На главную Младший школьный возраст Адаптация к школе Диагностика и профилактика нарушений школьной адаптации
Диагностика и профилактика нарушений школьной адаптации
Младший школьный возраст - Адаптация к школе
Индекс материала
Диагностика и профилактика нарушений школьной адаптации
Методика «Какой я?»
Методика комплексного изучения самооценки и ценностных ориентаций
Осознаваемые мотивы учения (методика М. В. Матюхиной)
Методика «Аттракциометрия»
Методика «Карта наблюдений» Д. Стотта
Детский вариант личностного теста Р. Кеттела
Игры и упражнения для профилактики нарушений адаптации у обучающихся при поступлении в школу
Игры и упражнения для профилактики школьной тревожности
Игры и упражнения для развития коммуникативных умений
Игры и упражнения для развития эмоциональной сферы
Игры и упражнения для формирования произвольной регуляции поведения, самоконтроля
Игры и упражнения для профилактики нарушений адаптации у обучающихся при переходе из начальной в основную школу
Игры и упражнения для профилактики школьной тревожности, обогащения навыков конструктивного общения в сфере «подросток-учитель»
Игры и упражнения для профилактики самооценочной тревожности, развития навыков самоанализа, самооценки и формирование уверенности в себе
Игры и упражнения для формирования навыков самоконтроля и саморегуляции эмоционального состояния и поведения
Все страницы

3.1 Методики для диагностики школьной адаптации


Таблица 1
Схема наблюдения за адаптацией и эффективностью учебной деятельности учащихся (авторы Э. М. Александровская, Ст. Громбах, модификация Е.С. Еськиной, Т.Л. Больбот)

Критерии

Баллы

Поведенческие индикаторы сформированности критерия

1.

Эффективность учебной деятельности

1.1.

Учебная
активность

0

- активность отсутствует

1

- пассивен на уроке, часто дает неправильные ответы или не отвечает совсем, переписывает готовое с доски

2

- активность кратковременная, часто отвлекается, не слушает

3

- редко поднимает руку, но отвечает преимущественно верно

4

- стремится отвечать, работает со всем классом, чередуются положительные и отрицательные ответы

5

- активно работает на всех уроках, часто поднимает руку, отвечает преимущественно верно, стремится отвечать

1.2.

Целе-
пола-
гание

0

- плохо различает учебные задачи разного типа, отсутствует реакция на новизну задачи, нуждается в постоянном контроле со стороны учителя, не может ответить на вопросы о том, что сделал или собирается сделать

1

- осознает, что надо делать в процессе решения практической задачи, в теоретических задачах не ориентируется

2

- принимает и выполняет только практические задачи,

 

 

 

в отношении теоретических задач не может осуществлять целенаправленные действия

3

- охотно осуществляет решение познавательной задачи, регулирует процесс выполнения, четко может дать отчет о своих действиях после принятого решения

4

- столкнувшись с новой практической задачей, самостоятельно формулирует познавательную цель и строит деятельность в соответствии с ней

5

- самостоятельно формулирует познавательные цели, выходя за пределы требований программы, выдвигает содержательные гипотезы

1.3.

Само
кон
троль

0

- не умеет обнаружить и исправить ошибку даже по просьбе учителя, некритично относится к исправленным ошибкам в своих работах и не замечает ошибок других учеников

1

- контроль носит случайный непроизвольный характер, заметив ошибку, не может обосновать своих действий

2

- осознает правила контроля, но одновременно выполнять учебные действия и контролировать их не может, после выполнения может найти и исправить ошибки

3

- ошибки в многократно повторенных действиях исправляет самостоятельно, контролирует выполнение учебных действий другими, но при решении новой задачи теряется

4

- задачи, соответствующие усвоенному способу контроля, выполняются безошибочно, с помощью учителя может обнаружить неадекватность способа новой задаче и внести коррективы

5

- контролирует соответствие выполняемых действий способу, при изменении условий вносит коррективы до начала решения

 

1.4.

