На главную Младший школьный возраст Адаптация к школе Диагностика и профилактика нарушений школьной адаптации - Игры и упражнения для формирования произвольной регуляции поведения, самоконтроля
Диагностика и профилактика нарушений школьной адаптации - Игры и упражнения для формирования произвольной регуляции поведения, самоконтроля
Младший школьный возраст - Адаптация к школе
Индекс материала
Диагностика и профилактика нарушений школьной адаптации
Методика «Какой я?»
Методика комплексного изучения самооценки и ценностных ориентаций
Осознаваемые мотивы учения (методика М. В. Матюхиной)
Методика «Аттракциометрия»
Методика «Карта наблюдений» Д. Стотта
Детский вариант личностного теста Р. Кеттела
Игры и упражнения для профилактики нарушений адаптации у обучающихся при поступлении в школу
Игры и упражнения для профилактики школьной тревожности
Игры и упражнения для развития коммуникативных умений
Игры и упражнения для развития эмоциональной сферы
Игры и упражнения для формирования произвольной регуляции поведения, самоконтроля
Игры и упражнения для профилактики нарушений адаптации у обучающихся при переходе из начальной в основную школу
Игры и упражнения для профилактики школьной тревожности, обогащения навыков конструктивного общения в сфере «подросток-учитель»
Игры и упражнения для профилактики самооценочной тревожности, развития навыков самоанализа, самооценки и формирование уверенности в себе
Игры и упражнения для формирования навыков самоконтроля и саморегуляции эмоционального состояния и поведения
Все страницы

 


3.2.5 Игры и упражнения для формирования произвольной регуляции поведения, самоконтроля


Упражнение «Раскрась фигуры»

раскрась фигуры


Ребенку показывают бланк с нарисованными геометрическими фигурами и просят закрасить цветным карандашом каждую из них. Предупредите ребенка, что он должен делать это очень аккуратно, время не имеет значения.
Как только ребенок начинает проявлять небрежность, работа прекращается.
Ребенок 6-7 лет аккуратно закрашивает 15-20 фигур. Это хороший показатель произвольной регуляции деятельности, терпеливости при выполнении малоинтересной и монотонной работы.


Упражнение «Зачеркни фигуры».


Детям предлагается бланк с предметами. Предлагается зачеркнуть выбранный предмет или только два любых предмета, по выбору педагога. Время работы ограничивается до 2,5 мин.


Упражнение «Закончи ряд до конца»


Детям выдаются бланки. Начало задания показано на образце. Задание: «Продолжите рисунок и закончите ряд».

продолжи фигуры

Упражнение «Рисуем цифрами и буквами»

Тренировка произвольности действий и самоконтроля. Взрослый подбирает картинки с цифровым или буквенным изображением предметов: человечки, кораблик, букет цветов, посуда. Ребенок должен внимательно рассмотреть картинки и воспроизвести их. Подобная игра помогает решить сразу несколько задач для детей 6-7 лет: закрепить написание букв и цифр, умение их увидеть в разных ситуациях, проконтролировать правильность выполнения.


Упражнение «Графический диктант»


Упражнение в рисовании по клеточкам хорошо подходит для развития самоконтроля, произвольности действий, может быть полезно в работе по формированию мотивации учения. Правила знакомы детям, так как часто упражнение проводится при подготовке к школе и развития моторики. Диктант проводится на клетчатой бумаге. Взрослый называет количество клеточек и направление движений, ошибиться нельзя, так как рисунок может не получиться. Есть много пособий для подобной тренировки школьника, но можно составлять свои рисунки и узоры. Более увлекательной игра получится, если предварительно взрослый загадает загадку, а отгадкой станет рисунок. Например, «Зверь я горбатый, но нравлюсь ребятам (верблюд)». «Узнать его нам просто, узнать его легко: высокого он роста и видит далеко (жираф)». «Глазищи, усищи, когтищи, хвостище, а моется всех чище (кот)».


Упражнение «Сделай так же».

сделай так же

Детям предлагаются рабочие листы. Задание: «Соедините точки так же как на образце».

