Тесты
|
Материал
|
Инструкция
|
Анализ симптомов (ошибок)
|
1
|
2
|
3
|
4
|
Метод понимания и выполнения вербальных инструкций
|
Фразы:
1. Закрой глаза.
2. Открой рот.
3. Положи руки.
4. Встань, подойди к
двери, вернись сюда
|
«Я тебе буду давать задания, а ты внимательно слушай и выполняй»
|
Понимание наиболее упроченных речевых инструкций нарушается при дисфункции височных отделов. Однако, чаще всего, понимание этих инструкций сохранено.
|
Понимание обращенной речи
|
Обычная бытовая беседа.
"Ты сегодня завтракал? А что ты ел? Какая сегодня погода? Ты любишь занятия со мной?"
|
«Я задаю вопросы, а ты отвечай. Если хочешь, можешь и ты задать мне вопрос, а я тебе отвечу»
|
Лучше всего вопросы задавать разные по содержанию, внеконтекстные, не связанные с общей темой, тогда сразу обнаружится нарушение понимания. И этот дефект скорее всего будет связан с дисфункцией височных отделов
|
Понимание предметных слов
|
1. Предметные картинки.
2. Окружающие предметы
|
Сначала по одному предмету, затем - по два, по три.
«Покажи «стол», «яблоко».
Покажи ложку и яблоко и т.д.»
|
Увеличение объема может привести к ошибкам:
1) Забывание последующих слов.
2) Замена одной картинки другой.
3) Отказ.
4) Показ неадекватных картинок.
Возможна связь этих дефектов с патологией левой височной зоны, ее 2-й височной извилины
|
Понимание фраз. Метод понимания фраз
|
Короткие, простые по грамматической структуре фразы. Показатель понимания (индикатор) - показ соответствующих фразе картинок
|
«Покажи картинку, на которой нарисовано: мальчик сидит на стуле, на столе стоят цветы»
|
На основании анализа качества ошибок можно сделать вывод:
1) либо о нарушении слухо-речевой памяти;
2) либо о сужении объема восприятия.
В первом случае - это дефект сенсорной афазии (1-я височная извилина - 22 поле), во 2-м - это дефект акустико-мнестической афазии (дисфункция 2-ой височной извилины). Возможно комплексное нарушение
|
Фонематический слух
|
Отдельные звуки:
- дизъюнктные: а-к, б-л, т-ш;
- оппозиционные: б, п, т, д (дается только по 1 звуку)
|
«Индикатор – повторение. Повторяй за мной с закрытыми глазами. Индикатор - буква. Я назову звук, а ты найди соответствующую букву (из 3-4-х – Б, П, Г, Д или А, К, О, Р).
Индикатор - условно-рефлекторная реакция. Если я назову Б, ты подними руку, а если я назову П, не поднимай»
|
Ошибки - замена оппозиционных звуков говорят о наличии сенсорной афазии (о дисфункции верхней височной извилины - 22 поле)
|