Усвоение
знаний,
успе-
вае-
мость

0

- плохое усвоение материала по всем темам и предметам, большое количество грубых ошибок

1

- частые ошибки, неаккуратное выполнение учебных заданий

2

- плохое усвоение материала по отдельным темам и предметам

3

- редкие ошибки, чаще связанные с невнимательностью, успеваемость на оценки «3» и «4»

4

- единичные ошибки, усвоение знаний на «хорошо»

5

- правильное и безошибочное выполнение практически всех учебных заданий

2.

Усвоение нравственно-этических норм и школьных норм поведения

2.1.

Нрав
ственно-
этическая
готов-
ность

0

- не умеет выделять моральное содержание ситуации (нарушение/следование моральной норме)

1

- ориентируется на моральную норму (справедливое распределение, правдивость, взаимопомощь)

2

- понимает, что нарушение моральных норм оценивается как серьезное и недопустимое

3

- учитывает при принятии решения объективные последствия нарушения моральной нормы

4

- адекватно оценивает свои действия и действия других с точки зрения наруше- ния/соблюдения моральной нормы

5

- умеет аргументировать необходимость выполнения моральной нормы

2.2.

Пове-
дение
на
уроке

0

- не выполняет элементарных требований, большую часть урока занимается посторонним делом, играет

1

- часто отвлекается на посторонние предметы, вертится, постоянно отвлекается

2

- на уроке скован, напряжен или часто отвлекается

 

 

3

- иногда поворачивается, обменивается мнениями с товарищами, но отвлекается редко

4

- выполняет требования учителя, но иногда отвлекается

5

- сидит спокойно, внимателен, добросовестно выполняет все требования учителя

2.3.

Пове-
дение
вне
урока

0

- часто нарушает нормы поведения, мешает окружающим

1

- пассивен, движения скованы, избегает общения вне урока

2

- не может найти себе занятие на перемене, переходит от одной группы детей к другой

3

- активность ограничена занятиями, связанными с подготовкой к другому уроку или мероприятию

4

- активность выражена в меньшей степени, предпочитает занятия в классе, чтение и т.д.

5

- высокая активность, с удовольствием участвует в общих делах

3.

Успешность социальных контактов

3.1.

Взаимоот- ношения с одно-
класс- никами

0

- негативизм по отношению к сверстникам, постоянно ссорится, одноклассники его не любят

1

- замкнут, пассивен, предпочитает быть один, другие ребята к нему равнодушны

2

- предпочитает находиться рядом с одноклассниками, но не вступает с ними в контакт

3

- сфера общения ограничена, контакт только с некоторыми сверстниками

4

- мало активен, но легко вступает в контакт, когда к нему обращаются

5

- общительный, коммуникативный, сверстники его любят, часто общаются

3.2.

Отношение к учителю

0

- общение с учителем приводит к отрицательным эмоциям, неадекватно реагирует, обижается, плачет

1

- избегает контактов с учителем, при контакте тревожен, замыкается

 

 

2

- выполняет требования формально, не заинтересован в общении, старается быть незаметным

 

 

 

 

 

 

3

- старательно выполняет все требования учителя, но от контакта с учителем уклоняется, за помощью обращается к сверстникам

 

 

4

- дорожит хорошим мнением учителя о себе, стремится выполнять все требования, в случае необходимости обращается за помощью

 

 

5

- проявляет дружелюбие, стремится понравиться, часто подходит после урока

4.

Эмоциональное благополучие

 

 

0

- преобладает агрессия или депрессия

 

 

1

- выражены депрессивные проявления без причин, агрессивные реакции, часто ссорится с одноклассниками

 

 

2

- отрицательные эмоции превалируют (тревожность, огорчение, страхи, вспыльчивость, обидчивость)

 

 

3

- эмоциональные проявления снижены, часто бывает в подавленном настроении

 

 

4

- спокойное эмоциональное состояние

 

 

5

- находится преимущественно в хорошем настроении, часто улыбается, смеется


Уровни адаптации:


Высокий уровень - 44-50 баллов.
Уровень выше среднего - 36-43 балла.
Средний уровень - 26-35 баллов.
Уровень ниже среднего - 21-25 баллов.
Низкий уровень - менее 20 баллов.


Опросник школьной тревожности Л. Филлипса



«Шкала тревожности» А. М. Прихожан

 



 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.