Страница 11 из 16
3.2.4 Игры и упражнения для развития эмоциональной сферы
Игра «Глаза в глаза»
Цель: развивать в детях чувство эмпатии, настроить на спокойный лад. «Ребята, возьмитесь за руки со своим соседом по парте. Смотрите друг другу только в глаза и, чувствуя руки, попробуйте молча передавать разные состояния: “я грущу”, “мне весело, давай играть”, “я рассержен”, “не хочу ни с кем разговаривать” и т.д. После игры обсудите с детьми, какие состояния передавались, какие из них было легко отгадывать, а какие трудно».
Игра «Царевна Несмеяна»
Цель: развитие эмоциональной сферы, эмоциональной уравновешенности. Один из играющих садится в центре круга, а остальные должны постараться рассмешить его. Игрок сидящий в центре, может условно называться «Царевной Несмеяной». Выигрывает тот, кто дольше других сумеет продержаться, не засмеявшись. Основные ограничения для царевны несмеяны: не закрывать глаза и не отворачиваться.
Игра «Угадай эмоцию»
Цель: развитие умения дифференцировать эмоции. Процедура игры. На столе лежат пиктограммы различных эмоций. Каждый ребенок берет себе карточку, не показывая ее остальным. После этого дети по очереди пытаются показать эмоции, нарисованные на карточках. Зрители, они должны угадать, какую эмоцию им показывают и объяснить, как они определили, что это за эмоция.
Игра Зеркало
Цель: Развитие эмоциональной регуляции. Процедура игры. Попросите детей представить, что они находятся в магазине зеркал. Одна половина детей - зеркала, другая - разные зверюшки. Зверюшки ходят между зеркал, прыгают, строят рожицы, а зеркала должны точно отражать их движения и выражения “мордочек”.
Упражнение «Королевство эмоций»
Цель: расширять представление детей об эмоции «зависть», учить детей понимать причины, которые приводят к тому или иному настроению. Оборудование: игрушка гнома, пиктограммы и рисунки сказочных персонажей с различными эмоциями. Гном раскладывает по кругу пиктограммы всех известных детям эмоций и говорит, что сегодня они попали в Королевство эмоций. «Ребята, как вы думаете, какие эмоции могут подружится друг с другом, а какие навсегда останутся одни?». После ответов каждому ребенку предлагается подружить эмоции с помощью какой-либо истории. Тот, кто быстро справился с заданием, начинает рассказывать свою сказку, остальные внимательно слушают. После выполнения задания гном обязательно хвалит детей.
Упражнение «Понять состояние»
Цель: развитие у детей умения понимать эмоциональные состояния людей через мимику, походку, позу. Дети сидят в круге, выбирается водящий. Он показывает любое эмоциональное состояние с помощью мимики, походки, позы. Остальные угадывают это состояние. Угадавший становится водящим.
Игра День рождения
Цель: закрепить умение выражать эмоцию «радость», создание доброжелательной атмосферы в группе, развивать активный словарь эмоциональных состояний. Оборудование: игрушка гнома, пиктограмма «радость», несколько картинок сказочных героев с радостным настроением, бумага, цветные карандаши. Гном предлагает детям выбрать именинника. Этот ребенок садится на стульчик. Остальные должны изобразить гостей, которые по очереди приходят к имениннику и дарят ему подарки. Задание ребятам усложняется: надо с помощью жестов показать, что именно ты подарил. Задача именинника угадать этот предмет. Если подарок не угадан, то именинник занимает место гостя, а гость становится именинником.
Упражнение «Отгадай настроение сказочных героев»
Цель: закрепить умение детей сравнивать эмоции на картинке с соответствующей пиктограммой, продолжать учить детей адекватному сопоставлению поступка и эмоции. Оборудование: игрушка гнома, пиктограмма «зависть», сюжетные картинки, на которых изображены люди в разных позах, комплекты пиктограмм. Гном предлагает детям поиграть в следующую игру. У каждого ребенка на столе лежат комплекты пиктограмм (8 шт.). Взрослый поочередно показывает детям карточки с различными настроениями сказочных героев. Дети должны поднять пиктограмму с соответствующей эмоцией. Это упражнение дает возможность педагогу наиболее точно определить детей, которые еще не совсем овладели данным умением.
|