На главную Младший школьный возраст Адаптация к школе Диагностика и профилактика нарушений школьной адаптации - Игры и упражнения для профилактики школьной тревожности, обогащения навыков конструктивного общения в сфере «подросток-учитель»
Диагностика и профилактика нарушений школьной адаптации - Игры и упражнения для профилактики школьной тревожности, обогащения навыков конструктивного общения в сфере «подросток-учитель»
Младший школьный возраст - Адаптация к школе
Индекс материала
Диагностика и профилактика нарушений школьной адаптации
Методика «Какой я?»
Методика комплексного изучения самооценки и ценностных ориентаций
Осознаваемые мотивы учения (методика М. В. Матюхиной)
Методика «Аттракциометрия»
Методика «Карта наблюдений» Д. Стотта
Детский вариант личностного теста Р. Кеттела
Игры и упражнения для профилактики нарушений адаптации у обучающихся при поступлении в школу
Игры и упражнения для профилактики школьной тревожности
Игры и упражнения для развития коммуникативных умений
Игры и упражнения для развития эмоциональной сферы
Игры и упражнения для формирования произвольной регуляции поведения, самоконтроля
Игры и упражнения для профилактики нарушений адаптации у обучающихся при переходе из начальной в основную школу
Игры и упражнения для профилактики школьной тревожности, обогащения навыков конструктивного общения в сфере «подросток-учитель»
Игры и упражнения для профилактики самооценочной тревожности, развития навыков самоанализа, самооценки и формирование уверенности в себе
Игры и упражнения для формирования навыков самоконтроля и саморегуляции эмоционального состояния и поведения
Все страницы

 

3.3.2 Игры и упражнения для профилактики школьной тревожности, обогащения навыков конструктивного общения в сфере «подросток-учитель»


Игра «Стулья»


Группа получает следующее задание: «Распределите свои движения так, чтобы без суеты уложиться в назначенное время. Необходимо по сигналу молча, бесшумно встать со своим стулом так, чтобы в итоге у группы получился треугольник (круг, девятка, буква А). Как только все займут свои места, необходимо одновременно поставить стулья и сесть. Не должно быть ни одного звука, ни одного скрипа, стулья не должны сталкиваться. Представьте себе, что вы переставляете декорации во время короткой паузы в спектакле. Зрители не должны слышать ни звука».


Игра «Соноскоп»


Участники садятся в круг и закрывают глаза. Ведущий дотрагивается до разных предметов карандашом, постукивая при этом по ним. После каждого удара дети должны попытаться определить тот предмет, до которого дотрагивался ведущий.


Упражнение «Мои школьные трудности»


Участникам предлагается собрать «копилку трудностей пятиклассника»: «Что может быть трудным в школе?», «Что может расстроить в школе?». Затем каждый получает лист бумаги, разделенный на четыре части. Необходимо представить себя художником и нарисовать иллюстрации к четырем выбранным трудностям. При выполнении упражнения важна индивидуальная работа ведущего с каждым участником, направленная на то, чтобы ребенок смог выразить свои чувства.
Законченные работы комментируются. Группа помогает каждому выступающему по принципу известной игры «Помоги Сереже»: дают советы о том, как поступить ребенку, попавшему в эту ситуацию. По завершении рисунки остаются в пространстве группы.


Упражнение «Страшилки»


Ведущий «страшным голосом» читает участникам группы страшилку про школу (например, из книги Э. Успенского «Ужасный фольклор советских детей»).
«В одну школу поступил новенький. Когда всех школьников отпустили домой, он после уроков остался. Уборщица говорит ему: «Иди домой, а то тут ходят красные зубы». Мальчик сказал: «Я посмотрю школу и пойду». Он походил по школе, зашел в один кабинет и уснул. Когда пробило двенадцать часов, в кабинете появились красные зубы. Они бросились на мальчика и съели его. Утром, когда ребята пришли в класс, они увидели человеческие кости. У всех стали проверять зубы - ни у кого таких зубов нет. Напоследок решили проверить у директора. У него оказались красные зубы!!!»
Участникам предлагается нарисовать рисунок по мотивам страшилки, либо прочитанной, либо «авторской», и рассказать о нем. Обсуждаются возможности превращения страшилки в сказку с хорошим окончанием. Затем в группе придумывается благополучное окончание страшилки из книги Э. Успенского.
Если у кого-то из участников проявляется очевидный страх самовыражения, ведущий может предложить ему свою помощь в создании или озвучивании страшилки.


