На главную Документация школьного психолога Информация школьному психологу Диагностика различных степеней интеллектуальной недостаточности, нарушений школьных навыков и других отклонений в психофизическом развитии учащихся - Аграфия. Исследование письма
Диагностика различных степеней интеллектуальной недостаточности, нарушений школьных навыков и других отклонений в психофизическом развитии учащихся - Аграфия. Исследование письма
Документация школьного психолога - Информация школьному психологу
Индекс материала
Диагностика различных степеней интеллектуальной недостаточности, нарушений школьных навыков и других отклонений в психофизическом развитии учащихся
Методы психолого-педагогического исследования детей с нарушениями интеллектуального развития
Методика диагностического нейропсихологического обследовании детей
Зрительно-пространственный гнозис
Сомато-пространственный гнозис
Общая память
Слухо-речевая память
Зрительно-предметная память
Внимание
Речь и речевые процессы
Экспрессивная речь
Импрессивная речь
Аграфия. Исследование письма
Интеллектуальная деятельность
СЛОВАРЬ медицинских терминов, встречающихся в пособии
Все страницы

3.6. АГРАФИЯ. ИССЛЕДОВАНИЕ ПИСЬМА
Письмо является сложным психическим процессом, который нельзя относить либо только к речи, либо к системным и произвольным процессам восприятия или к двигательной сфере. Оно является сложным системным и произвольным психическим процессом, включающим совместную работу и восприятия разной модальности, и предметных действий и тонкую моторику, с одной стороны, и сформированность поведения (намерений, воспитания и др.) - с другой.
Известно, что генез письма и чтения отличается от генеза устной речи, их мозговые основы также различны, поэтому нарушение или несформированность письма и чтения у детей младшего школьного возраста будут иметь механизмы нарушения, формы протекания дефекта, степень тяжести, методы восстановления разные для устной и письменной речи.
Письмо и письменная речь требуют для своего формирование развития абстракции; письмо, писал Л.С.Выготский, есть «алгебра речи, наиболее трудная и сложная форма намеренной и сознательной речевой деятельности». Дефекты письменной речи у детей (или трудности ее формирования) поэтому и носят сложный системный характер, их причины могут лежать в сфере нарушения не столько элементарных психических процессов, моторики, графомоторных координаций, изолированного нарушения перцепторных процессов (акустических, зрительных, кинестетических), сколько в сфере их взаимодействия, в сфере системных нарушений (несформированности) высших психических процессов, их взаимодействия, нарушения поведения, нарушения абстрактных форм мышления. Тем не менее, аграфию у детей нередко все еще рассматривают только как речевое нарушение, и методические разработки встречаются нередко только вербального характера.
Письмо и письменная речь играют значительную роль в раз ВПФ и в целом - поведения. Ребенок научается в школе, в частности, благодаря письменной речи и грамматике, осознанию своих действий, произвольному оперированию своими действиями и умениями. Поэтому, если обнаружатся дефекты в сфере произвольных действий, операций, то это может стать причиной трудностей формирования письма.
В психологии были исследованы и сформулированы некоторые психологические предпосылки формирования этого вида речевой деятельности, нарушение которых ведет к различным формам нарушения письма или к трудностям его формирования у детей:
1. Сформированность (или сохранность) устной речи, произвольного владения ею, способность к аналитико-синтетической речевой деятельности.
2. Сформированность (или сохранность) разных видов восприятия
ощущений и знаний и их взаимодействия:
- зрительно-пространственного гнозиса;
- слухо-пространственного гнозиса;
- сомато-пространственных ощущений;
- знание и ощущение схемы «числа»;
- знание и ощущение «правого» и «левого»,
3. Сформированность двигательной сферы тонких движений, предметных действий (т.е. различных видов праксиса рук), их подвижности, переключаемоемости, устойчивости и др., является третьей предпосылкой.
4. Важнейшей предпосылкой является формирование у детей абстрактных способов деятельности, что возможно при постепенном переводе их от действий с конкретными предметами к действиям абстрактными.
5. Важной является и сформированность общего поведения, регуляции, саморегуляции, контроля за действиями, намерений, мотивов поведения.
Этот краткий анализ показывает, насколько сложным является строение письма и насколько разными по структуре и содержанию являются этапы его формирования. Все это ведет к тому, что письмо может быть не сформировано или нарушено в разных звеньях и иметь разную толику поражения мозга, а следовательно, и разные методы его восстановления или формирования. Существуют три вида аграфии:
1. Речевые аграфии, идущие в синдроме различных форм афазии - моторная (афферентная и эфферентная) и сенсорная (поражение задне-лобных, нижне-теменных, верхне-височных зон мозга).
2. Неречевые аграфии (гностические) идут в синдроме нарушения восприятия - зрительного, пространственного, оптико-пространственного (поражение теменно-затылочных и затылочных отделов мозга).
3. Аграфия как нарушение (или несформированность) целенаправленного поведения, его организации и контроля, несформированность мотивов (дисфункция коры лобных зон левого полушария мозга).