Упражнение «Сосед!»


Играющие, сидя или стоя (в зависимости от условий), образуют круг. По жребию выбирают водящего, который встает внутри круга. Он спокойно ходит по кругу, затем останавливается напротив одного из игроков и громко произносит: «Сосед!» Тот игрок, к которому обратился водящий, продолжает стоять (сидеть), не меняя положения. Водящий должен останавливаться точно напротив того ребенка, к которому он обращается. А оба его соседа должны поднять вверх одну руку: сосед справа - левую, сосед слева - правую, т.е. ту руку, которая ближе к игроку, находящемуся между ними. Если кто- то из ребят ошибся, т.е. поднял не ту руку или вообще забыл это сделать, то он меняется с водящим ролями. Игрок считается проигравшим, даже если он пытался поднять не ту руку.


Игра «Летает - не летает».


Дети садятся или встают в круг. Ведущий объясняет правила игры: «Я буду называть предметы, а ваша задача определить летает этот предмет или не летает. Если я назову предмет, который летает, вы поднимите руки. Если я назову нелетающий предмет, вы топаете ногами. Пожалуйста, будьте внимательными».
Примерный список: муха, стул, самолет, книга, линейка, снег, пчела, дерево, дирижабль, телевизор, яблоко, сокол, диван, ковер, автомобиль, ворона, синица и пр.
Ведущий, называя слова, провоцирует детей неправильными действиями. Игра заключается в том, что дети должны сохранять бдительность во время уловок и всегда различать зрительный сигнал и содержание вопроса.


Упражнение «Нарисуй домик»


Ребенку предлагают как можно точнее срисовать домик, отдельные детали которого составлены из элементов прописных букв и цифр. Педагог говорит: «Перед вами лежит лист бумаги и карандаш. На этом листе нарисуйте, пожалуйста, точно такую же картинку, какую вы видите на этом рисунке. Не торопитесь, постарайтесь быть внимательными, чтобы рисунок был точно таким же, как образец. Если вы что - то не так нарисуете, то не стирайте, а нарисуйте поверх неправильного или рядом правильно».
При сравнении рисунка с образцом следует обращать внимание:
А) на соотношение размеров деталей,
Б) на присутствие всех деталей,
В) на правильность изображения - нет ли зеркального отражения, не путает ли ребенок верх и низ,
Г) на количество деталей и способ их изображения - считает ли ребенок или рисует на «глазок».

Игра «Скучно, скучно так сидеть»


Цель: Развитие раскованности; тренировка самоорганизации.
Вдоль противоположных стен комнаты расставлены стулья. Возле одной - по количеству детей, возле другой - на один стул меньше. Дети садятся на стулья вдоль стены. Ведущий читает стишок:
Скучно, скучно так сидеть.
Друг на друга все глядеть;
Не пора ли пробежаться
И местами поменяться.
Как только ведущий заканчивает читать, все дети бегут к противоположной стене и стараются занять стулья. Проигрывает тот, кто остался без стула. Продолжая игру, каждый раз нужно убирать по одному стулу


Игра «Сохрани слово в секрете»


Сейчас мы поиграем в такую игру. Я буду называть разные слова, а вы будете их четко за мной повторять. Но помните об одном условии: названия цветов - это наш секрет, их повторять нельзя. Вместо этого, встретившись с названием цветка, вы должны молча хлопнуть один раз в ладоши.
Примерный список слов: окно, стул, ромашка, ириска, просо, плечо, шкаф, василёк, книга и т. д.
Основная задача упражнений на развитие произвольности и саморегуляции - научить детей длительное время руководствоваться в процессе работы заданным правилом, «удерживать» его. При этом безразлично, какое именно правило вами выбрано - подойдет любое. Варианты:
• нельзя повторять слова, начинающиеся на звук [р];
• нельзя повторять слова, начинающиеся с гласного звука;
• нельзя повторять названия животных;
• нельзя повторять имена девочек;
• нельзя повторять слова, состоящие из 2-х слогов, и т.д.
Когда дети будут хорошо и постоянно удерживать правило, переходим к игре с одновременным использованием двух правил.
Например:
• нельзя повторять названия птиц, надо отмечать их одним хлопком;
• нельзя повторять названия предметов, имеющих круглую форму (или зеленый цвет), надо отмечать их двумя хлопками.