Игра с песком


Набрать в руки воображаемый песок (на вдохе). Сильно сжав пальцы в кулак, удержать песок в руках (задержка дыхания). Посыпать колени песком, постепенно раскрывая пальцы (на выдохе). Стряхивать песок с рук, расслабляя кисти и пальцы. Уронить бессильно руки вдоль тела: лень двигать тяжелыми руками.
Повторить игру с песком 2-3 раза.


Упражнение «Я спокоен»


Окружающие звуки, шумы, разговоры и шорохи не волнуют, не тревожат меня...
Дыхание ровное, спокойное.
Беззвучно, одними губами я произношу букву «ы» и расслабляюсь.
Я сижу на берегу реки.
Теплое солнышко согревает меня.
Мне тепло и приятно.
Я отдыхаю.
Подошла мама и положила теплую руку мне на ладонь.
Я опустил голову.
Прохладный ветерок овевает мне голову.
Мне легко и приятно.
Я чувствую себя хорошо


Игра «Коллективный счет»


С закрытыми глазами группа должна досчитать до 10. Важное условие: каждое число должен произносить только один голос. Договариваться, кто какое число называет, нельзя. В случае ошибки (если число названо несколькими участниками одновременно) игра начинается заново.
Задание написать страшилки для вербализации содержания и разрядки школьной тревожности
Участники разбиваются на пары с помощью приема «Выбор кота Базилио» (выбор вслепую: все закрывают глаза и на ощупь находят себе партнера).
Ведущий на примере нескольких известных детям страшилок разбирает правила их написания: нет имен, а только «один мальчик», или «одна девочка»; действие происходит «в одном городе», «на одной улице»; всегда есть главный герой и что-то неизвестное, что его пугает или охотиться на него; сначала нагнетается напряжение; потом происходит кульминация; в кульминационный момент выясняется, что это такое, или происходит что-то приятное, смешное. По этим правилам в парах сочиняются страшилки на темы школьной жизни (лучше под музыку).


Ролевая игра «Кошмарный учитель»


Эта игра способствует разрядке страха. Ведущий рассказывает о том, что один из способов разрядить свой страх - побыть в роли того, кого ты боишься. Детям по очереди представляется такая возможность. Им предлагается стать самым ужасным учителем, которого только можно представить. Остальная группа пугается.
При выполнении упражнения задача ведущего - следить за временем: побывать в роли «кошмарного учителя» должен каждый участник группы. Иногда дети отказываются исполнять эту роль или делают это формально, без эмоций - «не страшно». В этом случае очень важна поддержка ведущего и всей группы.


Упражнение «Полет на ковре-самолете»


Участникам группы предлагается расслабиться, закрыть глаза и представить себе то, о чем говорит ведущий: «Представьте себе, что у вас есть волшебный ковер-самолет. Какого он цвета? Он однотонный или с узорами? Это огромный ковер или маленький коврик? Какой он на ощупь? Мягкий, шелковистый, шершавый? Из какого он сделан материала? Вы садитесь на свой волшебный ковер-самолет и поднимаетесь в воздух. Вам хорошо, тепло, безопасно. Ковер ласково поддерживает вас и несет туда, куда вам хочется. Вы поднимаетесь над городом, летите над лесами, полями, реками... Вдруг вы видите замечательное место, очень красивое, уютное, привлекающее вас. Вы опускаете ковер на это место. Что вы там видите? Что вас окружает? Там очень спокойно и безопасно. Побудьте в этом месте столько, сколько хотите. Затем вы снова садитесь на ковер-самолет и возвращаетесь обратно, в эту комнату, но ощущение покоя и безопасности найденного вами места остается с вами».
Ведущий должен произносить текст достаточно медленно, чтобы у участников было достаточно времени для разворачивания собственных зрительных образов. После завершения упражнения участники делятся своим опытом, можно предложить нарисовать найденное безопасное место.


Упражнение «Путаница»


Выбирается водящий. Остальные участники, взявшись за руки, образуют круг. Водящий отворачивается, а остальные участники начинают «запутываться», меняя свое положение в круге, но, не отрывая рук друг от друга. Водящему нужно распутать получившуюся фигуру, вернув каждого в первоначальное положение, в круг.


