Страница 2 из 18
Тема 1. Почему приходится учиться вместе с детьми Наша страна живет сегодня в переходном режиме. От одного социально-экономического строя к другому. И нет в России сейчас буквально ни одного человека, который бы уже как-то очень уверенно приспособился к новой и постоянно меняющейся ситуации. Особенно трудно приходится родителям малых детей: мало того, что как-то - непонятно как - надо обеспечивать свое существование, надо еще и детей содержать, да не просто содержать, а еще и учить уму-разуму, хорошим манерам воспитывать. Только сказал бы кто-нибудь: Что сегодня хорошо, а что плохо. По сути дела, вся страна сегодня учится. В нашей программе особое внимание уделяется обучению именно родителей. Надо и им самим помочь твердо на ноги встать, чтобы семья, где живет каждый ребенок, кормилась вольготно и богато. Но и при хорошо налаженной материальной стороне жизни все равно остается важная задача у каждого родителя – всех своих детей твердо на ноги поставить, озадачить смыслом жизни, пригодным не только себе самому, любимому, но и всему любезному отечеству. Не простое это дело - заставить современных россиян многому научиться. Цель нашей программы им помочь, насколько это возможно при сложившихся обстоятельствах. Программа предполагает, что родительская группа соберется за год 18 раз , то есть два раза в месяц. Занятий длятся по полтора часа. На каждом занятии рассматривается определенная тема. Первое, вводное занятие – очень важное, так как формулирует основную цель всего курса, указывает на актуальные задачи. В помощь ведущему занятие (кстати, им может быть любой из родителей) рекомендуются конкретные литературные источники. В некоторых случаях к ним даются краткие аннотации и приводятся шифры в Российской государственной библиотеке, по которым их можно заказать. Литература: 1. Абульханова-Славская, Ксения Александровна. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991. – 299, [2] с.; 21 см. Шифры в РГБ: I 91-2/313-0 и I 91-2/314-9 2. Агеев В.С. Межгрупповое взаимодействие. – М., 1990. 3. Азаров, Ю.П. Педагогика любви и свободы. – М.: Топикал, 1994. – 607 с.: ил.; 21 см. – ISBN 5-84256-020-0 Шифры в РГБ: 2 94-24/320-9 и 2 94-24/321-7 4. Александрова Ю.В. Методики диагностики отношений взрослого человека: роли, позиции, нравственная сущность. Методическое пособие. – М., 2001. – 96 с. 5. Бестужев – Лада И.В. Нормативное социальное прогнозирование: возможные пути реализации целей общества. – М., Наука, 1987. – 213 с. 6. Богомолова Н.Н. Социальная психология печати, радио и телевидения. – М., 1991. 7. Бодалев А.А. Восприятие человека человеком. – СПб., 1995. 8. Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека. – М., 1990. 9. Грехнев В.С. Культура педагогического общения. – М., 1990. 10. Донцов А.И. Психология коллектива. – М., 1984. 11. Завельский Ю.В. Воспитание культурой // Воспитать человека. – М.: Вентана-Графф, 2002. – с. 194-201. 12. Измайлова А.Б. Русская народная педагогика: воспитание ребенка младенческого возраста: Монография А.Б. Измайлова; М-во образования Рос. Федерации. Владим. гос. пед. ун-т. - Владимир: Владим. гос. пед. ун-т, 2001. - 548 с., 20 см. - Библиогр.: с. 507-532. - ISBN 5-87846-266-4. Этнография. – Русские. - Социальный строй. – Дети. Шифры в РГБ: 1 01-12/207-7. и 1 01-12/208-5 13. Каптерев П.