 

 

Тесты

Материал

Инструкция

Анализ симптомов (ошибок)

1

2

3

4

  1. Идеограмное письмо. Речевые стереотипы

 

Письмо своего имени, фамилии, имен близких людей, названий города и улицы, где живет ребенок

Написать свои фамилию и имя, быстро не задумываясь

Исследование непроизвольного письма. Как правило, оно нарушается только при грубых поражениях мозга

2. Списывание

Буквы: печатные, прописные, заглавные, стилизованные

«Спиши эти буквы»

Исследование зрительно-моторных координаций, знание букв, пространственного восприятия и образа буквы; сохранности или нарушения графемы. Ошибки:
а) дефекты дифференцирования похожих букв (оптические дефекты);
б) дефекты написания пространственно-ориентированных букв. Возможно поражение (дисфункции) затылочных и теменных отделов коры левого полушария мозга

3. Письмо под диктовку

а) Звуков: дизъюнктных и оппозиционных;
б) слов: дом, лес, стол, мак, мама, рука, нога, стул, окно, дорога, громкоговоритель;
в) фраз: коротких, 2-3 сложных, с постепенным увеличением объема. Я иду в кино. Я играю в снежки

«Я назову букву, а ты ее напиши.
Послушай, запомни и запиши фразу, я еще раз ее повторю, а ты ее пиши»

Исследование процесса звукоразличия; связи звука с буквой, моторикой звуко-графомоторных связей.
Исследование процесса звукоразличия и письма на семантическом уровне (влияние значения слова на правильность написания звуко-букв).
Ошибки: замена одной буквы другой - оппозиционной из-за нарушения фонематического слуха (верхне-височные отделы коры левого полушария).
Исследование письма на уровне фразы: запоминание, понимание, связь семантики с сенсо-моторными компонентами.
Ошибки: возможны ошибки логико-грамматические – замена предлогов, дефекты флексий (патология теменно-затылочных отделов мозга), возможны литеральные и вербальные параграфии (либо теменные, либо височные отделы)

 