Задание «Разыгрывание страшилок»


Разыгрываются страшилки, придуманные на прошлом занятии. Авторы разыгрываемой страшилки - режиссеры, остальные участники - актеры. Задача режиссеров - поставить страшилку так, чтобы она оканчивалась чем-нибудь веселым. Работы по очереди представляются не задействованным в них участникам группы. Если отдельных детей не приглашают стать актерами, необходимо тактичное вмешательство ведущего.


Ролевая игра «Пресс-конференция»


Участникам предлагается представить, что они находятся на пресс-конференции, посвященной их школьной жизни. Из группы выбирается 5-6 человек, которые будут давать интервью (отвечать на вопросы). Эта группа участников выбирает себе роли различных животных (например, трусливый заяц, хитрая лиса, злой волк, спящая сова и т.д.). Остальные дети играют роли: корреспондента детского журнала, учителя, директора школы, родителей, братьев, сестер, бабушки. По своей роли они должны задавать вопросы на волнующие их темы школьной жизни присутствующих «зверей».
Важно следить за тем, чтобы дети не выходили из своих ролей, помогать формулировать как вопросы, так и ответы, стимулировать активность детей. После игры можно обсудить, какой вопрос и ответ понравились больше всего.


Упражнение «Похвалилки»


Необходимо похвалить себя за то, что сегодня в школе получилось удачно. Можно похвалить словами, можно нарисовать на эту тему рисунок, подготовить для себя грамоту и т.д.


Игра «Обыгрывание предмета»


Ведущий выбирает любой небольшой предмет: ручку, шарф и т.д. Пускает его по кругу и говорит: «Отныне этот предмет может играть роль чего угодно, только не свою собственную. Каждый игрок должен представить его неким другим предметом и коротко обыграть его, т.е. совершить какое- либо действие с представлением этого предмета. Например, вы представляете, что у вас в руках не ручка, а градусник. С градусником нужно совершить несколько достаточно простых действий. Например: стряхнуть его, сунуть себе под мышку, посмотреть температуру и т.д.». В конце игры выделяются лучшие игроки (актеры).


Игра «Эстафета»


Ребята встают в шеренгу и очень быстро передают зажженную свечку (или тарелку, наполненную водой) друг другу, при этом тот, кто передал свечку (тарелку), бежит в конец шеренги. Если свечка погаснет (или вода прольется), то команда начинает все сначала. Это упражнение можно повторить несколько раз, поставив задачу улучшить время выполнения задания.
Каждый участник вспоминает и рассказывает свою конфликтную ситуацию с учителем. Из прозвучавших ситуаций выбирается одна и предлагается участникам обдумать все возможные варианты ее решения. После того как участники проанализируют все возможные варианты решения проблемы, обсудите, какие из них были наиболее эффективными. Выберите два лучших из всех предложенных вариантов.
Задание на осознание участниками собственных трудностей в общении с учителями с помощью разыгрывания прозвучавших конфликтных ситуаций
Участники группы предлагают свой вариант поведения в разыгрываемой ситуации. При этом они играют роль главного героя (человека, предложившего ситуацию). Проводится анализ разыгрываемых ролей.
Используя технику обмена ролями, предлагается главному герою сыграть роль учителя в данной ситуации. Обсуждаются различные видения ситуации в зависимости от позиции, в которой сейчас находится этот человек.


Упражнение «Интервью с учителем»


Предложите ученикам составить вопросы для интервью (для каждого учителя-предметника). Объясните, что это упражнение поможет им лучше узнать учителей.
Упражнение выполняется в микрогруппах.
Перед тем как подготовить вопросы для учителей, дети берут интервью у психолога. Важно быть искренним и отвечать на все вопросы.
Предлагаем примерные варианты вопросов, которые могут быть заданы психологу, учителям:
1. Как вас зовут?
2. Какие у вас требования к ученикам?
3. Что вам нравится в детях?
4. Как вы относитесь к разным ученикам?
5. Нравится ли вам ваша профессия?
6. Вы добрая?
7. У вас есть семья?
8. У вас есть животные?
9. Как вы отнесетесь к тому, что у вас в классе сорок человек и все избалованные?
10. Нравилось ли вам учиться в школе?
11. Если ребенок боится отвечать у доски, что вы будете делать?
12. Если ученик не сделал домашнее задание, то что ему за это будет?
13. Как вы относитесь к критике?
14. Почему вы выбрали эту профессию?
15. Не кажется ли вам, что вы требуете от детей очень многого?
16. Как вы отнесетесь к тому, что вас выгонят с работы (если дети вас не воспринимают)?
17. Если ученики прогуливают, что вы будете делать?
18. Если вы знаете, что в классе есть вор, как вы поступите?
19. Хотели бы вы стать знаменитым педагогом?
20. Если ученик на уроке не выполняет задание, что будете делать?
21. Если в классе произойдет что-то нехорошее, то что вы будете делать?
22. С вами случались плохие случаи?
23. Что вы почувствуете, если ребенок резко изменит свое мнение о вас?
24. Бывает ли так, что дома с вами не разговаривают?
25. Вы когда-нибудь оставались в дураках?
26. Вы курите?
После этого можно взять интервью у одного из учителей, предварительно пригласив его на занятие.