Игра «Как сказать слово, не произнося ни звука»


Перед тобой сокращенный алфавит. В нем остались только те буквы, которые чаще всего встречаются в словах.

сказать слово без звука

Под каждой из них написана цифра: она указывает на количество хлопков, которыми соответствующая буква станет обозначаться. Получается, что слово можно не только прочитать или произнести, но и прохлопать.
Давай попробуем. Три хлопка, пауза. Один хлопок, пауза. Два хлопка. Что мы прохлопали? Правильно: получилось слово «КОТ». Начинаем играть. Надеюсь, ты не прохлопал мои объяснения.
Попробуем прохлопать слово «ТОК», «СОК», «КИСА».
А теперь внимательно послушай, что за слово прохлопаю я.
Загадывать можно любые слова, которые состоят из этих букв: коса, сито и т. д.
Варианты сокращенных алфавитов:
Варианты сокращенных алфавитов

слова из букв


Игра «Бери осторожно»


Цель: развитие навыков саморегуляции и произвольного контроля, умения следовать инструкции.
Ведущий на стол рассыпает счетные палочки (спички). Ученики по очереди должны брать их из кучки так, чтобы остальные спички при этом не сдвинулись с места. Если это не удается, ход переходит к следующему игроку. Инструкцию можно разнообразить подсчетом очков (на спички наносят полосы, кодирующие очки), ограничением пальцев, которыми можно работать или работая руками поочередно.
Примечание: задание можно выполнять на ковре, сидя в кругу.


Игра «Собираем букет»


Цель: развитие умения слушать и следовать инструкции, произвольной концентрации внимания, навыков самоконтроля, мысленной ориентировки в зрительном поле.
Ведущий организует игру в клеточном поле (слайд).
В клеточках располагаются цветы, названия которых знакомы участникам.
Инструкция для учащихся: сегодня мы с вами соберем букет и для украшения кабинета. Для этого на нашем цветочном поле необходимо сделать правильные шаги и оказаться на клетке с нужным вам цветком. За один ход можно переместиться лишь на одну клеточку. Все ваши шаги проговаривайте вслух: вправо, влево, вверх, вниз). Все по очереди проговаривают ходы и «срывают» цветок в общий букет.


Игра «Черепаха»


Цель: развитие навыков двигательного самоконтроля.
Дети располагаются вдоль стены помещения. Ведущий, стоя у противоположной стены, говорит: «Представьте себе, что все мы - черепахи. Я - большая черепаха, а вы - маленькие черепашки. Я пригласила вас в гости на день рождения. Я жду вас в гости. Но вот беда: праздничный торт еще не готов. По моей команде вы пойдете ко мне, нигде не останавливаясь. Помните: вы - черепахи и должны идти как можно медленнее, чтобы дойти только в тот момент, когда торт будет уже готов». Ведущий следит, чтобы никто не останавливался и не спешил. Через 2-3 минуты он дает новый сигнал, по которому все «замирают». Побеждает тот, кто оказался дальше всех от черепахи-именинницы.
Упражнение можно повторить несколько раз. Затем проходит обсуждение в группе, трудно ли им было двигаться медленно и что им помогло выполнить инструкцию.


Игра «Пишущая машинка»


Цель: развитие произвольного внимания, закрепление навыков чтения.
Каждому ребенку присваивается буква алфавита. Ведущий произносит слово и/или пишет его на доске. Дети, которым присвоены буквы, хлопают в ладоши (по одному хлопку) в той последовательности, в какой их буквы стоят в данном слове. Когда слово «напечатано», все дети хлопают в ладоши.
Слова для игры: дом, папа, мама, цирк, щелк, чаша, каша, рама, рука, ложка, вода, бык, герб, заря, сон, эра, я, стул.
Слова подбираются так, чтобы каждый ребенок поучаствовал в игре.

 



 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.