На главную Младший школьный возраст Адаптация к школе Диагностика и профилактика нарушений школьной адаптации - Игры и упражнения для профилактики самооценочной тревожности, развития навыков самоанализа, самооценки и формирование уверенности в себе
Диагностика и профилактика нарушений школьной адаптации - Игры и упражнения для профилактики самооценочной тревожности, развития навыков самоанализа, самооценки и формирование уверенности в себе
Младший школьный возраст - Адаптация к школе
Индекс материала
Диагностика и профилактика нарушений школьной адаптации
Методика «Какой я?»
Методика комплексного изучения самооценки и ценностных ориентаций
Осознаваемые мотивы учения (методика М. В. Матюхиной)
Методика «Аттракциометрия»
Методика «Карта наблюдений» Д. Стотта
Детский вариант личностного теста Р. Кеттела
Игры и упражнения для профилактики нарушений адаптации у обучающихся при поступлении в школу
Игры и упражнения для профилактики школьной тревожности
Игры и упражнения для развития коммуникативных умений
Игры и упражнения для развития эмоциональной сферы
Игры и упражнения для формирования произвольной регуляции поведения, самоконтроля
Игры и упражнения для профилактики нарушений адаптации у обучающихся при переходе из начальной в основную школу
Игры и упражнения для профилактики школьной тревожности, обогащения навыков конструктивного общения в сфере «подросток-учитель»
Игры и упражнения для профилактики самооценочной тревожности, развития навыков самоанализа, самооценки и формирование уверенности в себе
Игры и упражнения для формирования навыков самоконтроля и саморегуляции эмоционального состояния и поведения
Все страницы

 


3.3.3 Игры и упражнения для профилактики самооценочной тревожности, развития навыков самоанализа, самооценки и формирование уверенности в себе


Игра «Передай ритм по кругу»


Ведущий хлопает в ладоши, задавая определенный ритм. Участники последовательно передают это ритм по кругу.


Игра «Тропинка»


Участники встают друг за другом. Выбирается ведущий в этой игре: этот ребенок должен быть сообразительным и бойким. Участники игры идут змейкой по воображаемой тропинке друг за другом, причем ведущий переходит воображаемые препятствия, которые называет в ходе игры педагог: перепрыгивает воображаемые рвы, а остальные дети повторяют его движения. По хлопку психолога ведущий становится в хвост змейки, и ведущим становится следующий ребенок.
Когда все побывали в роли ведущего, участники выбирают самого оригинального ведущего.
Детям предлагается дописать незаконченные предложения:
- Я думаю, что я...
-Другие считают, что я.
- Мне хочется быть.
Для этого они подбирают 5-10 определений из списка слов на плакате.
Затем вывешивается список слов, помогающих детям выполнить задание:
Симпатичный, слабый, приятный, грубый,
Справедливый, хвастливый, трудолюбивый, скучный, Остроумный, смелый, жадный, хитрый,
Смешной, терпеливый, надежный, неприятный, Задумчивый, хороший, здоровый, вежливый,
Робкий, честный, глупый, одинокий,
Красивый, резкий, нежный, сильный,
Задиристый, лживый, сообразительный, дружелюбный.


Игра «Кто я?»


Эта игра предоставляет возможность каждому ребенку выразить себя с помощью рисования своего автопортрета и рассказа о себе. Она особенно полезна детям со слаборазвитой рефлексией.
Инструкция: Представьте себе, что у тебя есть друг, который живет в другой стране, и с которым ты переписываешься. Чтобы твой друг получше узнал о тебе, ты должен отправить ему свой автопортрет. Нарисуй картину, на которой будет изображена только твоя голова, либо ты весь целиком, с головы до пят. Где-нибудь на листе большими буквами напиши свое имя (10 минут).
Теперь напиши своему другу очень простое стихотворение. Пусть каждая его строчка будет начинаться словами «я», «мой», «у меня» и т.д. Стихотворение не должно рифмоваться,
и может не иметь правильного стихотворного размера. Ты сам решишь, насколько длинным оно будет. Может быть, оно будет выглядеть примерно так:
Я Валера.
Я люблю иногда подурачиться.
Я самый старший ребенок в семье.
Мой рост - один метр и тридцать пять сантиметров.
У меня рыжие волосы.
Я обожаю мороженое.


