На главную Документация школьного психолога Информация школьному психологу Диагностика различных степеней интеллектуальной недостаточности, нарушений школьных навыков и других отклонений в психофизическом развитии учащихся - Зрительно-пространственный гнозис
Диагностика различных степеней интеллектуальной недостаточности, нарушений школьных навыков и других отклонений в психофизическом развитии учащихся - Зрительно-пространственный гнозис
Документация школьного психолога - Информация школьному психологу
Индекс материала
Диагностика различных степеней интеллектуальной недостаточности, нарушений школьных навыков и других отклонений в психофизическом развитии учащихся
Методы психолого-педагогического исследования детей с нарушениями интеллектуального развития
Методика диагностического нейропсихологического обследовании детей
Зрительно-пространственный гнозис
Сомато-пространственный гнозис
Общая память
Слухо-речевая память
Зрительно-предметная память
Внимание
Речь и речевые процессы
Экспрессивная речь
Импрессивная речь
Аграфия. Исследование письма
Интеллектуальная деятельность
СЛОВАРЬ медицинских терминов, встречающихся в пособии
Все страницы

 

3.2.3. Зрительно-пространственный гнозис

Восприятие пространственных отношений и ориентировка человека в пространстве является одной из самых комплексных по своему составу форм восприятия. Оно основывается на зрительной ориентировке в предметах окружающего мира, которая генетически является наиболее поздней. На первых этапах практической деятельности ребенка в состав пространственной ориентировки входит совместная работа зрительного, кинестетического и вестибулярного анализаторов. Пространственная ориентировка связана с выделением в пространстве правого и левого, сзади спереди, и все это вместе связано и с речью. Поэтому ориентировка в пространстве может нарушаться при поражении различных факторов, но основные ее формы возникают при поражении зоны совместной работы этих анализаторов, это зона ТРО (Temporalis – Parientalis - Occipitalis) т.е. височно-теменно-затылочной.
Анализируя пространственное восприятие у ребенка, надо точно анализировать ошибки, чтобы найти соответствующий фактор. То же самое относится и к пространственному праксису, и к нарушению письма, чтения и счета. Особое внимание при обследовании этой функции следует обратить на сохранность или поражение взаимодействия тех анализаторных систем, совместная работа которых и реализует пространственное восприятие; поражение взаимодействия этих анализаторов, а не их изолированное поражение, может оказаться фактором, ведущим к пространственной агнозии у детей.

 

Тесты

Материал

Инструкция

Анализ симптомов (ошибок)

1

2

3

4

  1. Узнавание времени на схематических часах

Нарисованные схематические часы без циферблата

"Скажи, сколько времени на этих часах". (Задача- узнавание)

Ошибки в этих тестах говорят о нарушении в понимании пространственного расположения стрелок и связи их положения со значением, т.е. со временем, о квазипространственном нарушении. Этот дефект указывает на дисфункцию теменно-затылочных отделов мозга (не только левого, но и правого полушария)

  1. Установка стрелок на часах по образцу

 

Тот же

«Поставь стрелки часов точно, как у меня» (дается образец)

Исследуется пространственное восприятие

  1. Установка заданного времени

 

Тот же

«Поставь стрелки на часах так, чтобы получилось "без15 три", "25 седьмого", и т.д.» (Задача-воспроизведение по речи)

Исследуется регуляция пространственного восприятия речью, связь речи с пространственным восприятием

  1. Узнавание и называние римских чисел

 

Пространственно-ориентированные римские числа IX, XI, IV, VI

«Узнай и скажи, какое это число» (предъявляется одно число)

Ошибки в оценке пространственно ориентированных цифр и букв это тоже симптом нарушения или дисфункции теменно-затылочных отделов как левого, так и правого полушария мозга

  1. Узнавание и называние арабских чисел

 

Пространственно- ориентированные арабские числа 6, 9, 66, 99

  1. «Назови эти числа» (предъявляется одна цифра или одно число)
  2. «Покажи такое же число»

То же

  1. Узнавание и называние букв.

 

Пространственно- ориентированные буквы Ф-В, Р-Ь, -б, З-Э

"Назови эти буквы. Скажи, есть здесь неправильные буквы?
Покажи и скажи, что в них неправильно»

То же

Здесь представлено несколько тестов (проб), их количество можно сократить до двух (1 и 2). Правильное или ошибочное их выполнение дает достаточную информацию для понимания состояния этого психического процесса, и если есть его нарушения, то и в мозговой зоне неблагополучия.

 



 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.