На главную Документация школьного психолога Информация школьному психологу Диагностика различных степеней интеллектуальной недостаточности, нарушений школьных навыков и других отклонений в психофизическом развитии учащихся - Импрессивная речь
Диагностика различных степеней интеллектуальной недостаточности, нарушений школьных навыков и других отклонений в психофизическом развитии учащихся - Импрессивная речь
Документация школьного психолога - Информация школьному психологу
Индекс материала
Диагностика различных степеней интеллектуальной недостаточности, нарушений школьных навыков и других отклонений в психофизическом развитии учащихся
Методы психолого-педагогического исследования детей с нарушениями интеллектуального развития
Методика диагностического нейропсихологического обследовании детей
Зрительно-пространственный гнозис
Сомато-пространственный гнозис
Общая память
Слухо-речевая память
Зрительно-предметная память
Внимание
Речь и речевые процессы
Экспрессивная речь
Импрессивная речь
Аграфия. Исследование письма
Интеллектуальная деятельность
СЛОВАРЬ медицинских терминов, встречающихся в пособии
Все страницы

3.5.2. Импрессивная речь

Тесты

Материал

Инструкция

Анализ симптомов (ошибок)

1

2

3

4

Метод понимания и выполнения вербальных инструкций

Фразы:

1. Закрой глаза.

2. Открой рот.

3. Положи руки.

4. Встань, подойди к

двери, вернись сюда

«Я тебе буду давать задания, а ты внимательно слушай и выполняй»

Понимание наиболее упроченных речевых инструкций нарушается при дисфункции височных отделов. Однако, чаще всего, понимание этих инструкций сохранено.

Понимание обращенной речи

Обычная бытовая беседа.

"Ты сегодня завтракал? А что ты ел? Какая сегодня погода? Ты любишь занятия со мной?"

«Я задаю вопросы, а ты отвечай. Если хочешь, можешь и ты задать мне вопрос, а я тебе отвечу»

Лучше всего вопросы задавать разные по содержанию, внеконтекстные, не связанные с общей темой, тогда сразу обнаружится нарушение понимания. И этот дефект скорее всего будет связан с дисфункцией височных отделов

Понимание предметных слов

1.      Предметные картинки.

2.      Окружающие предметы

Сначала по одному предмету, затем - по два, по три.

«Покажи «стол», «яблоко».

Покажи ложку и яблоко и т.д.»

Увеличение объема может привести к ошибкам:

1)     Забывание последующих слов.

2)     Замена одной картинки другой.

3)  Отказ.

4)  Показ неадекватных картинок.

Возможна связь этих дефектов с патологией левой височной зоны, ее 2-й височной извилины

Понимание фраз. Метод понимания фраз

 

Короткие, простые по грамматической структуре фразы. Показатель понимания (индикатор) - показ соответствующих фразе картинок

«Покажи картинку, на которой нарисовано: мальчик сидит на стуле, на столе стоят цветы»

На основании анализа качества ошибок можно сделать вывод:

1)     либо о нарушении слухо-речевой памяти;

2)     либо о сужении объема восприятия.

В первом случае - это дефект сенсорной афазии (1-я височная извилина - 22 поле), во 2-м - это дефект акустико-мнестической афазии (дисфункция 2-ой височной извилины). Возможно комплексное нарушение

Фонематический слух

 

Отдельные звуки:

-         дизъюнктные: а-к, б-л, т-ш;

-         оппозиционные: б, п, т, д (дается только по 1 звуку)

«Индикатор – повторение. Повторяй за мной с закрытыми глазами. Индикатор - буква. Я назову звук, а ты найди соответствующую букву (из 3-4-х – Б, П, Г, Д или А, К, О, Р).

Индикатор - условно-реф­лекторная реакция. Если я назову Б, ты подними руку, а если я назову П, не поднимай»

Ошибки - замена оппозиционных звуков говорят о наличии сенсорной афазии (о дисфункции верхней височной извилины - 22 поле)

3.5.3. Понимание логико-грамматических конструкций


Тесты

Материал

Инструкция

Анализ симптомов (ошибок)

1

2

3

4

  1. На понимание грамматических конструкций:

а) творительный падеж;

 

 

б) сравнительные конструкции;

в) инверсия;

г) предложенные конструкции

 

Любые предметы - карандаш, тетрадь, ключ.

 

 

 

Муха больше слона?
Слон больше мухи.

Колю ударил Ваня.

Различное пространственное положение любых предметов (карандаш, ключ и др.)

По 1 предмету:
"Покажи тетрадь".
По 2 предмета (не меняя интонации);
«Покажи карандаш и тетрадь», «Покажи тетрадью карандаш, карандашом ключ, ключом тетрадь» и т.д.

«Какое предложение правильно?»

 

«Кто драчун?»

«Положи карандаш (ручку и др.) на стол, положи карандаш под стол, в стол и т.д. Подержи карандаш под столом, около стола»

Эти пробы направлены на исследование понимания грамматически связной речи. Ошибки в понимании могут указывать на патологию зоны ТРО левого полушария мозга

 

 

Поиск

Яндекс.Метрика
Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.