На главную Документация школьного психолога Информация школьному психологу Диагностика различных степеней интеллектуальной недостаточности, нарушений школьных навыков и других отклонений в психофизическом развитии учащихся - Внимание
Диагностика различных степеней интеллектуальной недостаточности, нарушений школьных навыков и других отклонений в психофизическом развитии учащихся - Внимание
Документация школьного психолога - Информация школьному психологу
Индекс материала
Диагностика различных степеней интеллектуальной недостаточности, нарушений школьных навыков и других отклонений в психофизическом развитии учащихся
Методы психолого-педагогического исследования детей с нарушениями интеллектуального развития
Методика диагностического нейропсихологического обследовании детей
Зрительно-пространственный гнозис
Сомато-пространственный гнозис
Общая память
Слухо-речевая память
Зрительно-предметная память
Внимание
Речь и речевые процессы
Экспрессивная речь
Импрессивная речь
Аграфия. Исследование письма
Интеллектуальная деятельность
СЛОВАРЬ медицинских терминов, встречающихся в пособии
Все страницы

3.4. ВНИМАНИЕ

Очень важно исследовать произвольный и непроизвольный процесс внимания ребенка, способность к концентрации и переключению, к распределению внимания. Внимание - важнейший психический процесс, тесно связанный с общей и направленной активностью, с намерениями, с мотивацией. Никакой психический процесс не может получить полноценного формирования без сформированного процесса внимания.
Многие практические работники недооценивают роли несформированности процесса внимания в формировании дебильности. Л.С.Выготский писал, что направленное внимание играет огромную роль для процесса абстракции. Невозможность формирования «... заключена у дебилов ... из-за несформированности внимания, потому что у них недоразвиты высшие формы произвольного внимания». Поэтому к исследованию произвольного внимания надо подойти со всей серьезностью и квалифицированно проанализировать все ошибки, т.к. это важно для постановки диагноза и последующей восстановительной работы.
Внимание у детей становится относительно устойчивым только к 4-5 годам. Шестилетние дети могут играть в течение одного часа. Для детей дошкольного возраста характерно лишь непроизвольное внимание. Слабо развито у них и распределение внимания. У школьников 1, 2, 3 классов объем внимания в 2-3 раза меньше, чем у взрослых. Полное внимание на уроке они могут сохранять не более 12-15 минут. Все это необходимо учитывать при обследовании ребенка и делать частые перерывы в обследовании, в которых дать ребенку подвигаться, побегать, поиграть и др.

 

Пробы

Материал

Инструкция

Анализ симптомов (ошибок)

1

2

3

4

1. Тест на произвольное внимание. Произвольное последовательное прослеживание ряда чисел (букв, предметов) и поиск нужного ряда (или отдельных элементов ряда)

Таблица Шульта.

 

Предметы с недостающими или лишними элементами

  1. «Найди цифры от I до* 15».
  2. «Найди красные цифры от 15 до 1».
  3. «Чего здесь не хватает?»
  4. «Что здесь лишнее?»

Исследуется объем внимания, скорость, подвижность и утомляемость.
Исследуется концентрация внимания. Нарушение этого процесса связано с дисфункцией лобных отделов мозга

2. Поиск заданной картинки (фигуры) среди ряда других

Предметные картинки, геометрические фигуры

"Найди эту картинку" (показывается картинка).
"Найди эту фигуру" (показывается геометрическая фигура).
Картинки, фигуры и др. материал - всегда перед глазами ребенка, т.к. этот опыт не на запоминание, а на внимание

Исследуется избирательность внимания. Нарушение может быть связано с дефектами лобных систем мозга, если не обнаружатся специфические трудности восприятия картинок

3. Тест на непроизвольное внимание. Припоминание предметов, находящихся в комнате, с которыми работали

 

«Закрой глаза и скажи, что лежит на столе; что стоит в комнате»

Исследуется распределение внимания

4. Тест на устойчивость внимания. Поиск указанных букв и др. среди ряда других

Таблицы Анфилова Крепелина

«Вычеркивай во всех строчках:

  1. только букву А;
  2. буквы Е и И.

Будь внимателен»

Исследуется точность, прочность внимания, сосредоточенность, распределение внимания, работоспособность

5. Тест на связь слова с вниманием, Слово-указатель внимания. Выполнение дифференцированных действий по речевой инструкции

Предметы

  1. «Возьми карандаш, положи его в карман;
  2. Встань и посмотри в окно;
  3. Возьми карандаш и нарисуй дерево и т.д.»

 

Нарушение внимания влечет за собой несформированность познавательных процессов, интеллекта и поведения Нарушение регулирующей роли речи (слова) указывает на дисфункцию лобных или глубинных структур мозга

Количество проб можно уменьшить до трех (1-3). Иногда достаточно одной первой пробы.



 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.