На главную Младший школьный возраст Адаптация к школе Диагностика и профилактика нарушений школьной адаптации - Игры и упражнения для формирования навыков самоконтроля и саморегуляции эмоционального состояния и поведения
Диагностика и профилактика нарушений школьной адаптации - Игры и упражнения для формирования навыков самоконтроля и саморегуляции эмоционального состояния и поведения
Младший школьный возраст - Адаптация к школе
Индекс материала
Диагностика и профилактика нарушений школьной адаптации
Методика «Какой я?»
Методика комплексного изучения самооценки и ценностных ориентаций
Осознаваемые мотивы учения (методика М. В. Матюхиной)
Методика «Аттракциометрия»
Методика «Карта наблюдений» Д. Стотта
Детский вариант личностного теста Р. Кеттела
Игры и упражнения для профилактики нарушений адаптации у обучающихся при поступлении в школу
Игры и упражнения для профилактики школьной тревожности
Игры и упражнения для развития коммуникативных умений
Игры и упражнения для развития эмоциональной сферы
Игры и упражнения для формирования произвольной регуляции поведения, самоконтроля
Игры и упражнения для профилактики нарушений адаптации у обучающихся при переходе из начальной в основную школу
Игры и упражнения для профилактики школьной тревожности, обогащения навыков конструктивного общения в сфере «подросток-учитель»
Игры и упражнения для профилактики самооценочной тревожности, развития навыков самоанализа, самооценки и формирование уверенности в себе
Игры и упражнения для формирования навыков самоконтроля и саморегуляции эмоционального состояния и поведения
Все страницы

 


3.3.4 Игры и упражнения для формирования навыков самоконтроля и саморегуляции эмоционального состояния и поведения


Упражнение «Цвет настроения»


Каждый участник выбирает цвет своего настроения на данный момент и бросает картонный квадратик в прорезь той полоски на коробке, которая соответствует выбранному цвету.
Педагог открывает коробку и сообщает (не называя детям обозначения цветов и не подсчитывая их точное количество), с каким настроением пришло сегодня большинство ребят. Затем он спрашивает ребят, так ли это?


Дискуссия на тему «Мои внутренние враги и мои внутренние друзья»


Вниманию участников предлагается плакат со схематичным изображением эмоций. Затем они называют основные признаки понятия «эмоции». Ответы участников обобщаются, и вводится определение:
Эмоции - это выражение нашего отношения (чувства) к происходящему вокруг нас или внутри нас.
- Могут ли эмоции нанести человеку вред? Какой вред? (потеря друзей, любви близких, одиночество, болезнь).
- Перечислите эмоции, которые можно назвать нашими врагами (злость, агрессия, насмешка и т. д.).
- Посмотрите, на плакате хорошо видно, что даже выражение лица становится неприятным, когда человек становится рабом своих внутренних врагов. Общаться с такими людьми тоже неприятно.
- Положительные эмоции помогают бороться с нашими внутренними врагами, поэтому их можно назвать нашими друзьями.
- Назовите положительные эмоции (радость, нежность, доброжелательность, спокойствие, уверенность и т.д.).
- Как можно побороть своих внутренних врагов? (Досчитать до 20, побыть одному, улыбнуться, подумать о чем-то хорошем, написать на бумаге о том, что тебя волнует и затем разорвать ее).
Во время дискуссии необходимо привлекать участников к обсуждению и объяснению всех ответов.


Упражнение «Встреча с другом»


У мальчика был друг. Но вот настало лето, и им пришлось расстаться. Мальчик остался в городе, а его друг уехал с родителями на юг. Скучно в городе без друга. Прошел месяц. Однажды идет мальчик по улице и вдруг видит, как на остановке троллейбуса выходит его товарищ. Как же обрадовались они друг другу.
Мальчик Коля случайно сломал переключатель у телевизора. Он испугался, что мама его накажет. Коля сказал, что переключатель крутил и сломал его маленький брат. Брата наказали. Старшему брату стало очень стыдно.


Игра «Скульптор-глина»


Игра направлена на установление связи «чувство - его телесное выражение».
Участники делятся на пары, в каждой из которых есть «скульптор» и «глина». Каждый «скульптор» задумывает какое-нибудь чувство, записывает его на карточку и прячет в карман, никому ее, не показывая; затем «лепит» задуманную скульптуру, разминая «глину». «Скульптура» должна назвать себя, то есть определить, какое чувство выражается данной мимикой и позой, что затем сверяется с надписью на карточке. В случае совпадения ответа с замыслом, «скульптура» отправляется на выставку шедевров, где зрители также отгадывают ее название. В случае повторного совпадения ответа зрителей и замысла, автор «скульптуры» получает звание: «Лучший выразитель чувств». Каждый участник имеет возможность испытать себя в разных ролях.


