Страница 14 из 15
3.8. Интеллектуальная деятельность 3.8.1. Наглядно-образное мышление
Тесты
|
Материал
|
Инструкция
|
Анализ симптомов (ошибок)
|
1
|
2
|
3
|
4
|
- Конструирование предметов (частотных и без опоры на слово)
|
Разрезанные на части картинки, изображающие предметы или животных
|
Инструкция «глухая». «Сложи, пожалуйста, из этих частей предмет. Смотри внимательно, не торопись»
|
Исследуется сохранность (нарушение) предметно-образного мышления. Если образ-представление отсутствует (или нарушен), то сложить предмет ребенок не сможет. Если случайно получится, надо повторить, т.е. дать новое задание. Поражение (или дисфункция) затылочных отделов мозга. Если организация деятельности (помощь педагога) приводит ребенка к выполнению задания, то это говорит о патологии лобных долей мозга
|
- То же с опорой на слово – наименование предмета
|
Тот же материал, но могут быть и другие предметы
|
По слову-наименованию (открытая инструкция). Сложи из этих частей слова: стол, шкаф, диван, арбуз и т.д.»
|
Исследуется влияние речи (слова) на актуализацию предметного образа и на облегчение конструктивной деятельности. Если эта помощь не дает результатов, то можно думать о дисфункции височно-затылочных зон мозга
|
- Метод дифференцирования предметов (объектов)
|
Перед ребенком лежат разные части 2-3 предметов
|
Без слова-наименования. «Сложи какой-нибудь один предмет или животное. Выбери нужные части и сложи». По слову-наименованию: «Сложи слона»
|
Исследуется дифференцированное восприятие образа. Ошибки во всех этих тестах говорят о дисфункции теменно-затылочных областей мозга или зоны ТРО. Возможны вторичные ошибки из-за дисфункции лобных зон мозга
|
- Понимание сюжетных картин
|
Картинки: «Разбитое окно», «Последняя весна» и т.д.
|
Кто виноват? В чем смысл картинки?
|
Исследуется понимание содержания и смысла сюжетных картинок путем выделения существенных признаков, эмоционального отношения к событиям, изображенным на них. Ошибки понимания: непонимание смысла и содержания; - непонимание морали могут быть связаны с дисфункцией лобных долей левого полушария мозга
|
1
|
2
|
3
|
4
|
Понимание содержания серии сюжетных картин и нахождение последовательности картин в серии
|
Серии сюжетных картинок.
|
Если картинки разложить в нужном порядке, получится интересный рассказ. Разложи картинки в нужном порядке, одну за другой. (Если не получается, педагог кладет на стол 1-ю картинку, а ребенок должен продолжить серию)
|
Исследование процесса решения за дачи. Следить за ходами, их изменением; анализировать.
- манипулирование картинками без смысла;
- осмысление - попытки найти место картинке;
- поведение - активное, инертное, отвлекаемость, сосредоточенность, вопросы к педагогу;
- если серия выполнена с ошибками, но процесс решения был активным, творческим, поиск был направленным, то это говорит в пользу сохранности мыслительных процессов
|
. 3.8.2. Вербально-логическое мышление
Тесты
|
Материал
|
Инструкция
|
Анализ симптомов (ошибок)
|
1
|
2
|
3
|
4
|
- Понимание рассказов; содержания, смысла, морали
|
Рассказы: "Белка и голуби", "Лев и мышь", «Муравьи и голубка»
|
Внимательно послушай рассказ и скажи, в чем здесь дело, в чем смысл, чему учит этот рассказ. Повторить задание, обращая внимание ребенка на каждую фразу, смысловую часть рассказа
|
Непонимание смысла и морали могут говорить о дисфункции лобных долей мозга, о нарушении обобщенного мышления. Ошибки могут быть из-за нарушения внимания. Трудности могут возникать и из-за нарушения памяти. Провести тест, исключив запоминание, дать ребенку прочитать текст по частям. И если в этих случаях будут правильные ответы, то это будет говорить о сохранности работы лобных долей мозга и о дисфункции средних височных отделов мозга, т.е. о нарушении запоминания
|
- Решение арифметических задач
|
1. Хозяйка тратит за 5 дней 15 литров молока. Сколько молока она тратит за неделю? 2. На заборе сидели птички. К ним прилетело еще 5 птичек и их стало 12. Сколько птичек сидело на заборе вначале? 3. На столе лежали яблоки; 5 из них съели, и осталось 9 яблок
|
Повтори задачу. В чем вопрос задачи? Повтори вопрос задачи. Решай задачу вслух, рассказывай, что ты будешь делать и почему? "Я тебе дам задачу, а ты придумай к ней вопрос". Если ребенок не придумал нужный вопрос, то ему предлагается на выбор несколько вопросов; какой из них подходит к этой задаче: а) сколько яблок осталось? б) Сколько яблок было вначале? в) Сколько яблок привезли из магазина?
