На главную Документация школьного психолога Информация школьному психологу Диагностика различных степеней интеллектуальной недостаточности, нарушений школьных навыков и других отклонений в психофизическом развитии учащихся - Слухо-речевая память
Диагностика различных степеней интеллектуальной недостаточности, нарушений школьных навыков и других отклонений в психофизическом развитии учащихся - Слухо-речевая память
Документация школьного психолога - Информация школьному психологу
Индекс материала
Диагностика различных степеней интеллектуальной недостаточности, нарушений школьных навыков и других отклонений в психофизическом развитии учащихся
Методы психолого-педагогического исследования детей с нарушениями интеллектуального развития
Методика диагностического нейропсихологического обследовании детей
Зрительно-пространственный гнозис
Сомато-пространственный гнозис
Общая память
Слухо-речевая память
Зрительно-предметная память
Внимание
Речь и речевые процессы
Экспрессивная речь
Импрессивная речь
Аграфия. Исследование письма
Интеллектуальная деятельность
СЛОВАРЬ медицинских терминов, встречающихся в пособии
Все страницы

 

3.3.2. Слухо-речевая память

Пробы

Материал

Инструкция

Анализ симптомов (ошибок)

  1. Повторение - отдельных слов.

Повторение серий слов

Слова: дом, стол, игла
Серии слов: стол, звон,

По словесной инструкции: «Повторяй за мной слова: дом, стол, игла.
Повтори еще раз те же слова».
«Повтори*: лес, шкаф, еще раз»**

 

  1. Запоминание групп слов

 

1-я группа слов: круг земля, стол.
2-я группа слов: день, собака, дерево

«Запомни и повтори эти слова. Еще раз повтори.
Теперь запомни и повтори эти слова. Еще раз повтори.
А теперь скажи, какие слова были первыми, а какие – вторыми»

Исследуются:

  1. объем запоминания;
  2. прочность запоминания;
  3. ретро- (лат. retro – назад) и проактивное (греч. pro – приставка, означающая находящийся перед чем-либо) торможение, которое возникает при поражении средних отделов височной зоны мозга
  1. Запоминание двух смысловых рядов

 

1. Собака лает.
2. Дом горит

«Запомни и повтори. Скажи первое предложение, а какое 2-е?»

Исследуются ошибки воспроизведения: если не воспроизводятся - (или воспроизводятся с трудом) 1-е предложение (или предыдущие слова), а последующие воспроизводятся хорошо, то стоит думать о возникновении ретроактивного торможения, которое возникает при поражении средних отделов коры левой височной зоны мозга

4. Запоминание и повторение фраз:
а) непосредственное;
б) отсроченное после пустой паузы;
в) после паузы, заполненной беседой (гомогенная интерференция)

а) Дети взяли корзинки и пошли в лес.
б) Сегодня в школу пришел новый учитель по истории. (Пауза)
в) Я сначала сделала уроки, помогла маме вымыть посуду, а потом пошла в кино

а) «Повтори предложение и запомни его».
б) «Повтори предложение и запомни». После паузы: «Скажи, какие ты запомнил предложения?»
в) «Повтори и запомни предложение». Затем - пауза, заполненная беседой (наложение на стимульное предложение других предложений - это гомогенная интерференция). После беседы (30 сек.):
«Повтори предложение, которое ты должен был запомнить»

Нарушение непосредственного запоминания может говорить о дефектах следовой деятельности и о дисфункции глубинных структур мозга.
При отсроченном воспроизведении после интерференции – ошибки запоминания связаны с тормозимостью следов последующей информацией, а не с самой следовой деятельностью. Такое нарушение возможно при дисфункции височных отделов коры левого полушария (2-й височной извилины)

5. Запоминание пар фраз:

  1. непосредственное;
  2. отсроченное.

1. На ветке елки сидит красивый дятел.
2. Высоко в небе сокол летит красивой стрелой

«Повтори и запомни 1-е предложение. Еще раз повтори. Повтори и запомни 2-е предложение. Еще раз повтори»

При запоминании предложений возможны::
а) контаминации;
б) замена одного предложения другим;
в) воспроизведение предложений, которые были не в этой пробе, а в предыдущих;
г) отказ от работы.
Все эти ошибки говорят о слабости следовой деятельности, о влиянии на них последующей информации, приводящей к невозможности актуализации предыдущих предложений или к контаминациям и т.д.
Все это происходит из-за дисфункции височных отделов мозга

6. Кривая памяти.
Запоминание 10 слов

10 слов: дом, стол, кот, ночь, окно, игла, пирог, звон, крест, колодец. В зависимости от возраста, можно брать для заучивания 5-7 слов. Серия слов повторяется 5 раз. Записываются все слова, порядок их воспроизведения и побочные слова (ассоциации)

«Послушай внимательно все слова. Повтори все слова, которые запомнил»

Исследуется процесс, динамика запоминания и воспроизведения, объем, прочность, точность воспроизведения, тенденции к росту или снижению количества ошибок. Разные ошибки говорят о разной топике поражения мозга

* «Повтори...» - проба на непосредственное воспроизведение.
** «Еще раз...» - это проба на отсроченное воспроизведение.
Здесь мы предложили несколько тестов, однако их количество можно сократить до трех проб (1-3). Этого бывает достаточно для оценки состояния слухо-речевой памяти.



 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.