Страница 1 из 16 3.1 Методики для диагностики школьной адаптации
Таблица 1 Схема наблюдения за адаптацией и эффективностью учебной деятельности учащихся (авторы Э. М. Александровская, Ст. Громбах, модификация Е.С. Еськиной, Т.Л. Больбот)
№
|
Критерии
|
Баллы
|
Поведенческие индикаторы сформированности критерия
|
1.
|
Эффективность учебной деятельности
|
1.1.
|
Учебная активность
|
0
|
- активность отсутствует
|
1
|
- пассивен на уроке, часто дает неправильные ответы или не отвечает совсем, переписывает готовое с доски
|
2
|
- активность кратковременная, часто отвлекается, не слушает
|
3
|
- редко поднимает руку, но отвечает преимущественно верно
|
4
|
- стремится отвечать, работает со всем классом, чередуются положительные и отрицательные ответы
|
5
|
- активно работает на всех уроках, часто поднимает руку, отвечает преимущественно верно, стремится отвечать
|
1.2.
|
Целе- пола- гание
|
0
|
- плохо различает учебные задачи разного типа, отсутствует реакция на новизну задачи, нуждается в постоянном контроле со стороны учителя, не может ответить на вопросы о том, что сделал или собирается сделать
|
1
|
- осознает, что надо делать в процессе решения практической задачи, в теоретических задачах не ориентируется
|
2
|
- принимает и выполняет только практические задачи,
|
|
|
|
в отношении теоретических задач не может осуществлять целенаправленные действия
|
3
|
- охотно осуществляет решение познавательной задачи, регулирует процесс выполнения, четко может дать отчет о своих действиях после принятого решения
|
4
|
- столкнувшись с новой практической задачей, самостоятельно формулирует познавательную цель и строит деятельность в соответствии с ней
|
5
|
- самостоятельно формулирует познавательные цели, выходя за пределы требований программы, выдвигает содержательные гипотезы
|
1.3.
|
Само кон троль
|
0
|
- не умеет обнаружить и исправить ошибку даже по просьбе учителя, некритично относится к исправленным ошибкам в своих работах и не замечает ошибок других учеников
|
1
|
- контроль носит случайный непроизвольный характер, заметив ошибку, не может обосновать своих действий
|
2
|
- осознает правила контроля, но одновременно выполнять учебные действия и контролировать их не может, после выполнения может найти и исправить ошибки
|
3
|
- ошибки в многократно повторенных действиях исправляет самостоятельно, контролирует выполнение учебных действий другими, но при решении новой задачи теряется
|
4
|
- задачи, соответствующие усвоенному способу контроля, выполняются безошибочно, с помощью учителя может обнаружить неадекватность способа новой задаче и внести коррективы
|
5
|
- контролирует соответствие выполняемых действий способу, при изменении условий вносит коррективы до начала решения
|
1.4.
|
Усвоение знаний, успе- вае- мость
|
0
|
- плохое усвоение материала по всем темам и предметам, большое количество грубых ошибок
|
1
|
- частые ошибки, неаккуратное выполнение учебных заданий
|
2
|
- плохое усвоение материала по отдельным темам и предметам
|
3
|
- редкие ошибки, чаще связанные с невнимательностью, успеваемость на оценки «3» и «4»
|
4
|
- единичные ошибки, усвоение знаний на «хорошо»
|
5
|
- правильное и безошибочное выполнение практически всех учебных заданий
|
2.
|
Усвоение нравственно-этических норм и школьных норм поведения
|
2.1.
|
Нрав ственно- этическая готов- ность
|
0
|
- не умеет выделять моральное содержание ситуации (нарушение/следование моральной норме)
|
1
|
- ориентируется на моральную норму (справедливое распределение, правдивость, взаимопомощь)
|
2
|
- понимает, что нарушение моральных норм оценивается как серьезное и недопустимое
|
3
|
- учитывает при принятии решения объективные последствия нарушения моральной нормы
|
4
|
- адекватно оценивает свои действия и действия других с точки зрения наруше- ния/соблюдения моральной нормы
|
5
|
- умеет аргументировать необходимость выполнения моральной нормы
|
2.2.
|
Пове- дение на уроке
|
0
|
- не выполняет элементарных требований, большую часть урока занимается посторонним делом, играет
|
1
|
- часто отвлекается на посторонние предметы, вертится, постоянно отвлекается
|
2
|
- на уроке скован, напряжен или часто отвлекается
|
|
|
3
|
- иногда поворачивается, обменивается мнениями с товарищами, но отвлекается редко
|
4
|
- выполняет требования учителя, но иногда отвлекается
|
5
|
- сидит спокойно, внимателен, добросовестно выполняет все требования учителя
|
2.3.
|
Пове- дение вне урока
|
0
|
- часто нарушает нормы поведения, мешает окружающим
|
1
|
- пассивен, движения скованы, избегает общения вне урока
|
2
|
- не может найти себе занятие на перемене, переходит от одной группы детей к другой
|
3
|
- активность ограничена занятиями, связанными с подготовкой к другому уроку или мероприятию
|
4
|
- активность выражена в меньшей степени, предпочитает занятия в классе, чтение и т.д.
|
5
|
- высокая активность, с удовольствием участвует в общих делах
|
3.
|
Успешность социальных контактов
|
3.1.
|
Взаимоот- ношения с одно- класс- никами
|
0
|
- негативизм по отношению к сверстникам, постоянно ссорится, одноклассники его не любят
|
1
|
- замкнут, пассивен, предпочитает быть один, другие ребята к нему равнодушны
|
2
|
- предпочитает находиться рядом с одноклассниками, но не вступает с ними в контакт
|
3
|
- сфера общения ограничена, контакт только с некоторыми сверстниками
|
4
|
- мало активен, но легко вступает в контакт, когда к нему обращаются
|
5
|
- общительный, коммуникативный, сверстники его любят, часто общаются
|
3.2.
|
Отношение к учителю
|
0
|
- общение с учителем приводит к отрицательным эмоциям, неадекватно реагирует, обижается, плачет
|
1
|
- избегает контактов с учителем, при контакте тревожен, замыкается
|
|
|
2
|
- выполняет требования формально, не заинтересован в общении, старается быть незаметным
|
|
|
|
|
|
|
3
|
- старательно выполняет все требования учителя, но от контакта с учителем уклоняется, за помощью обращается к сверстникам
|
|
|
4
|
- дорожит хорошим мнением учителя о себе, стремится выполнять все требования, в случае необходимости обращается за помощью
|
|
|
5
|
- проявляет дружелюбие, стремится понравиться, часто подходит после урока
|
4.
|
Эмоциональное благополучие
|
|
|
0
|
- преобладает агрессия или депрессия
|
|
|
1
|
- выражены депрессивные проявления без причин, агрессивные реакции, часто ссорится с одноклассниками
|
|
|
2
|
- отрицательные эмоции превалируют (тревожность, огорчение, страхи, вспыльчивость, обидчивость)
|
|
|
3
|
- эмоциональные проявления снижены, часто бывает в подавленном настроении
|
|
|
4
|
- спокойное эмоциональное состояние
|
|
|
5
|
- находится преимущественно в хорошем настроении, часто улыбается, смеется
|
Уровни адаптации:
Высокий уровень - 44-50 баллов. Уровень выше среднего - 36-43 балла. Средний уровень - 26-35 баллов. Уровень ниже среднего - 21-25 баллов. Низкий уровень - менее 20 баллов.
Опросник школьной тревожности Л. Филлипса
«Шкала тревожности» А. М. Прихожан
|