Страница 10 из 18
Тема 9. Семья и личность Личность – одно из самых сложных, но и самых необходимых понятий психологии. В рамках нашего краткого курса было бы неуместным вникать во все связанные с этим профессиональные тонкости. Самое важное в этом понятии – это как данный человек относится к другим людям, как он «граничит» с ними. В русском языке слово «Улица» используется для обозначения дороги, проходящей не со стороны дворов, а именно «у лица» домов. «Лицо» человека – это его воспринимаемая нами «внешняя» физическая граница. «Личность» - это характеристика того, как он ведет себя, «граничит» с другими людьми. Семья жестко заставляет людей жить вместе, то есть волей – неволей ведет к интенсивному формированию «разделительных» линий, границ, личностей. Взрослые члены семьи уже в значительной степени сформированы как личности всей предшествующей жизнью. А вот дети … Формирование личности начинается в семье и должно проходить рационально, правильно. Этому следует учиться. Литература: 1. Абульханова-Славская К.А. Время личности и время жизни: Науч. изд. / К.А. Абульханова, Т.Н. Березина; [Рос. Акад. Наук. Ин-т психологии]. – СПб.: Алетия, 2001. –299, [1]с.; табл.; 21 см. – Библиогр.: с. 293-299. – ISBN 5-89329-377-0 Шифры в РГБ: 1 01-13/246-2 и 1 01-13/247-0 2. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. – М.: Наука, 1980. – 335 с.; 20 см. – В надзаг.: АН СССР. Ин-т психологии. Шифры в РГБ: Б 80-17/15 и Б 80-17/16 3. Абульханова-Славская К.А. Психология и сознание личности: (Проблемы методологии, теории и исслед. Реал. Личности): Избр. психол. тр. /К.А. Абульханова. – М.: Моск. Психол. – соц. Ин-т; Воронеж: МОДЭК, 1999. – 216 , [2] с..; 21 см. (Психологи Отечества: Избр. психол. труды в 70 томах / Акад. Пед. и соц. Наук. Моск. Психол. – соц. Ин-т. – Библиогр. В конце гл. – ISBN 5-89502-067-4 (Моск. Психол. – соц. Ин-т) ISBN 5-89395-127-1 ХМОДЭК) Шифры в РГБ: 1 99-8/284-2 и 1 99-8/285-0 4. Абульханова-Славская К.А. ред. Психология личности в условиях социальных изменений. – М., 1993. Шифры в РГБ: 1 94-7/336-0 и 1 94-7/337-9 5. Абульханова-Славская К.А. – ред. Психология личности: новые исследования. – М., 1998. Шифры в РГБ: 1 98-13/40-6, 1 98-1341-4 и 801-99.1078-4 6. Абульханова-Славская К.А. – ред. Современная личность: социальные представления, мышление, развитие в норме и патологии. – М., 2000. Шифры в РГБ: 1 00-12/478-6 и 1 00-12/479-4 7. Аксенова Ю.А. Символы мироустройства в сознании.– М., 2000. 8. Арьес Ф. Ребенок и семейная жизнь при Старом порядке / Пер. с франц. – Екатеринбург, 1999. – 146 с. 9. Бернс Р. Развитие Я - концепции и воспитание. – М., 1986. 10. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М., 1968. 11. Бух Е.Ш. Важнее, чем право на жизнь: [Сжатое изложение основных научных идей П.Ф. Лесгафта на воспитание личности] – М.: Б.и., 1996. – 24, [1] с.; 22 см. Б.Ц. – 1000 экз. 12. Возрастные особенности развития и воспитания личности: Учеб. пособие по курсу "Общ. и возраст. педагогика" Г.Г. Солодова, С.П. Зуева, Е.