Ф. Задачи и основы семейного воспитания. Энциклопедия семейного воспитания и обучения. Вып. 1. – СПб., 1913 14. Кенфилд К. Сердце отца: Как отцы могут изменить будущее своих детей. Кен Кенфилд; [Пер.: А. Фищенко] - СПб.; Киев: Руфь, 2001. - 237 с. ил., 20 см. - (Книга для жизни). - ISBN 5-94172-005-X. Семейное воспитание. - Зарубежные страны. - Семейный коллектив и его роль в воспитании детей. Шифр в РГБ: 2 01-34/147-7 15. Кларин В.М., Петров В.М. Русская религиозная философия воспитания XIX - XX вв. - М.: МП «Кодекс», 1994. – 80 с. 16. Латышина Д.И. , сост. А. С. Макаренко о воспитании: Для педагогов, родителей и студентов пед. вузов. [Сост. Д. И. Латышина]. - М.: Школ. Пресса, 2003. (ГУП Чехов. полигр. комб.) - 190 с. - (Золотой фонд педагогики) - (Воспитание школьников. Библиотека журнала Вып. 35). - ISBN 5-9219-0227-6 (в обл.) Аннот.: В книгу включены материалы об основных положениях педагогической теории А.С. Макаренко, а также публицистические произведения, посвященные школьному и семейному воспитанию. Для педагогов, родителей и студентов педагогических учебных заведений. Шифр в РГБ: 3 03-1/324-2 17. Макаренко А.С. Книга для родителей. – Петрозаводск, 1959. 18. Пирогов Н.И. Быть и казаться. // Сочинения Н.И. Пирогова. Киев, 1910. Т. 1. – С. 79-91. 19. Поликарпова Т.Н. У тебя есть дом. Ред. – сост. Э.М. Черепахова. – М., 2002. – 112 с. (Библиотека «Родительский факультет»). 20. Рюриков Ю.Б. Яд и мед семьи: Семья и любовь на сломе времен Юрий Рюриков. - М : Мол. гвардия, 2002. (Тип. АО Мол. Гвардия. - 464, [1] с. 21 см. - Библиогр. в конце кн.. - ISBN 5-235-02448-6 (в пер.) Аннот.: В книге собраны новейшие мировые открытия в человеке и в главных сторонах семейной жизни - психологической, половой, воспитательной, домоводческой. Без их знания невозможна нормальная семейная жизнь, избавление от ее нынешних тяжелых кризисов. Шифры в РГБ: 2 03-15/30-9 и 2 03-15/31-7 21. Семейная педагогика: Учеб. пособие для студентов специальности 030900 Дошк. педагогика и психология / М-во образования Рос. Федерации. Комсом. –на Амуре гос пед ун-т; [Сост. Корниенко Н.В.] - Комсомольск – на – Амуре: Изд-во Комсом.-на-Амуре пед. ун-та, 2002. – 54 с.; 20 см. – Библиогр.: с. 51-53. Шифр в РГБ: 3 02-25/157-9 22. Сухомлинский В.А. О педагогической культуре родителей // Сухомлинский, В.А. Мудрость родительской любви. М., 1988. – С. 37-61. 23. Фромм А. Азбука для родителей. – Л., 1991. 24. Фурутран А.А. Отцы, матери, дети: Практические советы родителям. – М., 1992. 25. Хямяляйнен Ю. Воспитание родителей: концепции, направления и перспективы: Кн. для воспитателей дет. Сада и родителей. – М.: Просвещение, 1993. – 107 с.; ил.; 20 см. – Доп. тит. л. – Хельс. Изд. – фин. ISBN 5-09-003960-7 Шифры в РГБ: 2 93-12/484-6 и 2 93-12/485-4 26. Шаграева О.А. Образ жизни семьи и психическое развитие ребенка. – М., 1995. 27. Шлезингер Л. 10 дурацких ошибок, которые совершают семейные пары, чтобы испортить себе жизнь. Лаура Шлезингер; [Пер. с англ. В.Г. Ершовой]. - М.: Быстров, 2003. (Тул. тип.) - 415 с. 21 см. - На обл.: Одиноким читать не рекомендуется! - ISBN 5-94700-026-1 (в пер.) Аннот.: Одна из основных человеческих потребностей - потребность в постоянстве и надежности отношений, основанных на любви и крепкой привязанности. В книге рассказывается о проблемах, с которыми сталкиваются мужчины и женщины, пытающиеся обрести мир и любовь. Шифры в РГБ: 3 03-15/256-6 и 3 03-15/257-4 28. Шредингер Э. Мое мировоззрение // Вопросы философии. – 1994. - №9. – С. 66-95. 29. Щербакова С.Н. Формирование психолого-педагогической культуры родителей: Автореф. Дис. канд. пед. наук: 13.00.01 / Моск. Пед. гос. ун-т. М., 1998. – 18 с. Шифры в РГБ: 9 99-1/1545-1 и 9 99-1/1546-Х
|