Упражнение «Мое имя»


Каждый участник должен записать свое имя, располагая буквы вертикально (чтобы в итоге они образовали столбик). Затем к каждой букве своего имени нужно подобрать позитивную положительную характеристику себя. Если в имени две или три буквы одинаковые, необходимо найти разные слова на каждую из них.


Игра «Если весело живется, делай так»


Все участники сидят на стульях по кругу, водящий (им может быть по очереди каждый из детей) задает какое-либо веселое движение (хлопки, притопы, щелканье языком), остальные все вместе повторяют его, произнося при этом: «Если весело живется, делай так». Упражнение продолжается до тех пор, пока каждый не побудет ведущим. В конце можно повторить все действия по порядку, точно и ритмично.


Игра «Подарки»


Участники стоят в кругу и ведущий просит придумать каждому подарок для стоящего справа соседа (это могут быть различные предметы, цветы и т.д.). Игра проходит в полной тишине. Ведущий первый передает свой подарок соседу справа при помощи выразительных движений (пантомимики, мимики), не называя предмет. Ребенок должен догадаться, что это и принять подарок. Затем он показывает и передает подарок для соседа и т.д.


Упражнение «Найди меня»


Заранее на школьной доске развешиваются принесенные детьми «солнышки» с фотографиями. Попросите детей определить, кто, есть кто. Выберите любую фотографию, и пусть каждый участник даст свой вариант ответа. После этого изображенный на фотографии ребенок называет себя. Затем по очереди покажите остальные фотографии. В конце упражнения дети подписывают свои «солнышки». Обязательно произнесите добрые слова в адрес каждого ребенка.


Упражнение «Мой портрет в лучах солнца»


Это упражнение поможет детям научится принимать другого человека и находить в нем положительные качества.
Попросите детей сделать свой «портрет в лучах солнца» (нарисовать солнце, в центре которого поместить свою фотографию) и написать на двух-трех лучиках солнышка свои положительные качества. После этого попросите их передать свои портреты соседу слева. Он, а затем и каждый последующий в круге, должен дополнить список хороших качеств изображенного на фотографии ученика, записывая эти качества на оставшихся лучиках.


Упражнение «Добыча»


Ведущий раздает каждому ребенку по 5-8 карточек с написанными на них какими-либо положительными качествами. По сигналу дети стараются закрепить на спинках товарищей (удобнее всего при помощи скотча) все карточки, не более чем по одной каждому. По следующему сигналу взрослого дети прекращают игру и обычно с большим нетерпением снимают со спинки стула «добычу». Задача ведущего - следить, чтобы не осталось ребенка, который не получил бы ни одной карточки (для этой цели ведущий может принимать участие в игре на общих основаниях, распоряжаясь собственными карточками по ситуации).


Упражнение «Доброжелательное послание»


Попросите детей написать доброжелательное послание каждому ученику в группе. Уточните, что это послание может содержать комплимент, какое-либо пожелание или благодарность. Попросите детей вспомнить об их взаимодействии друг с другом на ваших занятиях, вспомнить приятные моменты общения.


Упражнение «Желаем всем хорошего настроения!»


Ведущий называет какую-нибудь букву, а те, чье имя начинается с этой буквы, встают и на счет «три-четыре» хором говорят: «Желаем всем хорошего настроения!». Перед игрой детям можно напомнить, что имена бывают полные (Александр) и неполные (Саша). Задача ведущего - заранее сориентироваться в именах ребят, и называть буквы таким образом, чтобы каждый ребенок встал, как минимум, один раз.