В. Филатова [и др.]; М-во образования Рос. Федерации. Кемер. гос. ун-т. Межвуз. каф. общ. и вуз. педагогики - Кемерово : Кузбассвузиздат, 2002. – (Тип. Изд-ва Кузбассвузиздат. - 20 см. - ISBN 5-8353-0092-1. Аннот.: В пособии выявлены противоречия, которые могут быть разрешены в образовательном процессе школы и в условиях семейного воспитания. Для студентов и специалистов. Шифр в РГБ: 3 02-63/82-9 13. Земская М. Семья и личность. Пер. с польского. – М., 1986. 14. Зимняя И.А. Личностно-ориентированный подход как основа организации образовательного процесса // Воспитать человека. – М.: Вентана-Графф, 2002. – с. 155-158. 15. Ильдарханова Ф.А. Семья и общество: Социальные и этнодуховные аспекты возрождения семьи: [Монография]. Ф. А. Ильдарханова; Гос. науч.-исслед. ин-т семьи и воспитания (фил. в Респ. Татарстан). - Казань: Унипресс, 2002. (Лаб. ОП КГУ - 117, [1] с. 20 см. - Библиогр. в конце кн. - ISBN 5-900044-68-8 (в обл.) Аннот.: Работа является результатом научного поиска форм и содержания взаимодействия семьи и общества в целях выработки модели благополучной семьи. Шифры в РГБ: 2 03-17/466-4 и 2 03-17/467-2 16. Коваль Н.А. Духовность личности: определение, формирование, изучение (программа) // Воспитать человека. – М.: Вентана-Графф, 2002. – с. 211-219. 17. Кунц О.Р. Секреты личности ребенка и его воспитания: Учеб. – методич. пособие. - Стерлитамак, 1997. – 140 с. 18. Леонгард К. Акцентуирование личности. – Киев, 1910. 19. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М.: Политиздат, 1975. – 304 с. 20. Личность, семья, школа / Под ред. С.Г. Вершиловского. – СПб., 1996. 21. Маленкова Л.И. «Ребенок учится тому, что видит у себя в дому». / Домашнее воспитание. - №2, 1998. – С. 2-7. 22. Меренков А.В. Педагогика саморазвития личности /А.В. Меренков; М-во образования Рос. Федерации. Ур. Гос. ун-т им. А.М. Горького. – Екатеринбург: Изд-во УрГу, 2001. – 331, [1] с.; 20 см. – ISBN 5-7525-0941-6 Шифры в РГБ: 3 01-50/64-0 и 3 01-50.65-9 23. Овчинникова Т.Н. Личность и мышление ребенка: Диагностика и коррекция. – М., 1999. 24. Платонов К.К. Структура развития личности. – М., 1986. 25. Природа ребенка в зеркале автобиографии: Учеб. пособие по педагогической антропологии. - М.,1998. 432 с. 26. Острогорский, А.Н. Семейные отношения и их воспитательное значение. – М., 1985. 27. Ребенок от года до трех: Развитие. Формирование личности. Воспитание: [Полн. энцикл. для родителей] [Пер. с итал. Б.Богомолова и др.]. - М.: АСТ: Астрель, 2003. (Тул. тип.) - 48 с. цв. ил. 27 см. - (Ваш ребенок). - ISBN 5-17-017723-2 (ООО "Изд-во АСТ") Аннот.: Научное-популярное издание предназначено для родителей и не только. Шифр в РГБ: 2 03-23/2-8 2 03-23/1-X 28. Селиванова Н.Л. Воспитательная система и воспитательное пространство – эффективные механизмы воспитания личности // Воспитать человека. – М.6 Вентана-Графф, 2002. – с. 174-189. 29. Федорова Г.Г. Трудный подросток: становление личности /Г.Г. Федорова, кандидат пед. наук; О-во «Знание» РСФСР, Ленингр. Орг. – СПб., 1992. – 31 с.; - 22 см. – Библиогр. В конце кн. ISBN 5-7320-0351-7. Шифры в РГБ: 3 92-5 / 469-0 и 3 92-5 / 470-4. 30. Шаграева О.А. Образ жизни семьи и психическое развитие ребенка. – М., 1995. 31. Юнг К. Психологические типы. – М., 1995.
|