Упражнение «Поставь балл эмоции»


Всем участникам раздаются бланки с перечисленными эмоциями (положительными и отрицательными) и предлагается поставить балл (от 1 до 10) около каждой эмоции в зависимости от того, как часто ее испытывает отвечающий.
Затем идет обсуждение:
- Если эмоции могут быть нашими врагами, то нужно ли учиться управлять ими?
- Как этому научиться?
После всех ответов участники делают вывод о том, что владеть эмоциями - это:
- Уважать права других.
- Проявлять терпимость к чужому мнению.
- Не причинять вреда и насилия.
- Мириться с чужим мнением.
- Не возвышать самого себя над другими.
- Уметь слушать.


Упражнение «Некоторые люди»


Для этого упражнения необходима стопка карточек, в которых описаны типичные школьные ситуации, вызывающие беспокойство. Например, вызвали к директору, случайно разбил окно, на перемене попал мячиком в учителя, вызвали отвечать к доске, раскритиковали сочинение в классе, на физкультуре надо при всех сделать упражнение, которое не получается, поссорился со всеми одноклассниками, вызывают родителей в школу, ждешь результаты контрольной, ругают за то, что ты не делал.
Водящий вытаскивает карточку и предполагает, как может чувствовать себя человек в такой ситуации. Когда водящий высказался, остальные могут дополнить его ответ своей точкой зрения. В роли водящего желательно побывать всем. Результаты обсуждаются.


Игра «Эмоциональный термометр»


Материалы: бумажный макет градусника, картонные фишки разных цветов с клеевым слоем.
Деления градусника обозначены значками различных цветов: «Мне крайне скверно» - черный, «Мне плохо» - коричневый, «Мне несколько не по себе» - зеленый, «Мне хорошо» - желтый, «Я блаженствую» - красный.
С помощью фишек ведущий демонстрирует способ измерения своего эмоционального состояния, приклеивая фишку на лист белой бумаги с соответствующими комментариями. Так измеряются эмоции за половину прошедшего дня - «Эмоциональный портрет дня». Обсуждению подлежит: устойчивость настроения, эмоциональные перепады, зависимость настроения от других людей, «крайние» настроения (очень плохое и очень хорошее), отличия настроения в начале и середине дня.
Упражнение «Способы выражения чувств»
Участникам для обсуждения и анализа предлагаются различные варианты жизненных ситуаций, например:
Ситуация 1. Друг взял у меня книгу на три дня. Она нужна мне, чтобы написать сочинение. Прошло три дня, а книги нет. Я звоню другу и говорю: «...».
Ситуация 2. Я обещал(а) маме быть дома сразу после уроков или позвонить, если я задерживаюсь. Но начался такой захватывающий разговор с друзьями, что я не заметил(а), как пролетело два часа. Конечно, я не позвонил(а). Я возвращаюсь домой, мама открывает дверь и говорит: «...».
Ситуация 3. Задание надо было сделать к понедельнику. В понедельник сказали, что последний срок будет в среду. В среду на уроке учительница спрашивает: «Где твое задание?». Я честно сознаюсь: «Забыл(а)», опускаю глаза и жду, что будет дальше. Учительница: «...».
Задача подростков в микрогруппах по 3-5 человек - придумать три решения для каждой ситуации. Один ответ в манере «Сдержанность», когда человек делает вид, что ничего не произошло. Второй ответ - в манере «Раз мне плохо, пусть тебе тоже будет плохо». Третий, если получится, должен привести к мирному разрешению ситуации, когда человек не скрывает своего чувства, не делает вид, что все в порядке, а предлагает поискать мирный выход из неприятной ситуации, который устроил бы обоих участников инцидента.
Всем участникам раздаются карточки, на каждой написана эмоция (радость, грусть, насмешка, обида, страх, удивление и др.), которую нужно изобразить без слов, с помощью мимики, жеста, интонации, позы и т.д. Остальные угадывают, какая эмоция изображалась.


Упражнение «Как реагировать на обидное замечание?»


Обсудите с участниками, что такое обида, обидное замечание. Пусть они приведут примеры таких замечаний, вспомнят ситуации, которые сами пережили или наблюдали со стороны. Спросите детей, что они могут сказать или сделать в ответ на обидное замечание. Запишите на доске варианты ответов.
Попросите детей разыграть обидные ситуации, которые они вспомнили, проанализируйте возможные пути выхода из конфликта.
- Обсудите с детьми следующие вопросы:
- Какой из предложенных вариантов ответов характеризует человека как уверенного, неуверенного, агрессивного?
- Что можно сказать о людях, которые обижают других, что они сами чувствуют в этот момент?
- Как относиться к обидчику?
- Как долго сохраняются обиды?
- Бывают ли «справедливые» и «несправедливые» обиды?
- Как выразить обиду?


Упражнение «Я - сообщение»


Ведущий предлагает участникам сказать фразы («Вы всегда плохо работаете», «Вы никогда не делаете домашнего задания», «Ты каждый раз перебиваешь», «Вы все лентяи», «Ты никогда не здороваешься», «Все вы глупые») так, чтобы не
обидеть партнера, сообщая о своих ощущениях и переживаниях (например: «я недоволен вашей работой», «я огорчаюсь, когда не выполняется домашнее задание», «я переживаю, когда меня перебивают» и т.д.).
Делается вывод о том, что Я-сообщение позволяет другому слушать вас и спокойно реагировать. Я-сообщение предполагает ответственность говорящего за свои мысли и чувства, а Ты-сообщение нацелено на обвинение другого человека, который при этом испытывает негативные эмоции: гнев, раздражение, обиду.


