Пробы
|
Материал
|
Инструкция
|
Анализ симптомов (ошибок)
|
- Повторение - отдельных слов.
Повторение серий слов
|
Слова: дом, стол, игла Серии слов: стол, звон,
|
По словесной инструкции: «Повторяй за мной слова: дом, стол, игла. Повтори еще раз те же слова». «Повтори*: лес, шкаф, еще раз»**
|
|
- Запоминание групп слов
|
1-я группа слов: круг земля, стол. 2-я группа слов: день, собака, дерево
|
«Запомни и повтори эти слова. Еще раз повтори. Теперь запомни и повтори эти слова. Еще раз повтори. А теперь скажи, какие слова были первыми, а какие – вторыми»
|
Исследуются:
- объем запоминания;
- прочность запоминания;
- ретро- (лат. retro – назад) и проактивное (греч. pro – приставка, означающая находящийся перед чем-либо) торможение, которое возникает при поражении средних отделов височной зоны мозга
|
- Запоминание двух смысловых рядов
|
1. Собака лает. 2. Дом горит
|
«Запомни и повтори. Скажи первое предложение, а какое 2-е?»
|
Исследуются ошибки воспроизведения: если не воспроизводятся - (или воспроизводятся с трудом) 1-е предложение (или предыдущие слова), а последующие воспроизводятся хорошо, то стоит думать о возникновении ретроактивного торможения, которое возникает при поражении средних отделов коры левой височной зоны мозга
|
4. Запоминание и повторение фраз: а) непосредственное; б) отсроченное после пустой паузы; в) после паузы, заполненной беседой (гомогенная интерференция)
|
а) Дети взяли корзинки и пошли в лес. б) Сегодня в школу пришел новый учитель по истории. (Пауза) в) Я сначала сделала уроки, помогла маме вымыть посуду, а потом пошла в кино
|
а) «Повтори предложение и запомни его». б) «Повтори предложение и запомни». После паузы: «Скажи, какие ты запомнил предложения?» в) «Повтори и запомни предложение». Затем - пауза, заполненная беседой (наложение на стимульное предложение других предложений - это гомогенная интерференция). После беседы (30 сек.): «Повтори предложение, которое ты должен был запомнить»
|
Нарушение непосредственного запоминания может говорить о дефектах следовой деятельности и о дисфункции глубинных структур мозга. При отсроченном воспроизведении после интерференции – ошибки запоминания связаны с тормозимостью следов последующей информацией, а не с самой следовой деятельностью. Такое нарушение возможно при дисфункции височных отделов коры левого полушария (2-й височной извилины)
|
5. Запоминание пар фраз:
- непосредственное;
- отсроченное.
|
1. На ветке елки сидит красивый дятел. 2. Высоко в небе сокол летит красивой стрелой
|
«Повтори и запомни 1-е предложение. Еще раз повтори. Повтори и запомни 2-е предложение. Еще раз повтори»
|
При запоминании предложений возможны:: а) контаминации; б) замена одного предложения другим; в) воспроизведение предложений, которые были не в этой пробе, а в предыдущих; г) отказ от работы. Все эти ошибки говорят о слабости следовой деятельности, о влиянии на них последующей информации, приводящей к невозможности актуализации предыдущих предложений или к контаминациям и т.д. Все это происходит из-за дисфункции височных отделов мозга
|
6. Кривая памяти. Запоминание 10 слов
|
10 слов: дом, стол, кот, ночь, окно, игла, пирог, звон, крест, колодец. В зависимости от возраста, можно брать для заучивания 5-7 слов. Серия слов повторяется 5 раз. Записываются все слова, порядок их воспроизведения и побочные слова (ассоциации)
|
«Послушай внимательно все слова. Повтори все слова, которые запомнил»
|
Исследуется процесс, динамика запоминания и воспроизведения, объем, прочность, точность воспроизведения, тенденции к росту или снижению количества ошибок. Разные ошибки говорят о разной топике поражения мозга
|