Страница 11 из 15
3.5.1. Экспрессивная речь
Пробы
|
Материал
|
Инструкция
|
Анализ симптомов (ошибок)
|
Спонтан-ная речь. Метод беседы.
Диалоги-ческая речь. Метод коротких вопросов и ответов
|
Беседа с ребенком на близкую ему тему.
Короткие последовательные вопросы и ответы
|
«Я хотела бы узнать, как у тебя идут дела в школе. С кем ты дружишь, кто там самый драчун?» Темы: "О школе", "Что ты делал во время каникул?" и др.
|
Могут быть:
- l-2-сложные, с использованием слов, содержащихся в вопросе.
- Ошибки - отсутствие ответа, эхолалии и персеверации, и др.
- Неадекватные ответы - эти и другие подобные речевые реакции могут говорить о дисфункции задне-лобных и лобных отделов.
- Соскальзывание на побочные ассоциации - дисфункция лобных отделов.
- Трудности подбора слов, построения фразы, слов - возможна дисфункция теменно-височных отделов
|
Автомати-зированная речь
|
Произнесение цифрового ряда от 1 до 10 Называние дней недели, месяцев
|
«Просчитай от 1 до 10, а теперь от 10 до 1, т.е. обратно. Это трудно, но ты сможешь Назови подряд дни недели: понедельник…»
|
Могут быть литеральные (моторные и сенсорные) парафазии, аграмматизмы (разного прохождения). Следует точно анализировать ошибки, которые могут оказать на механизмы поражения и топику дисфункции мозговых зон
|
Повторная речь
|
а) Повторение:
- звуков: а, о, у, б, к, п, д, л, т, м, х, р, ч;
- дизъюнктных пар звуков: б-н, к-с, м-р;
- оппозиционных пар звуков: б-п, д-т, к-г, х-к, з-с и др.;
- серий звуков: би-ба-бо, бо-би-ба и др.
б) Повторение слов: окно, потолок, дом, дым, балка, палка; в) Повторение серий слов с оппозиционными фонемами: дом-том-ком, батон-питон-бидон, пыль-быль, мыло-было, глаз-класс, половник, поклонник, полковник; г) Повторение фраз (постепенно увеличивать объем предложений): Луна светит. Мальчик спит. Девочка пошла в лес. Мальчик играет в мяч
|
Материал для повторения подается по одному элементу (звук, слог, слово и т.д.). Рот педагога прикрыт. "Повторяй за мной звуки: закрой глаза, слушай внимательно и повторяй. А теперь повторяй пары звуков" и т.д.
Повторяй за мной. Слушай внимательно.
«Повторяй по 1 слову, по 2, по 3 слова. Повторяй сразу по паре, если не получится, сначала по 1-му слову, затем – по 2. Скажи, это одно и то же слово, или разные? Повтори»
|
Ошибки повторения оппозиционных пар звуков могут бить результатом не только нарушения фонематического слуха, но и дефектов моторики. Проверять с помощью другого индикатора. Дефекты переключения при повторении этих пар звуков (би-ба-бо) могут говорить о дисфункции задне-лобных отделов мозга или общем снижении корковой активности. Ошибки повторения слов могут быть связаны с разными причинами, поэтому важно квалифицировать эти ошибки:
- С нарушением фонематического слуха (височные отделы – 22 поле).
- С инертностью речевого процесса (персеверации, контаминации) – задне-лобные отделы.
- С нарушениепм слухо-речевой памяти (2-я височная извилина) и с нарушением моторной стороны речи (литеральные моторные парафазии и др.).
Исследуется слухо-речевая память, объем слухового восприятия. Возможные ошибки – неудержание объема фразы или последнего слова, литеральные и вербальные парафизии – могут говорить о дисфункции височных отделов: контаминации, персеверации элементов предыдущих фраз возможны соответственно при дисфункции лобных и задне-лобных отделов
|
Активная речь
|
а) рассказ по сюжетной картинке (частотной, т.е. известной ребенку, и неизвестной); б) собственное сочинение (устный рассказ на заданную тему)
|
«Расскажи, пожалуйста, что здесь нарисовано. Только складно и подробно»
Расскажи, о чем хочешь, ну, например, о зиме
|
Исследуется активность, развернутость, связность рассказа, лексика, наличие парафазий, арграмматизмов, соскальзывания на побочные ассоциации, соответствие сюжету картинки и др. эта проба многозначна, с ее помощью исследуется слухо-речевая память, речь, вербальное мышление. Ошибки: в лексике – литеральные и вербальные парафазии, бедность лексического состава, грамматика речи (поражение речевых зон), связность высказывания, адекватность, понимание сюжета и его смысла (поражение лобных зон мозга)
|
Номинатив-ная речь
|
Называние предметов по предметным картинкам (5-7 в поле зрения). Понимание и называние частей тела – нос, глаз, шея, ухо, рука, нога, брови, волосы
|
«Назови мне эту картинку (указывается), а теперь – эту и т.д. Затем по 2 – назови эту и эту. Затем по 3. Покажи на себе – где у тебя нос, глаз и т.д. а теперь нос-глаз, глаз-рот. А у меня покажи. Назови, что это такое (указывается на нос, глаз и т.д.)»
|
Могут быть ошибки: сенсорного и моторного происхождения (литеральные парафазии). Возможна дисфункция нижних теменных и височных отделов левого полушария. Дефекты называния частей тела могут говорить о нарушении сомато-пространственных ощущений, о дисфункции теменных отделов мозга
|
|