Упражнение «Что я люблю делать»


Участники должны сказать следующее: «В школе мы все собираемся вместе, здесь нас ждут друзья, учителя. Каждый из нас - интересная личность, достойная уважения, каждый вносит собственный вклад в наши отношения, в дела класса.
Передавая друг другу мяч, назовите свое имя и расскажите о том, что каждый из вас любит делать и что у вас хорошо получается. Можно также рассказать о том, чему вы могли бы обучить других ребят».
«Один из самых близких людей, которого вы, наверное, хорошо знаете, - вы сами. Действительно, кто лучше знает собственные особенности, привычки, желания и т.д.? Каждый из вас в течение 5 минут должен составить подробную психологическую самохарактеристику, включающую не менее 10-12 признаков. В ней не должно быть внешних примет, по которым можно сразу вас узнать. Это должно быть психологическое описание характера, своих привязанностей, взглядов на мир, на взаимоотношения людей и т.д. После завершения работы мы перемешаем листы и начнем зачитывать автопортреты. Вы должны по тексту узнать автора». Ведущий вправе вносить коррективы в автопортрет участников.


Упражнение «Моя Вселенная»


Участникам предлагается на альбомных листах начертить круг и от него лучи к другим кругам. В центре написать «Я», а в других кругах-планетах написать окончание предложений:
- Мое любимое занятие ...
- Мой любимый цвет ...
- Мой лучший друг ...
- Мое любимое животное ...
- Мое любимое время года ...
- Мой любимый сказочный герой ...
- Моя любимая музыка ...


Упражнение «Свет мой, зеркальце, скажи ...»


Это упражнение задает глубокую личностную установку на постоянный внутренний самоанализ. От занятия к занятию записи могут меняться вместе с представлениями подростка о себе самом.
Помните сказку А. С. Пушкина «О мертвой царевне и семи богатырях»? Чтобы получить новую информацию о себе,
царица время от времени доставляла свое волшебное зеркальце и приказывала ему:
«Свет мой, зеркальце, скажи, да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее, всех румяней и белее?»
А как часто вы задаете подобные вопросы самому себе? С этого занятия вы будете отвечать на этот вопрос еще несколько раз. Будьте искренними, не обманывайте себя. Все, что вы напишете о себе, останется у вас. Если захотите, можете поговорить об этом с другими. У вас на это пять минут.


Упражнение «Новое, хорошее»


Ведущий по кругу просит ответить на вопросы: «Что нового, хорошего произошло у вас за последние дни? Что красивого, смешного вы видели?»
Иногда кто-то из участников говорит, что у него ничего хорошего не было. В этом случае важно напомнить, что радости в жизни бывают не только большие и огромные: приятные эмоции может доставить любая мелочь, просто важно помнить об этом и обращать на такие мелочи свое внимание.


Упражнение «Альпинист»


Участники разбиваются на две команды. На полу чертятся две параллельные линии на расстоянии 2-3 метров. Команды выстраиваются вдоль линий, изображая различными статичными позами камни и скалы. Первый стоящий в шеренге выполняет роль «альпиниста». Он должен пройти вдоль линии скал, не свалившись в пропасть (не заступив за черту). Если «альпинист» «падает в пропасть», он возвращается на свое первоначальное место и начинает движение заново. Успешно пройдя маршрут, он становится последним в шеренге и превращается в скалу. После этого «альпинистом» становится второй стоящий в шеренге «скал» ребенок.
По сигналу ведущего «альпинисты» обеих команд начинают движение. Выигрывает та команда, все участники которой быстрее проходят маршрут «альпиниста».


Упражнение «Определи, насколько ты веришь в свои силы»


Прочтите участникам следующие утверждения и попросите оценить их. Каждый отмечает те утверждения, которые подходят ему:
- Обычно и утром, и вечером я в хорошем настроении.
- Мне нравится мое отражение в зеркале.
- Я очень люблю школу.
- В моей жизни много хорошего.
- Я - оптимист (оптимистка).
- Я могу посмеяться над своими ошибками.
- В моей жизни почти ничего не надо менять в лучшую сторону.
- Я - интересная личность.
- Мне нравятся те перемены, которые произошли со мной.
- Я добрый и любящий.
- Мои друзья ценят мое мнение.
- Я доволен собой.
- Я не боюсь выражать свои чувства.
- У меня интересная и веселая жизнь.
Скажите участникам следующее: «Если ты согласился с большинством утверждений, значит, ты вполне уверен в своих силах и многое можешь сделать самостоятельно. Если же больше было таких, с которыми ты не согласен, не огорчайся, у тебя все еще вперед».


