Диагностика и профилактика нарушений школьной адаптации - Методика комплексного изучения самооценки и ценностных ориентаций |
Младший школьный возраст - Адаптация к школе | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Страница 3 из 16
|
Следующий вопрос: «А из оставшихся мальчиков каким бы ты больше хотел быть?» Ответ заносится в графу «I балл»; оставшаяся характеристика оценивается в 0 баллов.
После этого ребенку говорят: «А теперь представь, что один из этих мальчиков действительно ты. Кто это может быть? Кто из них на самом деле больше всего похож на тебя?.. А кто из оставшихся мальчиков похож на тебя больше?» Ответы заносят в правую часть протокола. Описанная процедура повторяется со всеми семью карточками. Затем подсчитывается относительный вес каждой характеристики в правой и левой частях протокола. Результаты заносятся соответственно в графы «Ценностные ориентации» и «Самооценка». В случае совпадения весов двух или более характеристик проводится дополнительное их сопоставление между собой по той же схеме с тем, чтобы можно было их выстроить в иерархическом порядке (по мере предпочтения).
Пример (см. рис. 1): вес характеристики «аккуратный», «умный», «хорошо учится» одинаков и равен 4 баллам. При их дополнительном сопоставлении первое место получит «умный» (в скобках рядом с весом ставится цифра 1), потом «аккуратный» (2) и «хорошо учится» (3).
Ф.И.____ , школа № _______, класс____________ , дата ___________
|
2 |
1 |
0 |
|
2 |
1 |
0 |
Ц.О. |
С.ОЦ. |
при- |
Аккурат |
XX |
|
X |
|
X |
|
XX |
4(2) |
2 |
|
Веселый |
|
XX |
X |
|
|
XXX |
|
2(2) |
3 |
|
Здоровый |
X |
X |
X |
|
|
X |
XX |
3 |
1 |
|
Красивый |
|
XX |
X |
|
|
XXX |
|
2(3) |
6 |
|
Сильный |
|
XX |
X |
|
|
XX |
X |
2(1) |
5 |
|
Умный |
XX |
|
X |
|
|
|
XXX |
4(1) |
0 |
|
Хорошо |
XX |
|
X |
|
X |
XX |
|
4(2) |
4 |
|
МАХ 1 - умный (4 балла), 2 - аккуратный (4 балла) |
||||||||||
MIN красивый (2 балла) |
Далее из графы «Ценностные ориентации» (Ц.О.) выбираются 3 характеристики: две - с наибольшим весом, одна - с наименьшим, которые затем используются при измерении самооценки.
II этап. Принцип измерения самооценки традиционный: сопоставление себя со всем человечеством по заданному критерию (Дембо-Рубинштейн), однако вместо отрезка прямой используется лесенка с 10-ю ступенями (модификация В. Г. Щур), позволяющая легко осуществлять количественный анализ результатов. В качестве критериев самооценки используются отобранные на предварительном этапе ценностные ориентации. Для тренировки проводится оценка себя «по росту» в сравнении с одноклассниками. Кроме того, в дополнение по тому или иному качеству, ребенка просят указать, как, по его мнению, оценит его по данному параметру учительница.
Процедура исследования. Ребенку предъявляется рисунок лесенки с надписью над верхней ступенькой - «высокий», под нижней «низкий»: «Представь себе, что на этой лесенке выстроились все ученики твоего класса; на нижней ступеньке стоят самые низкие дети, на верхней самые высокие, остальные - на средних ступеньках; чем выше ученик, тем на более высокой ступеньке он стоит. Отметь крестиком ступеньку, на которой ты можешь находиться по своему росту». После совершения ребенком этих действия ему говорят: «А теперь подумай, на какую бы ступеньку тебя поставила бы учительница? Поставь кружок на этой ступеньке».
Основная часть исследования (самооценка по качествам, выделенным на предварительном этапе) проводится аналогичным образом, с той лишь разницей, что сравнение себя производится «со всеми людьми на свете», которые выстроились на лестнице. Исследование заканчивается после рассмотрения всех «лесенок» (см. пример протокола - рис. 2).
Средняя продолжительность исследования - 10-15 мин.
Анализ результатов.
1. Оценка дифференцированности системы ценностей.
Низкая дифференциация выражается в сближении относительного веса наиболее и наименее значимых ценностей, что часто наблюдается у детей с трудностями адаптации. Для хорошо адаптированных школьников характерны высшие баллы для наиболее значимых ценностей и - низшие - для наименее значимых. Разница может достигать 6 баллов, в то время как у «неблагополучных» детей она может составить всего 2 балла (при этом вес наиболее значимой ценности может быть равен 4, а наименее - 2 баллам).
2. Степень соответствия самооценки ценностным ориентациям.
Для неблагополучной адаптации достаточно типичной является ситуация, когда при исследовании самооценки (на I этапе) более низкие баллы соответствуют наиболее значимым ценностям.
Мера гармоничности между самооценкой и ценностными ориентациями может рассматриваться как показатель меры эмоционального комфорта, субъективно ощутимого ребенком и играющего немаловажную роль в формировании механизмов его адаптивного повеления.
3. Степень соответствия самооценки предполагаемой оценке учителя. Анализ этих оценок осуществляется по наиболее значимым и наименее значимой ценностям (2 этап). Признаком дезадаптации монет служить предположение или уверенность ребенка в факте недооценки его личности учителем.
Если по всем трем параметрам данной методики выявляются негативные результаты, вероятность дезадаптации, нарушений поведения и общей дестабилизации нервнопсихического состояния является достаточно высокой.
Уважаемые пользователи и посетители сайта! Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят. Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней). С уважением, администрация. |