Данилова Анна Ивановна канд. культурологии, доцент Калина Марина Фёдоровна студентка Филиал ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет» в г. Новороссийске г. Новороссийск, Краснодарский край
Современные дети, привыкшие большую часть времени проводить с различными гаджетами, испытывают большие трудности при непосредственном общении друг с другом и со взрослыми людьми. Вот почему формирование и развитие коммуникативных умений является целенаправленным системным процессом. Этот процесс реализуется через все предметные области и внеурочную деятельность. Под коммуникативными умениями понимаются способность и реальная готовность к общению, к речевому взаимодействию и взаимопониманию, т.е. эти умения предполагают навыки осознанно отбирать языковые средства для осуществления общения в конкретной речевой ситуации, создавать собственные связные высказывания, овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи [1]. ФГОС НОО в качестве обязательных коммуникативных умений выделяет задачи формирования у младшего школьника умений слушать и слышать собеседника и обосновывать свою позицию и личное мнение. Кроме того, под формированием коммуникативных умений понимается обучение младшего школьника задавать вопросы и давать четкие формулировки ответов на вопросы, которые ему задают, внимательно слушать и принимать активное участие в обсуждении рассматриваемого вопроса, высказывать комментарии, касающиеся выражений собеседников, а также давать критическую оценку и аргументировать свою позицию в той или иной группе. Также в рамках коммуникативных умений младший школьник должен уметь выражать своему собеседнику эмпатию и адаптировать свои высказывания к возможностям их восприятия собеседником [9]. Важность развития коммуникативных умений учащихся начальных классов определяется необходимостью обучения детей эффективному общению, без которого невозможно успешно жить и работать в современном обществе. Коммуникативный подход к изучению языка в методике преподавания активно начал разрабатываться в 1960-70 годы такими учеными, как М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, М.Р. Львов, Т.Г. Рамзаева, М.С. Соловейчик и др. По мнению М.Т. Баранова, речевые умения связаны, во-первых, с подготовкой к работе над текстом, во-вторых, с непосредственной работой над созданием текста. М.Т. Баранов вводит понятия «текст» и «не текст». Важным коммуникативным умением является способность отделять одно от другого [5]. Ни у кого из исследователей такое коммуникативное умение не встречается. T.A. Ладыженская под коммуникативно-речевыми умениями понимала «способность раскрывать предмет высказывания, основную идею высказывания, способность собирать материал для высказывания, способность систематизировать собранный материал, умение выражать свои мысли правильно, точно и как можно ярче» [2, с.87]. М.Р. Львов коммуникативно-речевые умения называет умениями последовательной речи [3]. М.Р. Львов отдаёт приоритет развитию письменной речи, так как в ней соединены и мыслительный процесс, и внутренняя речь. Организация письменной речи - наиболее сложная задача, стоящая перед педагогом. Письменная речь - это перекодирование содержания мысли (мыслительного кода) через посредство звуковой ступени в графический. В понятие письма, следовательно, входят: 1) подготовка и формирование высказывания на внутреннем уровне; 2) кодовый переход; 3) техника записи [4]. Т.Г. Рамзаева делит компоненты высказывания на содержательную сторону, структуру и изобразительные средства текста [6].
Классификация М.С. Соловейчик основана на типах речевой деятельности, а именно выделяются умения, которые обеспечивают речевую активность: - умения, необходимые для создания высказываний; - умения, необходимые для восприятия высказываний [7].
Все названные подходы, в конечном итоге, привели к выделению в современной методике четырёх видов речевых умений: - умение говорить, т.е. излагать свои мысли в устной форме; - умение аудировать, т.е. понимать речь в ее звуковом оформлении; - умение излагать свои мысли в письменной речи; - умение читать, т.е. понимать речь в ее графическом изображении.
