На главную Документация школьного психолога Информация школьному психологу Диагностика различных степеней интеллектуальной недостаточности, нарушений школьных навыков и других отклонений в психофизическом развитии учащихся - СЛОВАРЬ медицинских терминов, встречающихся в пособии
Диагностика различных степеней интеллектуальной недостаточности, нарушений школьных навыков и других отклонений в психофизическом развитии учащихся - СЛОВАРЬ медицинских терминов, встречающихся в пособии
Документация школьного психолога - Информация школьному психологу
Индекс материала
Диагностика различных степеней интеллектуальной недостаточности, нарушений школьных навыков и других отклонений в психофизическом развитии учащихся
Методы психолого-педагогического исследования детей с нарушениями интеллектуального развития
Методика диагностического нейропсихологического обследовании детей
Зрительно-пространственный гнозис
Сомато-пространственный гнозис
Общая память
Слухо-речевая память
Зрительно-предметная память
Внимание
Речь и речевые процессы
Экспрессивная речь
Импрессивная речь
Аграфия. Исследование письма
Интеллектуальная деятельность
СЛОВАРЬ медицинских терминов, встречающихся в пособии
Все страницы

 

СЛОВАРЬ

медицинских терминов, встречающихся в пособии

  1. Аграмматизм (греч. agrammatos – нечленораздельный) – нарушение психофизиологических процессов, обеспечивающих грамматическую упорядочность речевой деятельности; при аграмматизме наблюдается опускание предлогов, неправильное согласование слов в роде чисел, «Телеграфный стиль» и пр.; аграмматизм возникает обычно в связи с афазией или алалией.
  2. Агнозия (а- + греч. gnosis – знание) – нарушение процессов узнавания предметов и явлений при сохранности сознания и функции органов чувств; наблюдается при поражении определенных отделов коры больших полушарий головного мозга.
  3. Аграфия (а- + греч. grapho – писать, изображать) – нарушение психофизиологических процессов, обеспечивающих закономерную связь звукового и письменного аспектов речевой деятельности, приводящие к полной не способности овладеть процессом письма или к потере этого навыка; аграфия заключается в неумении соединять их слова; возможность списывания при аграфии, как правило, сохраняется; аграфия обычно является следствием общего недоразвития речи, связанного с органическим поражением мозга.
  4. Акалькулия (а- + лат. calculo – считать) – невозможность производить счет, выполнять счетные операции при сохранении речи; акалькулия возникает при поражении различных областей коры головного мозга.
  5. Алексия (а- + лат. lego – читаю) – полная неспособность или потеря способности овладения процессом чтения.
  6. Афазия (а- + греч. phasis – речь) – полная или частичная утрата речи, обусловленная поражением коры доминантного полушария при отсутствии расстройств артикуляционного аппарата и слуха.
  7. Генез - происхождение, причина, корень.
  8. Гиперкинез (гипер- + греч. kinesis – движение) – автоматические насильственные движения вследствие непроизвольных сокращений мышц.
  9. Гнозис - способность узнавать предмета.
  10. Девиация (фр. deviation, от лат. deviare – сбиваться с пути) - отклонение от нормального положения, строения.
  11. Дизъюнктивные звуки - противоположные по звучанию.
  12. Диссоциация (лат. dissociatio – разделение, разъединение, различие) – нарушение содружества функций.
  13. Дисфункция (дис- + функция) – нарушение функции системы, органа или ткани организма выражающееся неадекватностью реакции на действие раздражителей.
  14. Зеркальное письмо – 1) письмо справа налево с зеркальным изображением написанного текста; 2) зеркальное написание букв.