|
Нарушения решения задач могут идти из-за дефектов понимания словесной части задачи, из-за нарушения арифметических счислительных операций. Это вторичное нарушение мышления, и оно возникает при поражении теменных и теменно-затылочных зон мозга. Но если ребенок понимает отдельные предложения, повторяет условия, но не понимает задачи, не понимает, в чем вопрос задачи и не может наметить схему-план решения, то этот дефект первичный и связан с дисфункцией лобных отделов мозга. Особое внимание надо обратить на понимание вопроса задачи, умение подобрать нужный конечный вопрос. Нарушение понимания вопроса задачи говорит о дисфункции лобных систем мозга
|
- Подбор противоположных понятий:
1) Пассивный вариант; 2) Активный вариант.
|
Теплый ... Зимний ... Большой ... Дорогой ... Низкий ... Слабый ... и др.
|
- Придумай слово, противоположное по содержанию, например: глупый - умный.
- Придумай самостоятельно 2 пары противоположных по значению слов (например: толстый – тонкий)
|
Исследуются аналитические вербальные мыслительные процессы, процессы выбора по заданному признаку. Исследуется самостоятельное выделение признака
|
4. Выбор альтернатив. Аналогии
|
Написаны слова: лошадь, жеребенок, корова ? (пастбище, молоко, теленок)
|
Найди среди слов, относящихся к корове, такое, которое подходило бы к ней так же, как "жеребенок" к "лошади"
|
Исследуются понимание отношений, выделение признака и перенос признака
|
Классификация: а) по самостоятельно выделенным признакам; б) по заданным признакам.
|
Предметные картинки
|
а) Разложи картинки на группы, назови эти группы; б) Раздели картинки: 1) на живые и неживые; 2) что едят и что не едят и т.д.
|
Исследуются процессы анализа и синтеза.
Исследуется уровень обобщения
|
3.8.3. Исследование счета
Тесты
|
Материал
|
Инструкция
|
Анализ симптомов (ошибок)
|
1. Простой счет: - единичный; - группами
|
Даются нарисованные точки
|
Сосчитай, сколько здесь точек. Сосчитай группы точек
|
Исследуется простой поединичный счет и счет группами
|
2. Чтение: а) простых чисел и цифр; б) сложных; в) сравнение чисел
|
6, 5, 1, 4, 7
78, 87, 99, 66, 105, 150, 91, 19 99-66, 19-91, 150-105 и др.
|
Назови это число, теперь это и т.д.
