На главную Младший школьный возраст Адаптация к школе Диагностика и профилактика нарушений школьной адаптации - Игры и упражнения для профилактики нарушений адаптации у обучающихся при переходе из начальной в основную школу
Диагностика и профилактика нарушений школьной адаптации - Игры и упражнения для профилактики нарушений адаптации у обучающихся при переходе из начальной в основную школу
Младший школьный возраст - Адаптация к школе
Индекс материала
Диагностика и профилактика нарушений школьной адаптации
Методика «Какой я?»
Методика комплексного изучения самооценки и ценностных ориентаций
Осознаваемые мотивы учения (методика М. В. Матюхиной)
Методика «Аттракциометрия»
Методика «Карта наблюдений» Д. Стотта
Детский вариант личностного теста Р. Кеттела
Игры и упражнения для профилактики нарушений адаптации у обучающихся при поступлении в школу
Игры и упражнения для профилактики школьной тревожности
Игры и упражнения для развития коммуникативных умений
Игры и упражнения для развития эмоциональной сферы
Игры и упражнения для формирования произвольной регуляции поведения, самоконтроля
Игры и упражнения для профилактики нарушений адаптации у обучающихся при переходе из начальной в основную школу
Игры и упражнения для профилактики школьной тревожности, обогащения навыков конструктивного общения в сфере «подросток-учитель»
Игры и упражнения для профилактики самооценочной тревожности, развития навыков самоанализа, самооценки и формирование уверенности в себе
Игры и упражнения для формирования навыков самоконтроля и саморегуляции эмоционального состояния и поведения
Все страницы

 


3.3. Игры и упражнения для профилактики нарушений адаптации у обучающихся при переходе из начальной в основную школу



3.3.1 Игры и упражнения для профилактики межличностной тревожности и развития навыков конструктивного общения в сфере «подросток - подросток»


Упражнение на знакомство друг с другом


В общем кругу каждый называет свое имя. Работа разворачивается по принципу «снежного кома»: первый называет свое имя, следующий - имя предыдущего участника и только потом свое. («Тебя зовут Саша, а я - Аня») и т.д. Если имя соседа забылось, нужно его вежливо попросить повторить. В завершении упражнения выясняется, кто «самый памятливый»: желающие могут попытаться назвать по имени всех присутствующих.


Игра в мяч


Участники свободно двигаются под веселую музыку. У одного из участников мяч. Он кидает и кричит: «Таня!». Девочка по имени Таня быстро подбегает и ловит мяч. Она задумывается, подбрасывает мяч и кричит новое имя. Тот из участников, кто не услышал своего имени, становится «зрителем» (выбывает из игры). Рекомендации: если в группе есть одинаковые имена, их нужно во время игры заменить или изменить так, чтобы они отличались друг от друга.
Затем каждый участник оформляет себе «визитку» на заранее приготовленных ведущим «звездочках». На визитке нужно отразить что-то, что любит ее автор. По окончании работы визитки представляются группе (с небольшим комментарием), после чего «надеваются» - приклеиваются скотчем (одежду это не портит). Если ребенок испытывает трудности с определением того, что он любит, ведущий может предложить ему несколько альтернативных вариантов на выбор.


Упражнение «Исходное положение»


Предлагаем участникам расположиться на своих стульях поудобнее. По команде ведущего «Встать!» они должны быстро встать, а по команде «Сесть!» - быстро сесть. Нужно постараться всем одновременно вставать, а затем садиться.


Упражнение «Пишущая машинка»


Каждому участнику присваивается определенная буква алфавита. Затем придумывается фраза из двух-трех слов. По сигналу дети начинают печатать: первая «буква» слова хлопает в ладоши, затем вторая и т.д. Паузы между словами отхлопывают все участники. Когда слова будут напечатаны, все вместе хлопают в ладоши.


Игра «Песня»


Участники сидят по кругу на стульях. В середину круга выходит ведущий. «Сейчас мы попробуем спеть хором какую- нибудь песню» (ребята выбирают хорошо всем знакомую песню). В этой песне должно быть не более 2 куплетов, если нужно, то можно напомнить слова этой песни. Ведущий рассказывает условия (правила) этой игры. «По моему первому хлопку мы все начинаем петь эту песню, по второму хлопку - пение продолжается, но только мысленно (про себя, не вслух), по третьему хлопку - вновь поют все вслух».
Участники делятся на две команды и встают в две шеренги напротив друг друга. Игроки каждой команды должны передавать друг другу какой-либо предмет круглой формы (апельсин, мяч и т.д.). При передаче этого предмета можно пользоваться только подбородком или плечами. Руками себе помогать нельзя. Если предмет падает на пол, все начинается сначала. В конце игры определяется команда-победитель.