  15. Идеограмма (идео- + греч. gramma – запись) – условный письменный знак, обозначающий целое понятие.
  16. Идеограммное чтение - чтение хорошо знакомых слов.
  17. Импульсивность (лат. impulsus – толчок, побуждение) – форма поведения, обусловленная болезнью, особенностями склада личности или сложившейся ситуацией, при которой действия, поступки возникают в связи с непреодолимыми влечениями побуждениями и протекают насильственно без высшего уровня контроля личности.
  18. Инертность (лат. iners, inertis – бездеятельный, вялый) – качество поведения, выражающееся в затрудненном, замедленном переключении с одного вида деятельности на другой.
  19. Интерференция (интер- + лат. ferio – ударяю, поражаю) - взаимодействие двух или большего числа процессов, при котором возникает нарушение (подавление) по крайней мере одного из них.
  20. Кинестезия (кин- + греч. aisthesis – ощущение, чувство) – ощущение положения и перемещение частей тела в пространстве основанное на сигналах, поступающих от проприорецепторов.
  21. Контаминация (лат. contaminatio – смешение) – ошибочное воспроизведение слова, представляющее собой смешение элементов двух и более слов (например., звукосочетание «белток» образовано соединением слов «белок» и «желток»).
  22. Миоклония ( мио- +греч. klonos – беспорядочное движение) - гиперкинез, характеризующийся быстрыми клоническими подергиваниями мышц или их отдельных пучков, возникающими как в покое, так и при движениях, но исчезающими во сне.
  23. Параграфия - искажение письма.
  24. Парафазия (пара- + греч. phases – речь) – нарушение речи, при котором неправильно употребляются отдельные звуки или слова.
  25. Парафазия вербальная (лат. verbum – слово) – парафазия характеризующаяся заменой необходимых слов другими не имеющими отношения к смыслу высказывания.
  26. Парафазия литеральная (лат. lit(t)era – буква) – парафазия характеризующаяся пропусками, ошибочной заменой или перестановкой некоторых звуков или слов в словах (например, молоко – «моколо», стол – «скол»).
  27. Пароксизм (греч. paroxysmos – острый приступ болезни) - внезапная появление или усиление признаков болезни на короткое время.
  28. Парциальный (лат. pars – часть) – частичный.
  29. Персеверация (лат. perseveratio – упроство) – циклическое повторение или настойчивое воспроизведение, часто вопреки сознательному намерению, … действия мысли или переживания.
  30. Перцепция (восприятие) – психический процесс отражения действительности, формирующий субъективный образ объективного мира, в зависимости от того, какой из анализаторов является ведущий в данном акте восприятия, различают зрительное, слуховое осязательной, вкусовое и обонятельное восприятие.
  31. Праксис - способность к выполнению целенаправленных автоматизированных двигательных актов.
  32. Реципрокный - основанный на обратной связи.
  33. Синкретизм (греч. synkretismos – соединение, объединение) – 1) слитность, нерасчлененность, характеризующая первоначальное состояние чего-либо; 2) сочетание противоречивых, явлений; 3) спутанное и недифференцированное восприятие ребенком различных элементов как единого целого.
  34. Семантика - смысловое содержание речи.
  35. Тактильный (лат. tactilis) – осязательный.
  36. Топический (греч. topos – место) местный.
  37. Тремор (лат. tremor – дрожание) – ритмичные колебательные движения конечностей, головы, языка и т.д., при поражении нервной системы, может быть наследственным.
  38. Торпидность – вялость (лат. torpiaus – оцепенелый) – безразличный.
  39. Флексия - окончание.
  40. Эхолалия (эхо- + греч. laliа – речь, болтовня) – непроизвольное повторение слышимых звуков, слов и фраз.