Определив перечень коммуникативных умений, необходимо рассмотреть способы их формирования и развития. Здесь также существуют различные подходы. Один из них принадлежит И. А. Стернину, который объединяет коммуникативные умения в три основные группы: речевые умения, умения невербального общения и саморегулировании. Каждая из них включает в себя множество взаимосвязанных умений: слушать, передавать информацию и принимать ее с нужным смыслом, понимать другого, сопереживать, адекватно оценивать себя и других, принимать мнение другого, решать конфликт, взаимодействовать с членами коллектива [8]. Этот подход интересен тем, что учитывает не только умения говорения и слушания, формирование которых несомненно является одной из основных целей развития коммуникативных умений, но и особенности детской психологии. Слушание, понимание сообщений, умение говорить требует развития чёткой артикуляции, верной интонации и правильного речевого дыхания. Можно предложить некоторые способы развития коммуникативных умений учащихся начальных классов. Во-первых, это проведение специальных уроков по развитию речи, где дети учатся правильному произношению, формулированию своих мыслей, составлению простых предложений и рассказыванию истории. Во-вторых, проводятся игры и упражнения, направленные на улучшение восприятия речи и понимания говорящего. В-третьих, необходима индивидуальная работа, для которой подойдут упражнения, предлагаемые в методике Г. А. Цукерман «Кто прав?»: ребёнку даётся текст трех маленьких рассказов и задаются вопросы. Методика позволяет оценивать такие коммуникативные умения, как готовность слушать собеседника и вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение, аргументировать свою точку зрения и оценку событий. Важным аспектом развития коммуникативных умений является развитие навыков невербальной коммуникации. Детям должны внимательно относится к эмоциям других людей, понимать их жесты и мимику. Во время обучения могут использоваться различные тренировочные задания, например, ролевые игры, в которых дети могут выражать свои эмоции и пытаться понять эмоции других. Эффективное общение предполагает наличие у собеседников такого коммуникативного умения, как эмоциональная эмпатия. Определить уровень сформированности этого умения поможет диагностическая методика В.В. Бойко «Эмпатические способности»: ученикам выдается анкета с 36-ью утверждениями, на которые ученик в бланке для ответов должен ответить либо «да», либо «нет»; затем ответы анализируются и выставляются баллы в соответствии с прилагаемым к методике ключом. Важно отметить, что развитие коммуникативных умений учащихся начальных классов должно происходить не только в рамках урока, но и во внеурочной деятельности. Практиковаться в коммуникации дети могут при подготовке и проведении различных мероприятий, когда возникает необходимость в общении друг с другом. Таким образом, развитие коммуникативных умений учащихся начальных классов - важный этап образовательного процесса. Это помогает детям освоить навыки эффективного общения, что является необходимым условием для успешной адаптации в современном обществе и достижения личностного и профессионального роста. Список литературы 1. Батаршев А. В. Психодиагностика способности к общению, или как определить организаторские и коммуникативные качества личности / А.В. Батаршев. - М.: Владос, 2001. - 176 с. 2. ЛадыженскаяТ.А. Методика развития речи на уроках русского языка: книга для учителя / Т.А. Ладыженская. - М.: Просвещение, 1991. - 240 с. 3. Львов М.Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах / М.Р. Львов. - М.: Академия, 2007. - 464 с. 4. Львов М.Р. Основы теории речи / М.Р. Львов. - М.: Академия, 2000. - 248 с. 5. Обучающие изложения в VII-VIII классах / М.Т. Баранов, П.Ф. Ивченков, Т.А. Ладыженская [и др.]. - М.: Просвещение, 1964. - 240 с. 6. Рамзаева Т.Г. Методика обучения русскому языку в начальных классах / Т.Г. Рамзаева, М.Р. Львов. - М.: Просвещение, 1987. - 431 с. 7. Соловейчик М.С. Русский язык в начальных классах. Теория и практика обучения / М.С. Соловейчик. - М.: Просвещение, 1993. 383 с. 8. Стернин И.А. Типы коммуникативных действий и коммуникативное поведение человека / И.А. Стернин. // Прагматические аспекты функционирования языковых единиц. - М., 1991. 9. Федеральный государственный стандарт начального общего образования [Электронный ресурс]. Источник: Педагогика, психология, общество: от теории к практике : материалы III Всерос. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 20 декабря 2023 г.) / гл. ред. Ж.В. Мурзина; Чувашский республиканский институт образования. - Чебоксары: Среда, 2023. - 400 с.
|