Микродискуссия на тему «Особенности подростков, влияющие на эффективность общения».


Цель микродискуссии - выявление внутренних причин, по которым младшие подростки чувствуют неудовлетворенность в общении.
1. Какие особенности помогают вам устанавливать контакт с новым человеком?
2. Какие особенности помогают вам поддерживать общение?
3. Способны ли вы устанавливать дружеские отношения?
4. Какие качества и умения необходимы для этого?
5. Возникали ли у вас конфликтные ситуации с другими людьми?
6. В чем причина ваших конфликтов с другими людьми?
7. Какими качествами должен обладать подросток, чтобы избегать конфликтов в общении?
8. Какие из этих качеств вам необходимо формировать в себе?
После дискуссии участники составляют перечень существенных признаков поведения общительного и необщительного человека.


Игра «Рука»


Все сидят в кругу. Необходимо по команде ведущего «три-четыре», ни с кем не договариваясь, показать определенное количество пальцев. Играет только правая рука. Задача заключается в том, чтобы все участники показали одинаковое количество пальцев. Никто в группе не может «выиграть», пока группа не работает синхронно, а участники не пытаются понять и почувствовать друг друга.


Игра «Вопросы песней»


Участники делятся на две команды. Первая команда, посовещавшись, должна хором спеть отрывок из любой известной песни, в котором должен заключаться какой-либо вопрос, а вторая команда должна за одну минуту вспомнить и пропеть хором отрывок из любой другой песни, в котором был бы заключен ответ на заданный вопрос. Затем команды меняются ролями.


Задание «Мои трудности в общении со сверстниками»


Каждый участник вспоминает и рассказывает свою конфликтную ситуацию со сверстником. Затем выбирается одна из прозвучавших ситуаций и предлагается участникам обдумать все возможные варианты ее решения. После того как участники проанализируют все возможные варианты решения проблемы, обсудите, какие из них были наиболее эффективными. Выберите два лучших из всех предложенных вариантов.
Задание на осознание участниками собственных трудностей в общении с помощью разыгрывания прозвучавших конфликтных ситуаций со сверстниками.
Участники группы предлагают свой вариант поведения в разыгрываемой ситуации. При этом они играют роль главного героя (человека, предложившего ситуацию). Проводится анализ разыгрываемых ролей.
Затем, используя технику обмена ролями, предлагается главному герою сыграть роль своего партнера в данной ситуации. Обсуждаются различные видения ситуации в зависимости от позиции, в которой сейчас находится этот человек.
Часто проблему легче решить, если подходить к ней не только оптимистически, но и с чувством юмора. В ходе этого упражнения участники могут написать шутливое письмо знакомому, в общении с которым они испытывают трудности. Это письмо относится к разряду тех, которые можно писать, но не стоит отправлять.
Инструкция: Выберите себе кого-нибудь, на кого вы недавно рассердились, с кем у вас сложились непростые отношения. Напишите этому человеку шутливое письмо, в котором вы безмерно преувеличиваете все свои чувства по отношению к нему. Также вы можете безгранично преувеличить и «провинности» этого человека. Старайтесь писать так смешно, чтобы вам самому захотелось посмеяться над этой проблемой или конфликтом.
Попросите желающих прочитать свои письма вслух. Завершите этот процесс игрой в «снежки». Пусть все дети скомкают свои письма и покидаются ими пару минут, прежде чем все они окажутся в корзине для бумаг.
Анализ упражнения:
- Как ты себя чувствовал, когда писал шутливое письмо?
- Что было при этом труднее всего?
- Легко ли тебе было преувеличить свои собственные чувства, например, злость или обиду?
- Можешь ли ты иногда смеяться над самим собой?
- Как ты думаешь, что бы сказал человек, которому ты писал, если бы прочитал твое письмо?
- Когда полезно смеяться над конфликтом?


