диагностический инструментарий для оценки личностного компонента психологического здоровья
№ п/п
|
Критерий оценки психологического здоровья
|
Название методики, автор
|
Цель
|
1.
|
Самооценка
|
Методика «Лесенка» (В.Г. Щур)
|
Выявление системы представлений ребёнка о том, как он оценивает себе сам, как, по его мнению, его оценивают другие люди и как соотносятся эти представления между собой.
|
«Выбери своё место на дереве» Дж. Ломпен в адаптации Пономаренко Л.П.
|
Определение уровня самооценки ребенка, выявление причин проблем в общении и понимание, насколько адекватно ребенок воспринимает себя в обществе
|
2.
|
Самосознание
|
«Плохой и хороший ребенок» (модификация А.М. Прихожан, З. Василяукайте)
|
Изучение особенностей самоотношения, самооценки и половой идентичности у ребенка
|
Методика «Расскажи о себе» (А.М. Щетинина)
|
Изучение уровня и характера сформированное™ «образа «Я», степени осознания своих особенностей
|
3.
|
Ценностные представления
|
Методика «Сюжетные картинки» Р.Р. Калинова
|
Выявление уровня ориентаций дошкольников на ценности: доброта, щедрость, трудолюбие, правдивость, эмоциональное отношение к ним
|
«Волшебная палочка» (Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина)
|
Выявить мотивационно-потребностные предпочтения и типологию доминирующих желаний у ребенка
|
Основной особенностью психологического здоровья детей в дошкольном возрасте является доминирующая роль семьи в его формировании, что определяет необходимость рассмотрения детско-родительских отношений как условия сохранения психологического здоровья. Диагностический инструментарий, который может быть использован для оценки детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей старшего дошкольного возраста с ОНР представлен в таблице 3. Таблица 3 Диагностический инструментарий для оценки детско-родительских отношений
№ п/п
|
Критерии оценки детско-родительских отношений
|
Автор
|
Цель
|
1.
|
Позиция родителя в детско-родительском взаимодействии
|
Методика «Стратегии семейного воспитания» (Н.М. Рухленко)
|
Определение стиля воспитания, преобладающего в семье
|
Опросник «Анализ семейных взаимоотношений» (Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкис)
|
Определение различных нарушений процесса воспитания, выявление типа неграмотного патологического воспитания и установление некоторых причин этих нарушений
|
2.
|
Позиция ребёнка в детско-родительском взаимодействии
|
Кинетический рисунок семьи (КРС), Р.Бернс, С. Кауфман
|
Выявление особенностей восприятия ребенком семейной ситуации, своего места в семье, а также его отношений к членам семьи
|
Проективная игра «Почта» Е. Антони, Е. Бине (модификация Денисовой Н.Д.)
|
Изучение эмоционального самочувствия дошкольника в семье, выявление уверенности /неуверенности ребенка в родительской любви
|
Методика «Фильм-тест» Рене Жиля, адаптация И.Н. Гильяшевой, Н.Д. Игнатьевой
|
Исследование сферы межличностных отношений ребенка и его восприятия внутрисемейных отношений
|
В ходе анализа статей и монографий на тему психологического здоровья детей старшего дошкольного возраста были детально изучены исследования, которые включали в себя диагностику компонентов психологического здоровья. В научных работах Е.В. Барышниковой [1], Е.С. Ивановой [3], А.М. Мокроусовой [4], В. А. Перегудиной [5], И.М. Рюмина [6], А.А. Фадеева [7] и др. применяемые методики показали успешный результат, исходя из этого, можно сделать вывод об адекватности и возможности применения их в своём исследовании. Таким образом, основываясь на результатах теоретического анализа прикладных работ по проблеме исследования, был отобран диагностический инструментарий для оценки компонентов психологического здоровья детей старшего дошкольного возраста с ОНР и детско-родительских отношений, как условия позитивного хода эмоционально-личностно развития ребёнка. Список литературы 1. Барышникова Е.В. Исследование тревожности детей старшего дошкольного возраста / Е.В. Барышникова // Мир науки. Педагогика и психология. - 2020. - №4 2. Дубровина И.В. Психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы / И.В. Дубровина, А.Д. Андреева, Т.В. Вохмянина [и др.]. - Екатеринбург: Деловая книга, 2000. - 176 с. 3. Иванова Е.С. Об особенностях негативных эмоциональных состояний детей дошкольного возраста / Е.С. Иванова // Гаудеамус. - 2012. - №19 4. Мокроусова А.М. Анализ некоторых показателей эмоционального здоровья детей старшего дошкольного возраста / А.М. Мокроусова, Е.В. Казакова // Материалы XIV Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум» 5. Перегудина В. А. Исследование особенностей родительских установок отцов и матерей, воспитывающий детей дошкольного и младшего школьного возраста / В. А. Перегудина // Мир науки. Педагогика и психология. - 2022. - Т. 10. №4 6. Рюмина И.М. Исследование содержательных особенностей актуальных страхов у старших дошкольников / И.М. Рюмина, Е.Г. Вишнякова // Научные исследования современности: от разработки к внедрению (Смоленск, 31 мая 2018 года). - Смоленск: НОВАЛЕНСО, 2018. - С. 81-85. 7. Фадеева А. А. Психолого-педагогическая профилактика страхов детей дошкольного возраста / А. А. Фадеева, М.В. Данилова // Мир науки. Педагогика и психология. - 2019. - №6
Педагогика, психология, общество: от теории к практике : материалы III Всерос. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 20 декабря 2023 г.) / гл. ред. Ж.В. Мурзина; Чувашский республиканский институт образования. - Чебоксары: Среда, 2023. - 400 с. |