На главную Лекции и практикум по психологии Конференции и доклады по психологии Особенности формирования самооценки у детей старшего дошкольного возраста
Особенности формирования самооценки у детей старшего дошкольного возраста
Лекции и практикум по психологии - Конференции и доклады по психологии

Романова Юлия Владимировна канд. пед. наук, доцент, преподаватель Коробкова Анастасия Александровна
студентка
Кудинова Валентина Валерьевна студентка
ФГБОУ ВО «Липецкий государственный педагогический университет им. П.П. Семенова-Тян-Шанского» г. Липецк, Липецкая область


В старшем дошкольном возрасте у детей начинают формироваться основы самооценки, одновременно ребенок готовится к другой, обновленной социальной роли - роли школьника, которая требует умения анализировать, контролировать себя, оценивать, как себя, так и других, а также воспринимать разнообразную оценку от окружающих [5].
В данном контексте крайне важно определить, какие методологические подходы являются наиболее эффективными и как они повлияют на формирование самооценки и восприятия себя старших дошкольников.
Под самооценкой понимают оценку человеком себя, а также собственных качеств и характеристик, занимаемого места между другими людьми. Исследования психологов показывают, что влияние самооценки очень широко: влияние на внутренне состояние, на отношение к работе и свое место на ней, на удовлетворенность учебной деятельностью, на получение удовольствия от жизни и на взаимоотношения с другими людьми.
Самооценка является особенно сложным аспектом самосознания у детей в возрасте старшего дошкольного возраста. Качество процесса формирования самооценки в большей степени определяется той оценкой, которую делают воспитатели, родители и друзья [2].
Ребенок начинает осознавать последовательность собственных поступков, предвидеть вероятные результаты и давать оценку взрослым. Они понимают, как их поведение отличается от общепринятых норм и правил, и начинают использовать их для оценки своего и чужого поведения [6].
У данной возрастной группы детей чаще всего мнение о себе довольно высокое, но у некоторых также может быть низкая самооценка из-за объективных недостатков во внешности, неудач в деятельности или общении, или ощущения угрозы отчуждения со стороны родителей.
Основная характеристика наиболее частых проявлений самооценки детей в возрастной период от 6 до 7 лет.
Возраст 6-7 лет обуславливает у детей начало формирования базового аспекта социального роста - процесса самосознания. В.С. Выготский считал, что это самосознание - главное и фундаментальное новообразование данного возраста [4].
Для второй половины периода характерно формирование самооценки с основой на дачу оценки поведения другого человека и изначальной хорошей оценкой себя самого, то есть «я хороший». Изначально дети учатся давать оценку поступкам и поведению окружающих детей. Только после этого - оценка своих умений и действий.
Первичная самооценка у детей основана на постоянном сравнивании себя и другого, например, друга или сверстника. У детей возраста 6 лет часто наблюдается достаточно высокая, даже близко к завышенной, самооценка. Снижаться она начинает к 7 годам и становится более реалистичной. В этот период появляется заметное сравнение себя и других детей, что до 7 лет было незаметно.
Н.С. Чербашева подчеркивала, что завышенная самооценка ведет к тому, что дети старшего дошкольного возраста принимают комментарии по отношению к их работам в качестве оценки их и в
целом их личности. Поэтому мера наказания, а также применение публичных замечаний в образовательном процессе детей данной группы обязательно должны быть сокращены, в противном случае собственное мнение о себе таких детей может стать очень низкой [7].
Другой формой в самосознании является понимание собственных эмоций и страхов. В это время дети готовы понимать свою отнесенность к полу и принадлежность к мальчикам или девочкам.
Родители могут замечать появившуюся разницу в темпераментах, поступках и в проявлениях поведения у детей в зависимости от их пола. Дети начинают осознавать свою жизнь прошлом, в настоящем и могут начинать представлять, какими они будут в будущем [2].
Формирование и развитие самосознание идет через разнообразные модели активности, близкие взрослые должны помочь детям освоить навыки самооценки и самопонимания, организуя подходящие занятия на этапе раннего развития. Выполнение разных видов деятельности является способом активного роста самосознания. Огромное место в формировании самооценки старших дошкольников занимает игра [3].
Старшие дошкольники в процессе оценивания себя могут отстранять себя от чужого мнения. Они осознают их личные возможности и опыт, полученный в процессе общения с взрослыми и сверстниками. Дошкольники, у которых или очень низкая, или очень высокая самооценка, являются наиболее уязвимыми для оценки из вне, при этом довольно просто ведутся на чужое влияние.
Кроме того, важную роль для детей старшего дошкольного возраста играют их отношения с другими детьми. Взаимодействуя с ровесниками, они формируют свое отношение к другим и могут увидеть себя глазами других. Умение дошкольника анализировать свои действия полностью зависит от его способности анализировать действия других детей.