Игра «Хор»


Водящий выходит из комнаты. Оставшиеся берут строчку известного стихотворения, песни, и каждый из нее получает по одному слову. Водящий входит, и каждый участник одновременно с другими произносит свое слово. Водящий должен отгадать всю строчку.
Из участников выбирается водящий. Под веселую музыку он играет роль иголки, а все другие дети - роль нитки. «Иголка» бегает между стульями, а «нитка» за ними.


Упражнение «Равновесие»


Дети, которые хорошо ладят друг с другом, в процессе общения в состоянии интуитивно поддерживать равновесие между желанием говорить и необходимостью слушать, между поиском контакта и уходом от него, между оказанием собственного влияния и предоставлением возможности влиять на себя. Причем в этом случае никто не чувствует себя ущемленным. Если же кто-то из детей ощущает, что баланс нарушен, он реагирует на это обидой, возмущением или отказом от контакта.
Это очень хорошая диагностическая игра, в ходе которой дети учатся настраиваться друг на друга и сохранять равновесие в общении.
Участники садятся на пол, образуя двойной круг так, чтобы они попарно сидели напротив друг друга. Пара берется за руки и отклоняется назад. При этом она старается удерживать равновесие. Психолог наблюдает, насколько далеко участники пары могут отклониться назад?
Затем участники встают на колени, снова дают руки друг другу и отклоняются назад. Что приходится делать участникам, чтобы не упасть назад?
Затем участники встают. Ставят ступни ног вплотную друг к другу, чтобы при этом они стояли прямо перед сдвинутыми ступнями партнера. Берутся за руки и медленно отклоняются назад. Психолог смотрит, насколько далеко могут отклониться партнеры, удерживая равновесие?
Детям дается возможность попробовать выполнить эти задания с разными партнерами.
Анализ упражнения:
- Насколько хорошо сотрудничал с тобой твой партнер?
- Насколько хорошо ты сотрудничал со своим партнером?
- С кем из ребят тебе было трудно играть в эту игру? Что создавало затруднения? Что ты делал, чтобы их преодолеть?
- Что нужно делать для того, чтобы поддерживать хорошее равновесие с партнером?
- Бывают ли в классе ситуации, где важно поддерживать равновесие?
- Есть ли ребята, которые говорят слишком много?
- Есть ли ребята, которым обязательно надо во все влезть?
- Есть ли ребята, которые всегда держатся в стороне?
Обратите особое внимание на участников, которые постоянно перетягивают партнера на себя, и помогите им понять, как это действует на их отношения с другими детьми.


Упражнение «Совместный рисунок»


1. Каждый участник по очереди рисует на доске или на листе бумаги какую-нибудь линию, имеющую отношение к предыдущим. В результате получается общий рисунок. Участники обсуждают, что у них получилось. Можно всем вместе придумать название рисунку или имя, если это персонаж.
2. Игру можно проводить по командам. В этом варианте вводится параметр времени: какая команда быстрее закончит работу. Учитывается также оригинальность рисунка или названия.


Игра «Четыре стихии»


Участники сидят по кругу. Ведущий договаривается с ними о том, что, если он скажет слово «земля», все должны опустить руки вниз, если слово «вода» - вытянуть руки вперед, слово «воздух» - поднять руки вверх, слово «огонь» - произвести вращение руками в лучезапястных и локтевых суставах. Кто ошибается - считается проигравшим.
Дети разбиваются на четверки, и каждой четверке предлагается набор карандашей (пастель) и лист ватмана. Каждый ребенок произвольно разрисовывает свой угол ватмана. Затем лист переворачивается на 90 градусов и другому ребенку предлагается для дорисовки рисунок, сделанный предыдущим художником. После этого лист снова переворачивается и повторяется то же самое задание. Таким способом необходимо «заполнить» весь лист. Затем группа придумывает название картины и демонстрирует ее остальным.


Игра «Встаньте в круг»


Участники свободно передвигаются по комнате с закрытыми глазами. Затем по сигналу ведущего, они должны встать в круг, не открывая глаз и не разговаривая. Обычно результата удается добиться только после того, как упражнение выполняется несколько раз.


Игра «Лабиринт»


Стулья и другие предметы расставляются в комнате так, чтобы получился лабиринт. Участники разбиваются на пары, один из них ведущий, другой - ведомый. Участники делают сцепление между собой с помощью согнутых указательных пальцев. Ведомый закрывает глаза, и ведущий проводит его через лабиринт. Задача ведущего - провести партнера так, чтобы он не задел за предметы. Затем участники меняются ролями. После выполнения задания проводится его обсуждение всей группой, определяется наиболее успешная пара.


