На главную Документация школьного психолога Информация школьному психологу Диагностика различных степеней интеллектуальной недостаточности, нарушений школьных навыков и других отклонений в психофизическом развитии учащихся - Экспрессивная речь
Диагностика различных степеней интеллектуальной недостаточности, нарушений школьных навыков и других отклонений в психофизическом развитии учащихся - Экспрессивная речь
Документация школьного психолога - Информация школьному психологу
Индекс материала
Диагностика различных степеней интеллектуальной недостаточности, нарушений школьных навыков и других отклонений в психофизическом развитии учащихся
Методы психолого-педагогического исследования детей с нарушениями интеллектуального развития
Методика диагностического нейропсихологического обследовании детей
Зрительно-пространственный гнозис
Сомато-пространственный гнозис
Общая память
Слухо-речевая память
Зрительно-предметная память
Внимание
Речь и речевые процессы
Экспрессивная речь
Импрессивная речь
Аграфия. Исследование письма
Интеллектуальная деятельность
СЛОВАРЬ медицинских терминов, встречающихся в пособии
Все страницы
3.5.1.  Экспрессивная речь

Пробы

Материал

Инструкция

Анализ симптомов (ошибок)

Спонтан-ная речь. Метод беседы.

Диалоги-ческая речь. Метод коротких вопросов и ответов

Беседа с ребенком на близкую ему тему.

 

Короткие последовательные вопросы и ответы

«Я хотела бы узнать, как у тебя идут дела в школе.
С кем ты дружишь, кто там самый драчун?»
Темы: "О школе", "Что ты делал во время каникул?" и др.

Могут быть:

  1. l-2-сложные, с использованием слов, содержащихся в вопросе.
  2. Ошибки - отсутствие ответа, эхолалии и персеверации, и др.
  3. Неадекватные ответы - эти и другие подобные речевые реакции могут говорить о дисфункции задне-лобных и лобных отделов.
  4. Соскальзывание на побочные ассоциации - дисфункция лобных отделов.
  5. Трудности подбора слов, построения фразы, слов - возможна дисфункция теменно-височных отделов

Автомати-зированная речь

Произнесение цифрового ряда от 1 до 10 Называние дней недели, месяцев

«Просчитай от 1 до 10, а теперь от 10 до 1, т.е. обратно.
Это трудно, но ты сможешь
Назови подряд дни недели: понедельник…»

Могут быть литеральные (моторные и сенсорные) парафазии, аграмматизмы (разного прохождения). Следует точно
анализировать ошибки, которые могут оказать на механизмы поражения и топику дисфункции мозговых зон

Повторная речь

а) Повторение:

  1. звуков: а, о, у, б, к, п, д, л, т, м, х, р, ч;
  2. дизъюнктных пар звуков: б-н, к-с, м-р;
  3. оппозиционных пар звуков: б-п, д-т, к-г, х-к, з-с и др.;
  4. серий звуков: би-ба-бо, бо-би-ба и др.

б) Повторение
слов: окно, потолок, дом, дым, балка, палка;
в) Повторение серий слов с оппозиционными фонемами:
дом-том-ком,
батон-питон-бидон,
пыль-быль, мыло-было, глаз-класс, половник, поклонник, полковник;
г) Повторение фраз (постепенно увеличивать объем предложений):
Луна светит.
Мальчик спит.
Девочка пошла в лес.
Мальчик играет в мяч

Материал для повторения подается по одному элементу (звук, слог, слово и т.д.).
Рот педагога прикрыт. "Повторяй за мной звуки: закрой глаза, слушай внимательно и повторяй. А теперь повторяй пары звуков" и т.д.

 

Повторяй за мной. Слушай внимательно.

«Повторяй по 1 слову, по 2, по 3 слова.
Повторяй сразу по паре, если не получится, сначала по 1-му слову, затем – по 2.
Скажи, это одно и то же слово, или разные? Повтори»

Ошибки повторения оппозиционных пар звуков могут бить результатом не только нарушения фонематического слуха, но и дефектов моторики. Проверять с помощью другого индикатора.
Дефекты переключения при повторении этих пар звуков (би-ба-бо) могут говорить о дисфункции задне-лобных отделов мозга или общем снижении корковой активности. Ошибки повторения слов могут быть связаны с разными причинами, поэтому важно квалифицировать эти ошибки:

  1. С нарушением фонематического слуха (височные отделы – 22 поле).
  2. С инертностью речевого процесса (персеверации, контаминации) – задне-лобные отделы.
  3. С нарушениепм слухо-речевой памяти (2-я височная извилина) и с нарушением моторной стороны речи (литеральные моторные парафазии и др.).

Исследуется слухо-речевая память, объем слухового восприятия. Возможные ошибки – неудержание объема фразы или последнего слова, литеральные и вербальные парафизии – могут говорить о дисфункции височных отделов: контаминации, персеверации элементов предыдущих фраз возможны соответственно при дисфункции лобных и задне-лобных отделов

Активная речь

а) рассказ по сюжетной картинке (частотной, т.е. известной ребенку, и неизвестной);
б) собственное сочинение (устный рассказ на заданную тему)

«Расскажи, пожалуйста, что здесь нарисовано. Только складно и подробно»

Расскажи, о чем хочешь, ну, например, о зиме

Исследуется активность, развернутость, связность рассказа, лексика, наличие парафазий, арграмматизмов, соскальзывания на побочные ассоциации, соответствие сюжету картинки и др. эта проба многозначна, с ее помощью исследуется слухо-речевая память, речь, вербальное мышление. Ошибки: в лексике – литеральные и вербальные парафазии, бедность лексического состава, грамматика речи (поражение речевых зон), связность высказывания, адекватность, понимание сюжета и его смысла (поражение лобных зон мозга)

Номинатив-ная речь

Называние предметов по предметным картинкам (5-7 в поле зрения).
Понимание и называние частей тела – нос, глаз, шея, ухо, рука, нога, брови, волосы

«Назови мне эту картинку (указывается), а теперь – эту и т.д. Затем по 2 – назови эту и эту. Затем по 3.
Покажи на себе – где у тебя нос, глаз и т.д. а теперь нос-глаз, глаз-рот. А у меня покажи. Назови, что это такое (указывается на нос, глаз и т.д.)»

Могут быть ошибки: сенсорного и моторного происхождения (литеральные парафазии). Возможна дисфункция нижних теменных и височных отделов левого полушария.
Дефекты называния частей тела могут говорить о нарушении сомато-пространственных ощущений, о дисфункции теменных отделов мозга



 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.