Таким образом, общение с другими детьми помогает развивать умение оценивать других людей и формировать самооценку. Детям 6-7 лет помогает критически оценивать действия своих сверстников богатый опыт индивидуальной деятельности.
Среди дошкольников существует система ценностей, которая определяет их взаимные оценки друг друга. Психологические исследования О.В. Бакаевой показывают, что особенности самооценки оказывают влияние на эмоциональное состояние, уровень удовлетворенности работой, учебой, жизнью и отношения с окружающими [1].
Оценить действия детей старшего дошкольного возраста труднее, чем оценить сверстника, потому что они очень требовательны и более строго относятся к другим детям.
Самооценка дошкольника обычно является эмоциональной и чаще всего положительной. Отрицательная самооценка у детей этого возраста встречается редко.
Дети, как правило, имеют высокое самомнение из-за того, что им трудно различать свои умения от своей личности в целом. Поэтому, если у ребенка что-то не получается так хорошо, как у других, он чувствует себя хуже в целом.
Чем старше дети в дошкольном возрасте, тем лучше они могут оценить свои способности. Они начинают проявлять свои способности в различных видам деятельности, таких как игры с правилами, где они могут сравнивать свои достижения с другими. Они также могут более точно оценить свои успехи в различных заданиях или проектах.
Для развития уверенности в себе очень важны не только занятия, в которых участвует ребенок, но и положительная обратная связь от взрослых и друзей.
В ходе исследования В. А. Горфинкель было обнаружено, что дети, которые проявляют себя в деятельности, имеют более высокую самооценку, в то время как самооценка детей, участвующих в отношениях, чаще всего ниже [2].
Считается, что высокая самооценка является не лучшим показателем психического развития, однако она также имеет позитивную сторону: ребенок настроен на успех, его действия энергичны, что позволяет ему развивать более четкое представление о самом себе.
А.Ю. Ибраева отмечает, что также встречается и низкая самооценка, но ее причина не в том, что человек критически настроен к себе, а в его неуверенности в собственных способностях. Обычно это происходит из-за вмешательства родителей, которые выставляют чрезмерные требования, не выражают положительные оценки и не учитывают индивидуальные особенности ребенка [4].
Для продвижения личностного развития и осознанного усвоения норм поведения, а также воспитания по положительным образцам, это крайне важно.
У детей старшего дошкольного возраста формирование самооценки будет более эффективным при следующих условиях:
- взаимодействие семей в педагогическом процессе по формированию самооценки детей дошкольного возраста будет учитывать тип и стиль воспитания семьи;
- взаимодействие с ребенком будет направлено на улучшение его статуса в группе сверстников;
- обеспечение педагогов профессиональной компетентности в формировании адекватной самооценки у дошкольников.
Список литературы
1. Бакаева О.В. Рекомендации для родителей по оптимизации процесса формирования самооценки старших дошкольников / О.В. Бакаева, И.Д. Дорошенко
2. Горфинкель В.А. особенности самооценки у старших дошкольников в аспекте детско-родительских отношений
3. Заболотская Е.М. Формирование адекватной самооценки старших дошкольников средствами сюжетно-ролевой игры / Е.М. Заболотская, М.А. Реутова, Е.Г. Баталова
4. Ибраева А.Ю. Условия целенаправленного формирования самооценки у старших дошкольников / А.Ю. Ибраева
5. Пикалова И.В. Особенности развития воображения у детей младшего дошкольного возраста / И.В. Пикалова, Д.Ю. Лунева // XXIV Всероссийская студенческая научно-практическая конференция Нижневартовского государственного университета: материалы конференции, Нижневартовск, 05-06 апреля 2022 года / под общ. ред. Д.А. Погонышева. - Ч. 10. - Нижневартовск: Нижневартовский государственный университет, 2022. - С. 208-212.
6. Пирязева М.В. Взаимосвязь уровня самооценки и академической успешности старших школьников / М.В. Пирязева, Е.В. Заболотникова // Образование XXI века: факторы и предикторы успешности освоения образовательной программы школьниками: материалы Международной научной конференции (Липецк, 20 октября 2022 года). - Липецк: Липецкий государственный педагогический университет имени П.П. Семенова-Тян-Шанского, 2022. - С. 290-294.
7. Чербашева Н.С. Особенности проявления заниженной самооценки у старших дошкольников / Н.С. Чербашева, Е.И. Тимошина
Педагогика, психология, общество: от теории к практике : материалы III Всерос. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 20 декабря 2023 г.) / гл. ред. Ж.В. Мурзина; Чувашский республиканский институт образования. - Чебоксары: Среда, 2023. - 400 с.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.