Упражнение «Картонные башни»


Это очень увлекательная игра, в ходе которой участники пытаются самостоятельно наладить взаимодействие друг с другом для того, чтобы вместе справиться с трудным заданием. При этом они должны создать реально работающую команду. Есть два варианта игры:
Невербальный. В этом случае дети не имеют права говорить друг с другом в ходе выполнения задания, а могут общаться только без слов.
Вербальный. В этом варианте дети могут обсуждать между собой процесс выполнения задания.
Невербальный вариант имеет то преимущество, что заставляет детей быть более внимательными. Этот вариант подойдет для проведения первой игры, а через некоторое время вторую игру можно будет повторить в вербальном варианте.
Участники разбиваются на группы по шесть человек. Каждая группа должна построить свою башню. Для этого она получает по 20 листов картона и рулон скотча. В своей работе группа больше ничего не должны использовать. На строительство башни отводится 10 минут. Члены группы не должны разговаривать друг с другом, они должны использовать другие способы взаимодействия между собой.
Через 10 минут каждая группа представляет свою башню.
Анализ упражнения:
- Хватило ли твоей группе материала?
- Хотелось ли тебе, чтобы материала было больше? Меньше?
- Как работала ваша группа?
- Кто в вашей группе начал строительство?
- Был ли у вас ведущий?
- Все ли участвовали в игре?
- Какое настроение царило в вашей группе?
- Как ты чувствовал себя в ходе работы?
- Что самое приятное было в вашей работе?
- Как вы понимали друг друга?
- Доволен ли ты своей работой в группе?
- Ты был хорошим членом команды?
- Сердился ли ты на кого-нибудь?
- Что бы ты в следующий раз сделал по-другому?
- Какая башня тебе нравится больше всего?
- Доволен ли ты башней своей команды?
- От чего зависит работа в такой команде?


Упражнение «Распускающийся бутон»


Эта игра направлена на активизацию совместной деятельности детей в малых группах. Она достаточно трудна. В ней участникам необходимо удерживать равновесие и весьма тонко синхронизировать свои действия с действиями других детей.
Участники разбиваются на группы по пять человек. Садятся в круг на полу и берутся за руки. Они должны постараться все вместе одновременно встать, не отпуская рук. Члены группы предварительно могут обсудить, кто и где будет стоять, чтобы лучше выполнить эту задачу.
После того, как одна из групп выполнит задачу и встанет на ноги, начинается вторая часть этой игры. Каждая группа должна превратиться в расцветающий бутон. Для этого дети должны отклониться назад, крепко держа друг друга за руки. Здесь тоже очень важно чтобы группа была очень хорошо сбалансирована.
Когда все группы справятся с этой задачей, можно попробовать составить бутоны большего размера, добавляя в каждую пятерку по одному человеку.
- Анализ упражнения:
- Насколько тебе понравилась эта игра?
- Как твоя группа справилась с этим заданием?
- Быстро ли вы смогли подняться?
- Были ли у вас какие-нибудь трудности при этом?
- Обсуждали ли вы друг с другом, как будете справляться с этими трудностями?
- От чего в первую очередь зависит выполнение этой задачи?
Организуется работа в малых группах. Каждая группа получает фотографию незнакомого им человека и его краткую характеристику (возраст, род занятий, семейное положение, социальный статус, достигнутые успехи и т.д.). Необходимо, внимательно вглядываясь в фотографию, описать характер этого человека. «Секрет» этого упражнения заключается в том, что все группы работают с одной и той же фотографией, к которой приложены разные описания (этот факт выясняется только на итоговом общегрупповом обсуждении).


Упражнение «Я рад общаться с тобой»


Предложите каждому участнику протянуть другому руку со словами: «Я рад общаться с тобой», а тот, кому протянули руку, протягивает ее другому с этими же словами. Так по «цепочке» все берутся за руки и образуют круг.


Упражнение «Эффективный контакт»


Каждому участнику очень тихо сообщается цифра и цвет - красный или черный (например, «Три черный»). Затем образуются две команды - черные и красные цифры. Команды должны выстроиться по порядку в шеренгу от первого до последнего номера, соблюдая одно условие: общаться можно только с глазу на глаз (т.е. больше двух не собираться).

 



 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.