На главную Младший школьный возраст Адаптация к школе Диагностика и профилактика нарушений школьной адаптации - Осознаваемые мотивы учения (методика М. В. Матюхиной)
Диагностика и профилактика нарушений школьной адаптации - Осознаваемые мотивы учения (методика М. В. Матюхиной)
Младший школьный возраст - Адаптация к школе
Индекс материала
Диагностика и профилактика нарушений школьной адаптации
Методика «Какой я?»
Методика комплексного изучения самооценки и ценностных ориентаций
Осознаваемые мотивы учения (методика М. В. Матюхиной)
Методика «Аттракциометрия»
Методика «Карта наблюдений» Д. Стотта
Детский вариант личностного теста Р. Кеттела
Игры и упражнения для профилактики нарушений адаптации у обучающихся при поступлении в школу
Игры и упражнения для профилактики школьной тревожности
Игры и упражнения для развития коммуникативных умений
Игры и упражнения для развития эмоциональной сферы
Игры и упражнения для формирования произвольной регуляции поведения, самоконтроля
Игры и упражнения для профилактики нарушений адаптации у обучающихся при переходе из начальной в основную школу
Игры и упражнения для профилактики школьной тревожности, обогащения навыков конструктивного общения в сфере «подросток-учитель»
Игры и упражнения для профилактики самооценочной тревожности, развития навыков самоанализа, самооценки и формирование уверенности в себе
Игры и упражнения для формирования навыков самоконтроля и саморегуляции эмоционального состояния и поведения
Все страницы


Осознаваемые мотивы учения (методика М. В. Матюхиной)


Цель: выявление места различных мотивов в системе мотивации учения младшего подростка.
Задача: помочь ребенку осознать свои мотивы, выявить наименее и наиболее осознаваемые из них.
Материал: карточки, на которых написаны мотивы в виде суждений:
1. Понимаю, что ученик должен хорошо учиться.
2. Стремлюсь быстро и точно выполнять требования учителя.
3. Понимаю свою ответственность за учебу перед классом.
4. Хочу окончить школу и учиться дальше.
5. Понимаю, что знания мне нужны для будущего.
6. Хочу быть культурным и развитым человеком.
7. Хочу получать хорошие отметки.
8. Хочу, чтобы товарищи всегда были хорошего мнения обо мне.
9. Хочу быть лучшим учеником в классе.
10. Хочу получать одобрение учителя и родителей.
11. Хочу, чтобы мои ответы на уроках были всегда лучше
всех.
12. Хочу занять достойное место среди товарищей.
13. Хочу, чтобы товарищи по классу не осуждали меня за плохую учебу.
14. Хочу, чтобы не ругали родители и учителя.
15. Не хочу получать плохие отметки.
16. Нравится узнавать на уроке о слове и о числе.
17. Люблю узнавать новое.
18. Нравится, когда учитель рассказывает интересное.
19. Люблю решать задачи разными способами.
20. Люблю думать и рассуждать на уроках.
21. Люблю брать сложные задания, преодолевать трудности.


Инструкция: «Вам раздали карточки, на которых написаны суждения. Предлагаю разложить карточки на 5 групп: в одну группу отложить все карточки с мотивами, которые имеют очень важное значение для вашей учебы, во вторую - имеют значение, в третью - небольшое значение, в четвертую - очень малое значение, в пятую - совсем не имеют значения».


Способ обработки: суждения 1-3 направлены на выявление мотивов долга и ответственности, 4-6 - самоопределения и самосовершенствования, 7-9 - мотивация благополучия, 10-12 - престижная мотивация, 13-15 - мотивация избегания неприятностей, 16-17 - мотивация содержания, 19-21 - мотивация, связанная с процессом обучения. Если обратиться к классификации Л. И. Божович, то суждения 1-15 направлены на выяснение социальных мотивов, а 16-21 - на выяснение мотивов, заложенных в самой учебной деятельности.
Готовый перечень мотивов как бы санкционирует выбор любого из них: могут указываться и те мотивы, которые плохо осознаются ребенком или почему-либо маскируются. На наш взгляд, эта методика дает возможность определить место различных мотивов в системе мотивации обучения младшего подростка.


Таблица 6
Результаты применения методики с готовым перечнем мотивов

Мотивы

Классы

I

II

III

Количество указаний, %

Ранг

Количество указаний, %

Ранг

Количество указаний, %

Ранг

Хочу получать хорошие отметки

9,9

I

8,5

II

7,8

IV

Стремлюсь быстро и точно выполнять требования учителя

7,7

II

7,1

IV

6,9

V

Хочу быть культурным и развитым человеком

6,7

III

10,8

I

11,7

I

Понимаю, что знания мне нужны для будущего

6,6

IV

7,6

III

9,8

III

Не хочу получать плохие отметки

6,3

V

5.5

VII

6,7

VI

Хочу окончить школу и учиться дальше

6,1

VI

7,0

V

10,1

II

 

Социометрическая методика



 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.