|
Исследуется называние чисел, соотношение наименования с числом, понимание разрядного строения числа. Исследуется понимание разрядного строения числа
|
3. Письмо под диктовку простых и сложных чисел
|
Любые числа: «пять», «двадцать один», «сто пять»
|
Напиши число, которое я тебе скажу
|
Исследуется связь речи с представлением числа, речевая организация числа
|
4. Разрядное строение числа
|
а) 15,25,30 б) 105,315,117
|
Покажи, где единицы, а где десятки. Покажи сотни, единицы, десятки
|
Исследуется разрядное строение числа
|
5. Разрядное строение числа: нахождение цифры в разрядной сетке
|
Разрядная сетка
|
Напиши число 15 и поставь десяток - 1, единицы - 5 в нужные клеточки. Теперь также в клеточках напиши числа 38,150,1541, 1051
|
Исследуется понимание разрядного строения числа, понимание места сотен, десятков, единиц в числе. Нарушение понимания разрядного строения числа возникает из-за дисфункции теменно-затылочных отделов коры левого полушария мозга. Первичная акалькулия
|
6. Тест на пространственное восприятие
|
Римские числа: IX ,XI, IV, VI, ХIХ, ХХI
|
Какое число больше, какое меньше
|
Исследуется пространственное восприятие числа. Ошибки говорят о нарушении (дисфункции) теменных отделов мозга. Первичная акалькулия
|
7. Счетные операции
|
Примеры без знака арифметического действия: 2 ? 5 = 10 10 ? 2 = 5 10 ? 2 = 12 10 ? 2 =8
|
Поставь нужный арифметический знак
|
Исследуется понимание арифметических действий, счета в уме. Нарушения возникают при дисфункциях лобных и теменных отделов мозга. Анализ ошибок укажет на локализацию процесса
|
8. Операции в пределах одного десятка, с переходом через десяток
|
Сложение и вычитание 11 +3,8 -5, 11 -15 + 7 (постепенно усложнять задание)
|
Сложи, вычти. Вычти, сложи
|
Исследуется пространственная ориентировка в счетных операциях, Нарушение возникает при патологии теменно-затылочннх отделов мозга, Анализ ошибок укажет на локализацию процесса.
|
9. Оптическое восприятие цифр и чисел
|
Цифры, сходные по своей конфигурации: 8-2, 3-8, 5-3, 2-7, 1-7, 4-7
|
Назови эти цифры
|
Трудности в опознании этих цифр и чисел связаны с дисфункцией затылочных отделов мозга и входят в синдром оптической агнозии. Вторичная акалькулия
|
3.9. Эмоционально-волевая сфера
Тесты
|
Материал
|
Инструкция
|
Анализ симптомов (ошибок)
|
Восприятие и оценка эмоционального содержания а) картин б) ситуаций
|
Сюжетные картинки разного эмоционального содержания 1. «В последний путь» 2. «Тройка» «Ты идешь по улице и вдруг видишь, как автобус раздавил собаку»
|
Скажи, это веселая или грустная картинка? Почему? Эти картинки похожи или это одна и та же картинка? Как ты к этому относишься? Тебе весело? Грустно? Тебе все равно?
|
Исследуется состояние эмоцио-нальных отношений, их разви-тость, адекватность, неадекват-ность, уплощенность, негативизм, эйфория, вязкость, страхи. Исследуется состояние глубинных структур мозга, лобных и височ-ных областей левого и правого полушария
|
- Исследование сопереживания (чувства эмпатии)
|
Картинки, вызывающие сострадание «Опять двойка» «Последняя весна»(Клодт) и др.
|
Скажи, что здесь нарисовано? Веселое или грустное событие? Как ты к этому относишься? Тебе весело? Грустно? Или все равно?
|
|
- Отношение к родным и близким людям
|
Картинки: женщина, мужчина, мальчики, собаки и девочки, др.
|
Представь себе, что это портрет твоей мамы, папы, сестры, брата, а это просто мальчик, дядя, собака. –
- Разложи картинки так, чтобы на первом месте была картинка того, кого ты больше всех любишь, а затем - следующую, кого ты тоже любишь, но уже немножко меньше и т.д.
- Теперь положи все картинки в ряд перед цифрами: I - это тот, кого ты больше всех любишь, а 10 - это тот, кого ты меньше любишь. Под каждой цифрой - 1, 2, 3 ... положи соответствующую картинку и помни - под цифрой I - самая любимая, под цифрой 10 - менее любимая.
- А теперь под цифрой 0 положи картинку того, кого ты совсем не любишь.
|
Исследуется адекватность (не адекватность) эмоциональных отношений, переживаний. Исследуется сформированность
|
4. Связь эмоциональных состояний с мимикой
|
Картинки-схемы. Лица без рта
|
Дорисуй рот в каждой картине: 1 - чтобы человек был веселый;
- - грустный;
- - плачет;
4 - не веселый и не грустный
|
Исследуется восприятие эмоционального состояния других людей невербальное общение; соотнесение эмоции с мимикой лица
|
|