 

СЛОВАРЬ СОКРАЩЕНИЙ

1. ВПФ – высшие психические функции.
2. ЗПР – задержка психического развития.
3. ПИН – пограничная интеллектуальная недостаточность.
4. МППК – медико-психолого-педагогическая комиссия.
5. ДЦП – детский церебральный паралич.
6. ОНР – общее недоразвитие речи.
7. ЦНС – центральная нервная система.
8. ФФН – фонетико-фонематическое недоразвитие речи.
9. УО – умственная отсталость.
10. ЭЭГ – электроэнцефалография.
11. ППД – психолого-педагогическая диагностика.
12. ВНД – высшая нервная деятельность.

 

ЛИТЕРАТУРА

  1. Анастази А. Психологическое тестирование /Пер. с англ. /Под ред. К.М.Гуревича, В.И.Лубовского. - М.: Педагогика - Т.1, 2.
  2. Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование. – СПб.: Питер, 2001. – 688с. (Серия «Мастера психологии»).
  3. Атлас для экспериментального исследования отклонений в психической деятельности человека /Под ред. И.А Полищука и А.Е. Видренко - 2-е изд., доп. и перераб. - Киев: Здоров’я, 1980 – 123с.
  4. Бардина Р.Ж., Булычева А.И., Дьяченко О.M., Лаврентьева Т.В., Холмовская В.В. Диагностика умственного развития детей старшего дошкольного возраста. - М., 1996.
  5. Блейхер В.М., Крук И.В. Патопсихологическая диагностика. - Киев: Здоров’я, 1986. – 279с.
  6. Борисова Е.М, Васильев Р.Ф., Гуревич К.М. Тест нравственно-психологических особенностей подростков. - М., 1993.
  7. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь - справочник по психологической диагностике. Киев: Навуковая думка, 1989.
  8. Бурменская Г.В., Каробанова О.А., Лидерс А.Г. Возрастно-психологическое консультирование: Проблемы психологического здоровья детей. - М.: МГУ, 1990. – 136с.
  9. Бюлер Ш., Гетцер Г. Диагностика нервно-психического развития детей раннего возраста (Тесты развития 1-6 годов жизни) /Пер. с нем. H.И.Касаткина и Е.М. Лахтиной; Под ред. и с предисл. Н.М.Щелованова. – М.: Учпедгиз, 1955. – 129с.
  10. Введение в психодиагностику: Учебн. пособие для студентов сред. пед. учеб. заведений /М.К.Акимова, Е.М.Борисова, Е.И.Горбачева и др; Под ред. К.М.Гуревича, Е.М.Борисовой.- 2-е изд., стереотип.-М.: Издательский центр «Академия», 1998. – 192с.
  11. Венгер А.А., Выгодская Г.Л., Леонгард Э.И. Отбор детей в специальные дошкольные учреждения. - М.: Просвещение, 1972.
  12. Выготский Л.С. Диагностика развития и педагогическая клиника трудного детства. Собр. соч.: в 6 т. - М.: Просвещение, 1983. - Т.5.
  13. Готовность детей к школе. Диагностика психического развития и коррекция неблагоприятных вариантов /Авторы: Е.А.Бугрименко, А.Л.Венгер, К.Н.Политова, Е.Ю. Сушкова. - М.: МО РФ, 1992.
  14. Гуревич К.М. Современная психологическая диагностика: пути развития //Вопросы психологии. – 1982. - № 1.
  15. Гуревич К.М. Что такое психологическая диагностика. - М., 1985.
  16. Гуревич К.М., Горбачева Е.И. Умственное развитие школьников: критерии и норма. - М., 1992.
  17. Гуткина Н.Л. Психологическая готовность к школе. - М., 1993.
  18. Дети-сироты: консультирование и диагностика развития /Под ред. Е.А. Стребелевой. – М.: Полиграф-сервис, 1999. – 336с.
  19. Диагностика и коррекция психического развития дошкольника: Учебное пособие /Я.Л.Коломинский, Е.А.Панько, А.Н. Белоус и др.; Под ред. Я.Л.Коломинского, Е.А. Панько. - Мн.: Універсітэцкае, 1997. – 237с.
  20. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения: Сб. методических рекомендаций. – СПб.: Детство-Пресс, 2000. – 240 с. (РГПУ им. А.И. Герцена).
  21. Диагностика речевого развития дошкольников /Под ред. О.С. Ушаковой. - М.: Российская академия образования, Исследовательский центр семьи и детства, 1997.
  22. Диагностика умственного развития дошкольников /Под ред. Л.А.Венгера и В.В.Холмовской. – М.: Педагогика, 1978.
  23. Диагностика учебной деятельности и интеллектуальное развитие детей /Под ред. Д.Б.Эльконина и А.Л. Венгера. - М., 1981.
  24. Дукаревич М.3. Практикум по психодиагностике. Мотивация и саморегуляция. – М., 1989.
  25. Дюк В.А. Компьютерная психодиагностика. - СПб.: Издательство «Братство», 1994. – 364 С.237.
  26. Забрамная С.Д. Наглядный материал для психолого-педагогического обследования детей в медико-педагогических комиссиях - М.: Просвещение, 1981. – 45с.