3.7. АЛЕКСИЯ. ИССЛЕДОВАНИЕ ЧТЕНИЯ

Чтение тоже является сложным психическим процессом, который имеет связь как с речью, так и с разными формами восприятия (акустическое, зрительное, оптико-пространственное). Чтение в настоящее время рассматривается в психологии как целенаправленная деятельность, которая обеспечивает человека знаниями, воссоздает опыт, стимулирует развитие интеллектуальной деятельности, влияет на поведение, организовывает его, может и изменять, совершенствовать личность. Психологическое содержание чтения – это, прежде всего, процесс смыслового восприятия и понимания письменной речи. В реализации процесса чтения принимают участие такие ВПФ, как внимание, память, мышление.
А.Р.Лурия писал, что чтение является не только процессом декодирования письменного сообщения, но оно и переводит зрительно-графические символы (буквы) в звуки и в артикуляции, т.е. в устную речь - импрессивную и экспрессивную.
Психологическая структура чтения включает, по крайней мере, пять взаимодействующих звеньев: 1) звукобуквенный анализ и синтез;
2) смысловые догадки; 3) удержание информации; 4) понимание; 5) процесс контроля-сличения возникающих при чтении гипотез с написанными словами. Вся эта деятельность чтения может протекать лишь при наличии мотивов, потребностей, при соответствующей организации поведения. Сложность строения чтения ведет к тому, что у детей с нормальным развитием и здоровых детей чтение будет испытывать трудности по разным причинам, в зависимости от того, какое звено (звенья) в структуре чтения нарушено или не сформировано.
Поскольку чтение относится и к речевым процессам, и к процессам восприятия, и к процессам целенаправленного поведения, то формы алексии будут разные, и факторы, лежащие в их основе, тоже разные.
Известны 2 формы оптической алексии: 1) оптическая и 2) оптико-мнестическая. При первой форме чтение нарушается из-за дефектов зрительного восприятия букв и их сочетаний, особенно это касается букв, похожих по своей конфигурации (к - с, д - б и др.). В основе лежит нарушение образа буквы. Здесь есть два вида оптической алексии - литеральная, когда не узнаются отдельные буквы, и симультанная, когда отдельные буквы узнаются, а слитное их восприятие - нарушено. При оптико-мнестической алексии в основе лежат дефекты называния букв, но нарушено их называние из-за дефектов речевой организации восприятия буквы. Эти формы алексии идут в синдроме оптической и оптико-пространственной агнозии.
Речевые формы алексии - эфферентно-моторная, афферентно-моторная, сенсорная - протекают в синдроме соответствующих форм афазии. Механизмы нарушения те же, что и у афазии: 1) нарушение кинестетической организации речи: нарушается плавность чтения, соединения букв в слоги, слогов - в слово, возникают персеверации; 2) в случае афферентно-моторной алексии в основе лежат дефекты кинестезий, у детей не сформированы соответствующие букве и звуку артикулемы; 3) при сенсорной алексии - нарушение речевого слуха, и прежде всего фонематического, ведет к нарушению чтения, и здесь часто возникает угадывающее чтение. Угадывающее чтение возникает и при поражении лобных систем мозга, ответственных за организацию, регуляцию поведения, за целенаправленность действий. Анализ ошибок может показать, в каких случаях угадывающее чтение сенсорного происхождения, а в каком - результат несформированности целенаправленной деятельности.

Тесты

Материал

Инструкция

Анализ симптомов (ошибок)

1

2

3

4

Идеограммное
чтение

Имя, фамилия, город, в котором живет, имена близких людей

Прочитай все слова по одному; Найди среди этих слов такое же (дается слово: для чтения - имя, название города, реки и др.)

Идеограммное чтение чаще всего сохранно, оно не аналитическое. Нарушение чтения этих слов говорит о грубом поражении мозга в зависимости от ошибок и синдрома. Это может быть поражение височных либо теменно-затылочных отделов

Чтение букв разного шрифта

Буквы: печатные, рукописные, стилизованные.

Прочитай эти буквы, назови их.

Исследование оптического восприятия букв. Ошибки могут говорить о дисфункции затылочных или теменно-затылочных зон

Чтение слов:
простых
сложных

Лес, дом, мак, зерно,.
дорога.
Индустрия, мороженое,
полковник.

Прочитай эти слова

Исследование чтения на уровне слов. Нарушение чтения отдельных букв иногда компенсируется при чтении слов, предложений

Чтение

  1. предложений;
  2. текста

Простые и сложные предложения. Короткий частотный текст

Прочитай эти слова.

Исследуются ошибки: литеральные и вербальные парафазии, персеверации, которые могут указать на механизмы нарушения и топику поражения мозга

Чтение про себя

Слова, предложения, тексты

Прочти про себя и найди соответствующую картинку.

При нарушении чтения вслух нередко сохраняется чтение-узнавание про себя. Сохранность внутреннего чтения говорит не об аналитическом, а целостном чтении, часто угадывающем. Такое чтение возможно при дисфункции нижне-теменных и верхне-височных зон коры левого полушария



 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.