Упражнение «Мои сильные стороны»


Это упражнение направлено не только на определение собственных сильных сторон, но и на формирование привычки думать о себе положительно.
«У каждого из нас есть сильные стороны, то, что вы цените, принимаете и любите в себе, что дает вам чувство внутренней свободы и уверенности в собственных силах, что помогает выстоять в трудную минуту. При формулировании сильных сторон не умаляйте свои достоинства. Вы можете также отметить те положительные качества, которые вам не свойственны, но вы бы хотели выработать их в себе. На составление списка вам дается 5 минут». Затем озвучиваются записи и комментарии к ним. На выступление дается по 2 минуты. Даже если ребенок закончит свою речь раньше, оставшееся время принадлежит ему. Слушатели могут только уточнять детали или просить разъяснения, но не имеют права высказываться.


Игра «Я справился»


Эта игра способствует формированию чувства самоуважения. Одним из важных источников самоуважения является осознание того, что мы смогли преодолеть трудность, выполнить очень сложную задачу. Для детей большое значение имеет возможность представлять окружающим свои большие и маленькие успехи и получать от них подтверждение, что они и на самом деле сделали нечто важное. Их собственная система оценок еще весьма нестабильна, поэтому ее укрепляют положительные эмоции, пережитые вместе со значимыми для них людьми.
Инструкция: Удавалось ли тебе когда-нибудь делать что- то, что было для тебя очень сложным? Задача была непростой, но ты все же справился с ней! Возможно, остальные не обратили внимания на то, что ты сделал что-то очень важное для себя, но сам ты был горд и доволен, что смог преодолеть себя и справится с такой сложной работой. Вспомни пару таких случаев из твоего личного опыта и нарисуй их. Нарисуй себя во время выполнения этого сложного дела (10 минут).
После завершения дети показывают свои рисунки группе и рассказывают о них. При этом психолог должен сам активно выражать свои чувства по поводу рисунков и побуждать других детей делать это.
Анализ упражнения:
- Когда у тебя что-нибудь хорошо получается, кому ты рассказываешь об этом?
- Когда ты гордишься собой, в какой части своего тела ты ощущаешь гордость?
- По каким признакам окружающие могут заметить, что ты гордишься собой?
- Что тебе потребовалось, чтобы сделать то, о чем ты рассказываешь в своем рисунке?
- Когда тебе нужно сделать что-то очень сложное, сколько попыток ты предпринимаешь?
- В каких случаях ты бываешь готов сдаться и все бросить?


Упражнение «Твое имя»


Участники встают в круг, а один, передавая мяч соседу, называет свое полное имя. Задача других - назвать, передавая мячик по кругу, как можно больше вариантов его имени (например: Катя, Катюша, Катерина, Катенька, Катюшка, Екатерина).
Задание повторяется для каждого участника. Затем все делятся впечатлениями о том, что чувствовали, когда слышали свое имя.
Педагог делает вывод о том, что наше имя звучит для нас, как лучшая в мире музыка и предлагает начинать обращение друг к другу с имени.


Упражнение «Встаньте те, кто ...»


Ведущий произносит фразу «Встаньте те, кто ...» и называет какое-нибудь качество. Все, кто считает, что у него есть это качество, встают и хором говорят: «Желаем вам хорошего настроения!».


Упражнение «Кораблик успехов»


Участникам предлагается нарисовать корабль (один на всех) с тем, чтобы каждая проведенная ребенком линия означала какое-то его положительное качество. Каждый по очереди рисует одну линию, называя вслух одну свою хорошую черту. По завершении рисунок остается на стене в помещении, где проводится занятие. В случае затруднений участнику можно предложить варианты положительных качеств или попросить помощи у позитивно настроенных к нему членов группы.


