Страница 11 из 18
Тема 10. Родители как психотерапевты Развитие ребенка – многоэтапный процесс. При переходе от одной стадии к другой происходят острые ломки во всех системах его организма. Возникают связанные с этим чувства дискомфорта, а часто и сильных страданий. Естественно, ребенок не понимает, что с ним происходит. Объективные ломки часто отражаются в резкой смене настроений, в формировании отрицательных черт характера. Необходимо отличать ситуации реальных органических заболеваний ребенка с характерным для них набором негативных чувств, переживаний и эмоций, от так называемых возрастных изменений, связанных с поэтапным вхождением ребенка во взрослую жизнь. Конечно, приглашенный специалист-психолог поможет разобраться в сложных ситуациях семейной жизни. Однако, специалистов не наприглашаешься. Каждый день, каждый час жизни ребенка проходит при участии окружающих взрослых, которые обязаны обладать необходимыми знаниями и умениями для оказания ему своевременной и квалифицированной психологической помощи и поддержки. Уход за ребенком – это такая же работа, как и всякая другая: она требует постановки четкой цели, постоянной концентрации внимания, осуществления целесообразных действий с учетом изменчивых обстоятельств. И все же, если родитель нуждается в отдыхе от своего ребенка – значит что-то не так. Искусство родителя начинается там, где кончается его ощущение работы с ребенком. Обучать и воспитывать собственного ребенка, отдыхая и наслаждаясь. Но этому следует учиться. Литература: 1. Акимова Г.Е. Словарь-справочник для неравнодушных родителей / Галина Акимова - СПб.: Весь , 2001 - 348, [1] с. ил., 20 см - Библиогр. в конце кн. - ISBN 5-266-00104-6 Тема: Консультативная психология по проблемам психики детей. – Словарь. Семейный коллектив и его роль в воспитании детей. – Словарь. Шифры в РГБ: 3 01-5/162-5 и 3 01-5/163-3 2. Браун Дж. Теория и практика семейной психотерапии / Джозеф Браун, Дана Кристенсен; [Пер. с англ. Н.А. Мухиной]. - 3. междунар. изд. - СПб. [и др.]: Питер , 2001 - 351 с. ил., табл.,25 см - Доп. тит. л. англ.. - На тит. л. в вых. дан.: Санкт-Петербург, Москва, Харьков, Минск. - Библиогр. в конце глав. - ISBN 5-272-00337-3 Тема: Медицинская психология. - Клиническая психология. – Психотерапия. Социальная психология - Психология семьи и быта, психология воспитания детей в семье. - Компенсация, восстановление психических функций. Шифры в РГБ: 2 01-20/106-8 и 2 01-20/107-6 3. Гомозова Ю.Б. Праздник своими руками: Поделки к осен. и зим. Праздникам. Ю. Б. Гомозова, С. А. Гомозова. - Ярославль: Акад. развития [и др.], 2001. - 142, [1] с. цв. ил., 26 см. - (Вместе учимся мастерить). - ( Популярное пособие для родителей и педагогов). - Библиогр. в конце кн. - ISBN 5-9285-0161-7 Внеучебная работа. - Игры. Развлечения. - Популярные издания. Шифр в РГБ: 3 02-15/88-9 4. Джил Элиана. Игра в семейной терапии Элиана Джил; [Пер. с англ. К. Засыпкиной]. – М.: Эксмо, 2003. – 286 [1] с. ил. 21 см. (Серия «Психологическая коллекция») Библ. 274-285. ISBN 5-699-02501-4 (в пер.) Шифры в РГБ: 2 03-16/260-8 и 2 03-16/261-6 5. Добрович А.Б. Кто в семье психотерапевт? – М., 1985. 6. Ильин В.А. Археология детства: Психол. механизмы семейной жизни. Валерий Ильин. - М.: Класс, 2002. - 197 с. 22 см. - (Библиотека психологии и психотерапии Вып. 104). - ISBN 5-86375-047-2 (РФ) 7. Квадрициус М.П. Предупреждение агрессивности подростков средствами семейного воспитания: Автореф. … канд. пед. наук: 13.00.01 / Оренб. Гос. пед. ун-т. – Оренбург, 2000. – 22с. Шифры в РГБ: 9 00-6/469-9 и 9 00-6.470-2 8. Корнеева Е.Н. Если в семье конфликт… /Е. Н. Корнеева. – Ярославль: Акад. развития: Акад. Холдинг, 2001. - 189, [1] с. ил., 20 см. - (Семейная педагогика). - Библиогр. в конце кн. - ISBN 5-9285-0139-0 Тема: Социальная психология. - Семья и быт, воспитание ребенка в семье. - Внутрисемейные отношения. Шифр в РГБ: 2 01-14/66-X 9. Крафт А., Лэндрей Г. Родители как психотерапевты: Прислушаться к игре своего ребенка. Пер. с англ. – М., 2000. –196 с. 10. Кэмпбел Р. Как на самом деле любить детей. Пер. с английского. – М., 1992. 11. Мустакас Кларк. Большие проблемы маленьких детей = The child's Discovery of Himself: Экзистенц. терапия с детьми Кларк Мустакас; [Пер. c англ. Г . Пимочкиной ]. The child's Discovery of Himself. - М.: Апрель Пресс: ЭКСМО, 2003. - 383 с. 21 см. - (Как стать психологом). - Данные тит. л. парал. англ.. - ISBN 5-699-01964-2 (в пер.) Аннот.: Эта книга для всех взрослых, которые хотели бы помочь детям понять самих себя и научиться самостоятельно справляться с жизненными проблемами. Шифры в РГБ: 03-2/260-7 3 03-2/261-5 12. Рудестам Къелл. Групповая психотерапия. – М., 1993. 13. Рутман Э.М., Искольский Н.В. Истоки радости. М., 1987. – 96 с. (Нар. Университет. Пед. фак.; №8). 14. Рюриков Ю.Б. Яд и мед семьи: Семья и любовь на сломе времен Юрий Рюриков. - М : Мол. гвардия, 2002. (Тип. АО Мол. Гвардия. - 464, [1] с. 21 см. - Библиогр. в конце кн.. - ISBN 5-235-02448-6 (в пер.) Аннот.: В книге собраны новейшие мировые открытия в человеке и в главных сторонах семейной жизни - психологической, половой, воспитательной, домоводческой. Без их знания невозможна нормальная семейная жизнь, избавление от ее нынешних тяжелых кризисов. Шифры в РГБ: 2 03-15/30-9 и 2 03-15/31-7 15. Системная семейная психотерапия / Под ред. Эйдемиллера. - СПб. [и др.]: Питер, 2002. - 367, [1] с. ил., табл. 20 см. - (Практикум по психотерапии: Сер.). - На тит. л. в вых. дан.: Санкт-Петербург, Москва, Харьков, Минск. - Библиогр. в конце кн. - ISBN 5-8046-0175-X Шифры в РГБ: 2 02-9/174-9 и 2 02-9/175-7 16. Спиваковская А.С. Как быть родителями. – М., 1986. 17. Сухорева Г.Е. Семейная психотерапия. 18. Хей Л. Исцели свою жизнь. – Рига, 1996. 19. Чавес В. Социально-психологические особенности семейного воспитания детей с церебральным параличом: (19.00.04) / Психоневрол. Ин-т им. В.М. Бехтерева. – Санкт-Петербург, 1992. – 19 с. Шифры в РГБ: 9 92-5/692-3 и 9 92-5/692-3 20. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкий В.В. Семейная психотерапия. – М., 1990.
|