Упражнение «Рисуем обиду»


Попросите детей вспомнить случаи, когда они почувствовали сильную обиду. Спросите, когда это было, где, кто там был. Пусть дети нарисуют свою обиду.
Обсудите рисунки желающих. Есть ли в них что-то общее?


Упражнение «Вверх по радуге»


Сидя на стульях, все закрывают глаза, делают глубокий вдох и представляют, как они взбираются вверх по радуге (преодолевая сопротивление, борясь с недостатками), а на выдохе - съезжают с нее, как с горки (избавляясь от недостатков). Упражнение надо повторить 3-4 раза.
Обсудите с детьми, что они чувствовали при выполнении упражнения. Объясните участникам значение расслабления.


Упражнение «Замороженные»


Участники с помощью приема «Выбор кота Базилио» делятся на две группы, встают в два круга - внутренний и внешний. Во внутреннем круге стоят «замороженные». Их задача - не реагировать на попытки их рассмешить, предпринимаемые остальными участниками. «Замороженные» должны продержаться одну минуту, затем группы меняются ролями. Условие: до «замороженных» нельзя дотрагиваться. Проявления агрессии в адрес замороженных должны пресекаться.


Упражнение «Прохладные мысли»


Это упражнение направлено на формирование альтернативного отношения к прошлым и настоящим событиям, вызывающим сильные эмоции.
Задания участникам:
- в своем дневнике опишите ситуации, вызвавшие у вас сильную эмоцию (например, гнев, агрессия);
- опишите ситуации объективным языком, то есть так, как каждую из них зафиксировала бы видеокамера;
- определите цели захватившей вас эмоции;
-запишите как можно точнее свои «горячительные» речи
(акцентирующие внимание на требованиях, которые вы предъявляете к другим, к себе и к жизни в целом);
- запишите альтернативу в виде «прохладных» мыслей;
- какие новые чувства появились у вас теперь?


Упражнение «На выставке»


Ребята расслабляются, закрывают глаза и представляют себя на небольшой выставке, где находятся фотографии людей, вызывающих у них гнев, обиду, раздражение. Они «ходят» по этой выставке, рассматривают фотографии. Затем выбирают одну из фотографий, представляют человека, запечатленного на ней. Участникам предлагается представить, что они говорят этому человеку и делают с ним все, к чему побуждают их чувства, не сдерживаясь. После окончания упражнения участники рассказывают о своем опыте.


Упражнение «Рисуем чувства»


Участники берут бумагу и рисуют, как они себя ощущают в данный момент. Они должны подобрать цвета, подходящие к своему чувству. Участники могут царапать, рисовать линии, круги, узоры или картину. Затем они на бумаге пишут название изображенного чувства. Важно, чтобы каждый участник смог показать свой рисунок, а психолог положительно оценил его: так, чтобы дети поняли, что подобное рисование - хорошая возможность заметить и назвать свои собственные чувства.


Упражнение выполнение техники «И-а»


Для выполнения упражнения необходим стол с уложенными на него подушками. Участники по очереди подходят к столу и резко бьют по подушкам рукой с громким криком «Иа». «И» произносится на вдохе, «а» - очень резко на выдохе. Поскольку многие дети сначала стесняются выполнять это упражнение (особенно тяжело дается громкий крик), огромную роль здесь играет поддержка ведущего и всей группы (можно, например, прорепетировать крик всем вместе, хором).
Выполнение подобных упражнений должно заканчиваться обсуждением следующих вопросов:
- Как я себя чувствовал во время упражнения?
-Легко ли мне было его выполнить? Почему?
-Изменилось ли мое состояние после выполнения упражнения? Как именно?


Вопросы и задания для самоконтроля
1. Подберите методики для диагностики трудностей общения у первоклассников (3-4 диагностики).
2. Подберите методики для диагностики трудностей общения у пятиклассников (3-4 методики).
3. Подберите методики для диагностики причин отставания в учебной деятельности у первоклассников.
4. Подберите методики для диагностики причин неуспеваемости у пятиклассников.
5. Составьте аннотированный список литературы по работе с дезадаптированными обучающимися.
6. В приложении даны монографические характеристики обучающихся в первом и пятом классе. Используя одну из них, составьте программу индивидуальной помощи обучающемуся с трудностями в адаптации.
7. Составьте методические рекомендации педагогам по работе с дезадаптированными обучающимися (с неуспевающими, недисциплинированными, тревожными обучающимися, с обучающимися с трудностями в общении со сверстниками).

 

Источник: Литвиненко, Н. В. Школьная адаптация: теория и практика: учебное пособие / Н. В. Литвиненко. - Оренбург: ООО «Издательство “Оренбургская книга”», 2021. - 266 с.



 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.