  27. Запорожец А.В. Интеллектуальная подготовка детей к школе //Дошкольное воспитание. – 1977. - №8.
  28. Кабанов М.М.. Личко А.Е., Смирнов В.М. Методы психологической диагностики и коррекции в клинике. – Л.: Медицина, 1983.
  29. Карандашев Ю.Н. Основы возрастной диагностики психического развития в раннем детстве. - Минск, 1993. – 184с.
  30. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дошкольная олигофренопедагогика - М.: Просвещение, 1988. – 144с.
  31. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дошкольная олигофренопедагогика: Учебник для студентов педагогических вузов. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. – 208с.
  32. Кирьянова Р.А. Комплексная диагностика и ее использование учителем-логопедом в коррекционной работе с детьми 5-6 лет, имеющими тяжелые нарушения речи. - СПб., 2002. – 368с.
  33. Корсакова Н.К., Микадзе Ю.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция младших школьников. - М., 1994.
  34. Лидерс А.Г., Колесников В.Г. Детский апперцептивный тест (CAT) (Руководство к применению). - Обнинск, 1992.
  35. Лубовский В.И, Психологические проблемы диагностики аномального развития детей. - М.: Педагогика, 1989.
  36. Люшер М. Цветовой тест Люшера /Пер. с англ. А.Никоновой.- СПб.: «Сова»; М.: Издательство Эксмо-Пресс, 2002. – 192с. (Серия «Психологический практикум: тесты).
  37. Мастюкова Е.М. Ребенок с отклонениями в развитии: Ранняя диагностика: и коррекция. - М.: Просвещение, 1992. - 95с.
  38. Меграбян А. Психодиагностика невербального поведения. - СПб.: Речь, 2001. - 25с.
  39. Методика исследования импрессивной устной речи /Составитель В.И. Нодельман. - Иркутск: Иркутский гос. пед. институт, 1991. – 21с.
  40. Методика исследования письменной речи /Составитель В.И. Нодельман. - Иркутск: Иркутский гос. пед. институт, 1991. – 70с.
  41. Методика исследования речи: Методическое пособие /Составитель В.И Нодельман. - Иркутск: Иркутский гос. пед институт, Иркутский институт повышения квалификации работников образования, 1994. – 70с.
  42. Методические материалы к курсу «Психология речевой деятельности». Тема «Психология импрессивной речи» /Составитель В.И. Нодельман. - Иркутск: Иркутский государственный педагогический институт, 1991. – 14с.
  43. Мургулец, Л.В. Методы социально-психологической диагностики личности: Учебное пособие. – Л.: ЛГУ, 1990. – 71c.
  44. Мюнхенская функциональная диагностика развития. Первый год жизни /Хелльбрюгге Т., Лайосн Ф., Линара Д, Шанбергер Р., Райтенгитраух Т. и др. Пер. с нем.: Коляскина И. - Мн.: Издательство Бел. АПДИ «Открытые двери», 1997. – 124с.
  45. Мюнхенская функциональная диагностика развития. Второй и третий годы жизни /Хелльбрюгге Т., Лаоси Ф., Дилнара Д., Шамбергер Р., Ройгенгитраух Т., Каулин С., Хайес-Бегеманн Е., Ширм X., Энрст Б., Энрст В., Отте X. /Пер с нем.: Коляскина И. - Мн.: Издат. Бел АПДИ «Открытые двери», 1997.- 124с.
  46. Нетрадиционные способы оценки качества знаний школьников. Психолого-педагогический аспект /Под ред. Е.Д. Божович. М., 1995.
  47. Нижегородцева Н.В., Шадриков В.Д. Психолого-педагогическая готовность pебенка к школе: Пособие для практических психологов, педагогов и родителей. - М.: Гум.изд.Центр ВЛАДОС, 2001 – 256с.: ил. - (Подготовка детей к школе).
  48. Новакова К. Соотношение разных форм мыслительной деятельности как диагностический показатель нарушения умственного развития //Дефектология. – 1983. - № 4.
  49. Общая психодиагностика. - М., 1987.
  50. Основы возрастно-психологического консультирования. - М.: МГУ, 1991.
  51. Пантюхина Г.В. и др. Диагностика нервно-психического развития детей первых трех лет жизни: Учебное пособие /Г.В.Пантюхина, К.Л.Печора, Э.Л.Фрухт. - М.: ЦОЛИУВ, 1979. - 87с.
  52. Прихожан AM. Диагностика эмоционально-ценностного отношения к себе у детей 5-9 лет //Детский практический психолог. – 1995. - №7.
  53. Психологическая диагностика. Проблемы и исследования. - М., 1981.
  54. Психологическая диагностика детей и подростков. - М., 1995.
  55. Психолого-педагогическая диагностика развития детей дошкольного возраста /Под ред.Е.А. Стребелевой. - М.: Полиграф-сервис, 1998. – 226с.