Упражнение «Ученик дня»


В этой игре «ученик дня» получает признание и дружескую поддержку всей группы. Сильная концентрация внимания на положительных моментах в межличностных отношениях помогает всем участникам игры развивать в себе чувство самоуважения. У каждого ребенка должна быть возможность хотя бы раз побыть «учеником дня». Для этого упражнения важно, чтобы между детьми уже установились хорошие доверительные отношения.
Инструкция: Все участники должны встать в круг. Педагог выбирает «ученика дня». В первый раз надо выбрать на эту роль участника, который имеет достаточно бесспорное положение среди других учеников, чтобы им было легче настроится на обычный для них стиль отношений.
Выбранный на роль «ученика дня» должен встать в центр круга, а остальные - обступить его как можно плотнее. Далее все участники «закрашивают» «ученика дня» с головы до ног своим теплым солнечным светом, не касаясь его при этом. Расстояние от рук участников до «ученика дня» должно быть не меньше 20 сантиметров. «Ученик дня» может закрыть глаза и почувствовать, каково это, когда тебя окрашивают золотым светом. Участники должны представить себе, что они не только заливают «ученика дня» солнечным светом, но и своим теплым дружеским отношением и любовью. При этом участники могут говорить «ученику дня» разные приятные вещи, например: «Ты очень добрый(ая)», «Мне нравится с тобой общаться», «Я желают тебе приятного дня», «Я рад, что ты учишься со мной в одном классе» и т.д.
Педагогу рекомендуется принимать участие в «окрашивании» и говорить «ученику дня» приятные вещи. Через 2-3 минуты он подает сигнал об окончании этого небольшого ритуала. Участники могут отвести руки и остановиться, а «ученик дня» - открыть глаза и взять с собой все те хорошие вещи и все добрые слова, чувства, которые получил в дар.


Упражнение «Ярмарка достоинств»


Участники игры получают по два листа с названиями «продаю» и «покупаю».
Ведущий предлагает на одном листе, под надписью «продаю», написать детям все свои недостатки, от которых они хотели бы избавиться, а на другом листе, под надписью «покупаю», написать достоинства, которых им не хватает в общении.
Затем все листы прикрепляются на груди участников игры. Они становятся посетителями «Ярмарки», начинают ходить и предлагают купить (или продать) то, что им нужно.
Игра продолжается до тех пор, пока каждый не обойдет и не прочитает все возможные варианты купли-продажи требуемых для него качеств.
Обсуждение:
- Что удалось купить? Что удалось продать?
- Что было легче купить или продать и почему?
- Каких качеств больше продавалось?
- Какие качества хотели купить другие?
Как правило, большинство ребят хочет избавиться от недостатков и приобрести достоинства. Хотя встречаются и такие ребята, которые продают свои достоинства, которых, по их мнению, у них очень много.
После обсуждения необходимо подвести ребят к выводу о том, что не надо бояться признавать свои недостатки, - это проявление мужества, от этого человек становится только сильнее и обретает уважение окружающих. Он может сослаться на мнение В. О. Ключевского о том, что «достойный человек не тот, у кого нет недостатков, а тот, у кого есть достоинства».
На стене или на полу располагается лист ватмана (он представляет собой «пространство группы»). Каждый берет мелок и на листе чертит пространство любого размера и любой формы, которое обозначает его место в группе. Области могут перекрываться. Затем обсуждаются чувства от общей картины. Эффект усиливается, если ведущий просит изобразить полученную картину наяву, расположившись соответствующим образом в пространстве группы.


Упражнение «От третьего лица»


