На главную Младший школьный возраст Адаптация к школе Диагностика и профилактика нарушений школьной адаптации - Методика комплексного изучения самооценки и ценностных ориентаций
Диагностика и профилактика нарушений школьной адаптации - Методика комплексного изучения самооценки и ценностных ориентаций
Младший школьный возраст - Адаптация к школе
Индекс материала
Диагностика и профилактика нарушений школьной адаптации
Методика «Какой я?»
Методика комплексного изучения самооценки и ценностных ориентаций
Осознаваемые мотивы учения (методика М. В. Матюхиной)
Методика «Аттракциометрия»
Методика «Карта наблюдений» Д. Стотта
Детский вариант личностного теста Р. Кеттела
Игры и упражнения для профилактики нарушений адаптации у обучающихся при поступлении в школу
Игры и упражнения для профилактики школьной тревожности
Игры и упражнения для развития коммуникативных умений
Игры и упражнения для развития эмоциональной сферы
Игры и упражнения для формирования произвольной регуляции поведения, самоконтроля
Игры и упражнения для профилактики нарушений адаптации у обучающихся при переходе из начальной в основную школу
Игры и упражнения для профилактики школьной тревожности, обогащения навыков конструктивного общения в сфере «подросток-учитель»
Игры и упражнения для профилактики самооценочной тревожности, развития навыков самоанализа, самооценки и формирование уверенности в себе
Игры и упражнения для формирования навыков самоконтроля и саморегуляции эмоционального состояния и поведения
Все страницы

 


Методика комплексного изучения самооценки и ценностных ориентаций


Стимульный материал: карточки со схематичным изображением 3-х фигурок детей и 7 карточек с напечатанными на них ценностными характеристиками (рис. 1).


Техника проведения.

I этап. Перед ребенком кладется карточка с изображением фигурок и под ней - первая карточка с определениями: «Вот три очень похожих мальчика (девочки). Этот мальчик - умный, этот - сильный, этот - здоровый. Во всем другом они ничем не отличаются. Каким из этих мальчиков ты больше всего хотел бы быть?» Ответ ребенка кодируется в бланке протокола (рис. 1): напротив выбранного качества под оценкой «2 балла» ставится крестик.

самооценка



Следующий вопрос: «А из оставшихся мальчиков каким бы ты больше хотел быть?» Ответ заносится в графу «I балл»; оставшаяся характеристика оценивается в 0 баллов.
После этого ребенку говорят: «А теперь представь, что один из этих мальчиков действительно ты. Кто это может быть? Кто из них на самом деле больше всего похож на тебя?.. А кто из оставшихся мальчиков похож на тебя больше?» Ответы заносят в правую часть протокола. Описанная процедура повторяется со всеми семью карточками. Затем подсчитывается относительный вес каждой характеристики в правой и левой частях протокола. Результаты заносятся соответственно в графы «Ценностные ориентации» и «Самооценка». В случае совпадения весов двух или более характеристик проводится дополнительное их сопоставление между собой по той же схеме с тем, чтобы можно было их выстроить в иерархическом порядке (по мере предпочтения).
Пример (см. рис. 1): вес характеристики «аккуратный», «умный», «хорошо учится» одинаков и равен 4 баллам. При их дополнительном сопоставлении первое место получит «умный» (в скобках рядом с весом ставится цифра 1), потом «аккуратный» (2) и «хорошо учится» (3).


Ф.И.____ , школа № _______, класс____________ , дата ___________

 

2

1

0

 

2

1

0

Ц.О.

С.ОЦ.

при-
меч.

Аккурат
ный

XX

 

X

 

X

 

XX

4(2)

2

 

Веселый

 

XX

X

 

 

XXX

 

2(2)

3

 

Здоровый

X

X

X

 

 

X

XX

3

1

 

Красивый

 

XX

X

 

 

XXX

 

2(3)

6

 

Сильный

 

XX

X

 

 

XX

X

2(1)

5

 

Умный

XX

 

X

 

 

 

XXX

4(1)

0

 

Хорошо
учится

XX

 

X

 

X

XX

 

4(2)

4

 

МАХ 1 - умный (4 балла), 2 - аккуратный (4 балла)

MIN красивый (2 балла)


Далее из графы «Ценностные ориентации» (Ц.О.) выбираются 3 характеристики: две - с наибольшим весом, одна - с наименьшим, которые затем используются при измерении самооценки.
II этап. Принцип измерения самооценки традиционный: сопоставление себя со всем человечеством по заданному критерию (Дембо-Рубинштейн), однако вместо отрезка прямой используется лесенка с 10-ю ступенями (модификация В. Г. Щур), позволяющая легко осуществлять количественный анализ результатов. В качестве критериев самооценки используются отобранные на предварительном этапе ценностные ориентации. Для тренировки проводится оценка себя «по росту» в сравнении с одноклассниками. Кроме того, в дополнение по тому или иному качеству, ребенка просят указать, как, по его мнению, оценит его по данному параметру учительница.
Процедура исследования. Ребенку предъявляется рисунок лесенки с надписью над верхней ступенькой - «высокий», под нижней «низкий»: «Представь себе, что на этой лесенке выстроились все ученики твоего класса; на нижней ступеньке стоят самые низкие дети, на верхней самые высокие, остальные - на средних ступеньках; чем выше ученик, тем на более высокой ступеньке он стоит. Отметь крестиком ступеньку, на которой ты можешь находиться по своему росту». После совершения ребенком этих действия ему говорят: «А теперь подумай, на какую бы ступеньку тебя поставила бы учительница? Поставь кружок на этой ступеньке».
Основная часть исследования (самооценка по качествам, выделенным на предварительном этапе) проводится аналогичным образом, с той лишь разницей, что сравнение себя производится «со всеми людьми на свете», которые выстроились на лестнице. Исследование заканчивается после рассмотрения всех «лесенок» (см. пример протокола - рис. 2).
Средняя продолжительность исследования - 10-15 мин.

Анализ результатов.

1. Оценка дифференцированности системы ценностей.
Низкая дифференциация выражается в сближении относительного веса наиболее и наименее значимых ценностей, что часто наблюдается у детей с трудностями адаптации. Для хорошо адаптированных школьников характерны высшие баллы для наиболее значимых ценностей и - низшие - для наименее значимых. Разница может достигать 6 баллов, в то время как у «неблагополучных» детей она может составить всего 2 балла (при этом вес наиболее значимой ценности может быть равен 4, а наименее - 2 баллам).
2. Степень соответствия самооценки ценностным ориентациям.
Для неблагополучной адаптации достаточно типичной является ситуация, когда при исследовании самооценки (на I этапе) более низкие баллы соответствуют наиболее значимым ценностям.
Мера гармоничности между самооценкой и ценностными ориентациями может рассматриваться как показатель меры эмоционального комфорта, субъективно ощутимого ребенком и играющего немаловажную роль в формировании механизмов его адаптивного повеления.
3. Степень соответствия самооценки предполагаемой оценке учителя. Анализ этих оценок осуществляется по наиболее значимым и наименее значимой ценностям (2 этап). Признаком дезадаптации монет служить предположение или уверенность ребенка в факте недооценки его личности учителем.
Если по всем трем параметрам данной методики выявляются негативные результаты, вероятность дезадаптации, нарушений поведения и общей дестабилизации нервнопсихического состояния является достаточно высокой.


Методика определения мотивов учения М. Р. Гинзбурга


Анкета «Оценка уровня школьной мотивации» Н.Г. Лускановой



 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.