  56. Психолого-педагогическое изучение детей с нарушениями умственного и физического развития: Сб. /Ред совет. Т.А.Григорьева, К.Г.Ермилова, Т.А. Процко. - Мн., 1985.
  57. Ребенок. Раннее выявление отклонений в развитии речи и их преодоление /Под Ю.Ф. Гаркуши. - М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК» (Серия «Библиотека педагога-практика), 2001. – 256с.
  58. Речицкая Е.Г. Пархалина Е.В. Готовность слабослышащих дошкольников к обучению в школе: Учеб. пособие для студентов высших учебных заведений. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000 – 192с.: ил.
  59. Романова Е.С., Потемкина О.Ф. Графические методы в психологической диагност. - М., 1991.
  60. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Проблемные дети: Основы дидактической и коррекционной работы психолога. - М., 2000.
  61. Семенович. А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте: Учеб. пособие для высш. учеб. Заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 232с.
  62. Снегирева Т.В. Семья в карандаше и фломастере (Диагностика отношений подростка в семье) //Детский практический психолог. – 1995. - №7; 1996. - №№ 1-2.
  63. Совершенствование методов диагностики и преодоления нарушений речи: Meжвуз.сб.научн. тр. /Отв. Ред. В.А. Ковшиков - Л.: ЛГПИ
    им. А.И.Герцена, 1989. - 161с.
  64. Содержание диагностической и коррекционной работы в детских дошкольных учреждениях: Методическое пособие /Под ред. Н.Я. Кушнир. - Мн.: ИПК и ПРР и СО, 1996.- 241с.
  65. Справочник по функциональной диагностике в педиатрии /Под ред. Вельтишева Ю.Е., Кисляк Н.С. - М.: Медицина, 1979. – 624c.
  66. Стребелева Е.А. Ранняя диагностика умственной отсталости //Дефектология. – 1994. - № 1.
  67. Стребелева Е.А. Методические рекомендации к психолого-педагогическому изучению детей (2-3 лет). Ранняя диагностика умственного развития. - М.: Компания «Петит», 1994. – 32с.
  68. Тест школьной зрелости (адаптированный вариант методики П.Я. Кеэса). – Обнинск, 1993.
  69. Усанова О.Н. Специальная психология. Система психологического изучения аномальных детей: Учебное пособие для студентов. - М.: МГПИ им. В.И. Ленина, 1990. – 201с.
  70. Филичева Т.Б. и др. Основы логопедии: Учеб. пособие для студентов пединститутов по спец. «Педагогика и психология (дошкольная) /Т.Б.Филичева, Н.А.Чевелева Г.В.Чиркина. - М.: Просвещение, 1989. – 223c.
  71. Хейссерман Эльза. Потенциальные возможности психического развития нормального и аномального ребенка. Оценка интеллектуального, сенсорного и эмоционального развития. - М.: Просвещение, 1964. – 402с.
  72. Цветкова Л.С. Методика диагностического нейропсихологического обследования детей. – М., 1997.
  73. Цветкова Л.С. Методика нейропсихологической диагностики детей - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Российское пед. агенство, Когито-Центр, 1998. –128с.
  74. Цветкова Л.С. Методика нейропсихологической диагностики детей - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Педагогическое общество России, 2000. – 128с.
  75. Чередникова Т.В. Тесты для подготовки и отбора детей в школы: рекомендации практического психолога. - СПб.: Стройлеспечать, 1996. – 64с., 50 ил.
  76. Шванцара Й. и др. Диагностика психического развития /Общая ред. перевода с чешского. Г.А. Овсянников. - Прага: Авиценум, 1978. – 388с.

Источник: Диагностика различных степеней интеллектуальной недостаточности, нарушений школьных навыков и других отклонений в психофизическом развитии учащихся: Научно-методическое пособие. - Витебск: УО «ВОГ ИПК и ПРР и СО», 2004.

Авторы-составители: А.С.Метелица, заведующая кафедрой управле-ния и технологий образования УО «ВОГ ИПК и ПРР и СО», кандидат педагогических наук;
Е.А.Харитонова, старший преподаватель кафедры управления и технологий образования УО «ВОГ ИПК и ПРР и СО», кандидат педагогических наук;
О.С.Киндалев, доцент кафедры психиатрии УО «Гродненский государственный медицинский университет», кандидат медицинских наук

Рецензенты: Л.С.Дьяченко, доцент кафедры педагогики
УО «ВГУ им. П.М.Машерова», кандидат педагогических наук;

З.В.Грищенкова, практический психолог СШ №2 г.Новолукомля Чашнинского района

 



 

Поиск

Яндекс.Метрика
Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.