Страница 9 из 15
3.4. ВНИМАНИЕ
Очень важно исследовать произвольный и непроизвольный процесс внимания ребенка, способность к концентрации и переключению, к распределению внимания. Внимание - важнейший психический процесс, тесно связанный с общей и направленной активностью, с намерениями, с мотивацией. Никакой психический процесс не может получить полноценного формирования без сформированного процесса внимания. Многие практические работники недооценивают роли несформированности процесса внимания в формировании дебильности. Л.С.Выготский писал, что направленное внимание играет огромную роль для процесса абстракции. Невозможность формирования «... заключена у дебилов ... из-за несформированности внимания, потому что у них недоразвиты высшие формы произвольного внимания». Поэтому к исследованию произвольного внимания надо подойти со всей серьезностью и квалифицированно проанализировать все ошибки, т.к. это важно для постановки диагноза и последующей восстановительной работы. Внимание у детей становится относительно устойчивым только к 4-5 годам. Шестилетние дети могут играть в течение одного часа. Для детей дошкольного возраста характерно лишь непроизвольное внимание. Слабо развито у них и распределение внимания. У школьников 1, 2, 3 классов объем внимания в 2-3 раза меньше, чем у взрослых. Полное внимание на уроке они могут сохранять не более 12-15 минут. Все это необходимо учитывать при обследовании ребенка и делать частые перерывы в обследовании, в которых дать ребенку подвигаться, побегать, поиграть и др.
Пробы
|
Материал
|
Инструкция
|
Анализ симптомов (ошибок)
|
1
|
2
|
3
|
4
|
1. Тест на произвольное внимание. Произвольное последовательное прослеживание ряда чисел (букв, предметов) и поиск нужного ряда (или отдельных элементов ряда)
|
Таблица Шульта.
Предметы с недостающими или лишними элементами
|
- «Найди цифры от I до* 15».
- «Найди красные цифры от 15 до 1».
- «Чего здесь не хватает?»
- «Что здесь лишнее?»
|
Исследуется объем внимания, скорость, подвижность и утомляемость. Исследуется концентрация внимания. Нарушение этого процесса связано с дисфункцией лобных отделов мозга
|
2. Поиск заданной картинки (фигуры) среди ряда других
|
Предметные картинки, геометрические фигуры
|
"Найди эту картинку" (показывается картинка). "Найди эту фигуру" (показывается геометрическая фигура). Картинки, фигуры и др. материал - всегда перед глазами ребенка, т.к. этот опыт не на запоминание, а на внимание
|
Исследуется избирательность внимания. Нарушение может быть связано с дефектами лобных систем мозга, если не обнаружатся специфические трудности восприятия картинок
|
3. Тест на непроизвольное внимание. Припоминание предметов, находящихся в комнате, с которыми работали
|
|
«Закрой глаза и скажи, что лежит на столе; что стоит в комнате»
|
Исследуется распределение внимания
|
4. Тест на устойчивость внимания. Поиск указанных букв и др. среди ряда других
|
Таблицы Анфилова Крепелина
|
«Вычеркивай во всех строчках:
- только букву А;
- буквы Е и И.
Будь внимателен»
|
Исследуется точность, прочность внимания, сосредоточенность, распределение внимания, работоспособность
|
5. Тест на связь слова с вниманием, Слово-указатель внимания. Выполнение дифференцированных действий по речевой инструкции
|
Предметы
|
- «Возьми карандаш, положи его в карман;
- Встань и посмотри в окно;
- Возьми карандаш и нарисуй дерево и т.д.»
|
Нарушение внимания влечет за собой несформированность познавательных процессов, интеллекта и поведения Нарушение регулирующей роли речи (слова) указывает на дисфункцию лобных или глубинных структур мозга
|
Количество проб можно уменьшить до трех (1-3). Иногда достаточно одной первой пробы.
|