В этом упражнении детям предлагается написать о себе в третьем лице. Эта форма самоописания помогает некоторым детям больше, чем обычно, рассказать о себе. Это упражнение формирует у детей уверенность в том (особенно это касается детей с низким самоуважением), что они будут расти и смогут достигнуть того, чего хотят.
Инструкция: Каждый из вас должен описать самого себя и свою жизнь. Можно описать, как ты выглядишь, в какой семье и где ты живешь, в какую школу и какой дорогой ходишь, что тебе нравится делать, что ты любишь, и что ты сам себе желаешь. Каждому из вас нужно представить, что ты смотришь на себя со стороны, например, глазами твоего близкого друга. Поэтому надо писать от третьего лица. Например: «Клава живет в Оренбурге. Ей одиннадцать лет. У нее светлые волосы...».
Надо написать про себя и про свою жизнь все, что есть у тебя на самом деле, но при этом обязательно дописать еще пару вещей, которых еще нет, но ты бы очень хотел, чтобы они были в твоей жизни. Написать надо так, как будто эти вещи уже присутствуют в твоей жизни. Например, если ты хочешь, чтобы у тебя появилась самая лучшая подруга на свете, то так и напиши: «У Клавы есть замечательная подруга, с которой ей очень нравится быть вместе. Клава может обо всем говорить с ней, а подружка никогда никому ни о чем не проболтается ...» (15 минут).
После этого психолог собирает рассказы детей и зачитывает их перед группой, заменив имена соответствующим местоимениями - «он», «она» - или словосочетаниями типа «этот мальчик» или «эта девочка». Пусть дети отгадывают, кому принадлежит каждое описание. Они могут также отгадывать, в каком месте текста скрыты желания данного ребенка.
Анализ упражнения:
- Легко ли тебе было выполнить это задание?
- Насколько трудно тебе было угадать автора рассказа?
- Понравилось ли тебе твое собственное самоописание?
-Смог ли ты написать так, как будто твоя мечта уже стала реальностью?
- Чей рассказ тебе понравился больше всего?
Упражнение «Похвальное слово самому себе»
В течение 3 минут с закрытыми глазами участники вспоминают все свои достижения, заслуги, все дела, которыми они могут гордиться. Затем делятся этими воспоминаниями друг с другом по кругу.


Упражнение «Маяк»


«Представьте маленький скалистый остров ... вдали от континента ... На вершине острова - высокий, прочно поставленный маяк . Вообразите себя этим маяком . Ваши стены такие толстые и прочные ., что даже сильные ветры не могут покачнуть вас . из окон вашего верхнего этажа и днем, и ночью, и в хорошую погоду, и в плохую, вы посылаете мощный луч света, служащий ориентиром для судов . Помните о той энергетической системе, которая поддерживает постоянство вашего светового луча, скользящего по океану ... Теперь постарайтесь ощутить внутренний источник света в себе . Света, который никогда не гаснет».
В ходе данного упражнения дети могут сконцентрироваться на позитивных сторонах своей личности и рассказать о них остальным. Эта игра развивает самосознание ребенка и предоставляет ему возможность сравнить себя с окружающими.
Инструкция: надо расставить стулья по кругу в два ряда так, чтобы они были повернуты друг к другу. Педагог задает тему для беседы, и два партнера, сидящие лицом друг к другу, могут поговорить на эту тему. Через две минуты ученики, сидящие во внутреннем круге, должны будут передвинуться на одно место влево, тем самым они окажутся уже напротив других детей.
Темы для беседы
- Что я хорошо умею делать?
- Что интересного я могу придумать?
- Человек, который меня принимает таким, какой я есть...
- Как я реагирую на критику в мой адрес.
- Место, в котором я хорошо могу отдохнуть.
- Успехи, которых я достиг в своей жизни.
- Очень важная для меня цель.
- Что во мне ценят другие.
- Чем я горжусь в себе.
- Риск, на который я когда-то пошел.
- Лучшее переживание в моей жизни.
- Мои любимые дела.
- Кто меня уважает и ценит.
- Ситуация, в которой я был очень доволен собой.
- Самые приятные каникулы в моей жизни.
- Самая большая радость, которую я кому-либо доставил.
- Самое лучшее в моей семье.
- Самое лучшее в нашем классе.
Анализ упражнения:
- О чем ты больше всего любишь говорить?
- На какую тему тебе труднее говорить?
- Что нового узнал ты о своих друзьях?
- Какое настроение у тебя сейчас?


Упражнение «Похвалилки»


Участникам раздаются карточки с названием различных хороших поступков. Например, быстро сделать уроки, помочь товарищу в беде. Дети должны вспомнить и описать случай, когда здорово сделали именно то, что написано на карточке.


Упражнение «Ладошка»


Каждый получает листок бумаги. Нужно, приложив ладошку, обвести ее, в центре написать свое имя, а в каждом пальчике - по одному хорошему качеству, которое ребенок может в себе отметить. Нарисованная ладошка раскрашивается. Законченные рисунки представляются группе, комментируются авторами. В завершение устраивается выставка «ладошек». В случае если участник не может найти у себя положительных качеств, психолог или дети оказывают ему помощь.

 



 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.