Игра «Идеальный учитель»


Каждый учащийся садится на «стул идеального учителя» и говорит о том, каким в его представлении должен быть идеальный учитель. Например, он очень четко и понятно объясняет новый материал, он очень внимателен ко всем ученикам и т.д.
Выпишите на доску все предлагаемые детьми качества и обсудите их.


Игра «Марья Ивановна, к доске»


Игра дает детям возможность научить учителя тому, чего он не знает. Детям доставляет огромное удовольствие, когда они могут показать что-то новое человеку, которого они уважают. Обычно учитель сидит за учительским столом, а ученики за своими партами. Если время от времени учитель будет меняться с ними местами, они смогут достичь несравнимо большей уверенности в себе. При этом дети могут выступить специалистами во многих областях:
- они могут показывать, как действуют их игрушки, в том числе электронные;
- они хорошо знают героев детских книжек;
- чем старше становятся дети, тем больше они знают о мире моды;
- они знакомы с программами телевидения и героями телепередач;
- им известны последние нововведения молодежного жаргона;
- они больше, чем большинство взрослых, знают о детях, их желаниях и страхах;
- они знакомы с миром поп-музыки, знают исполнителей и тексты песен;
- они знают марки машин и новейшие технические усовершенствования в этой области и т.д.
Можно попросить того или иного ребенка к определенному времени подготовиться к уроку и научить его чему-то совершенно неожиданному. При этом никто не должен знать, о чем пойдет речь, ребенок будет готовиться к своему сюрпризу самостоятельно. Имеет смысл предоставить детям возможность выбора - готовиться к уроку каждому отдельно или по двое-трое.
Анализ упражнения:
- Понравилось ли тебе быть на месте учителя?
- В какой области вы хотели бы чему-нибудь научить учителя?
- Учите ли вы время от времени чему-нибудь других детей?


Упражнение «Слушаем внимательно»


Выполнение упражнения дает детям возможность почувствовать себя в роли учителя, научиться слушать, задуматься над критериями оценки работы.
Попросите одного из участников на время стать учителем. Дайте ему карточку с изображением геометрических фигур (см. Приложение 2), не показывая ее никому из группы. Объявите следующие правила:
- инструкции произносятся только один раз (так как у нас мало времени на уроке). В крайнем случае (если многие не расслышали) «учитель» может повторить инструкцию, но лишь один раз;
- никто не задает «учителю» никаких вопросов (будьте внимательны сразу);
- нельзя пользоваться циркулем, линейкой или подобными инструментами;
- «учитель» по завершении работы всем ставит отметки.
Попросите «учителя» встать перед группой и громко и
четко называть по одной фигуре или линии. Например: «нарисуйте квадрат со сторонами по 2 см в середине листа»; «нарисуйте внутри квадрата круг той же величины, что и квадрат».
После того, как участники закончат работу, а «учитель» поставит всем «отметку», обсудите с ними следующие вопросы:
- Было ли вам трудно выполнить задание?
- Почему вы нарисовали разные рисунки, получая одни и те же инструкции?
- Что затрудняло понимание инструкции?
- Внимательно ли вы слушали?
- Точно ли следовали инструкции?
- Трудно ли было сыграть роль учителя? За что можно поставить «отлично»?
- Справедливо ли оценивалась работа?
- Как бы вы сами оценили свою работу?
- Что помогало или мешало выполнить упражнение хорошо?

 



 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.