Страница 13 из 15
3.6. АГРАФИЯ. ИССЛЕДОВАНИЕ ПИСЬМА Письмо является сложным психическим процессом, который нельзя относить либо только к речи, либо к системным и произвольным процессам восприятия или к двигательной сфере. Оно является сложным системным и произвольным психическим процессом, включающим совместную работу и восприятия разной модальности, и предметных действий и тонкую моторику, с одной стороны, и сформированность поведения (намерений, воспитания и др.) - с другой. Известно, что генез письма и чтения отличается от генеза устной речи, их мозговые основы также различны, поэтому нарушение или несформированность письма и чтения у детей младшего школьного возраста будут иметь механизмы нарушения, формы протекания дефекта, степень тяжести, методы восстановления разные для устной и письменной речи. Письмо и письменная речь требуют для своего формирование развития абстракции; письмо, писал Л.С.Выготский, есть «алгебра речи, наиболее трудная и сложная форма намеренной и сознательной речевой деятельности». Дефекты письменной речи у детей (или трудности ее формирования) поэтому и носят сложный системный характер, их причины могут лежать в сфере нарушения не столько элементарных психических процессов, моторики, графомоторных координаций, изолированного нарушения перцепторных процессов (акустических, зрительных, кинестетических), сколько в сфере их взаимодействия, в сфере системных нарушений (несформированности) высших психических процессов, их взаимодействия, нарушения поведения, нарушения абстрактных форм мышления. Тем не менее, аграфию у детей нередко все еще рассматривают только как речевое нарушение, и методические разработки встречаются нередко только вербального характера. Письмо и письменная речь играют значительную роль в раз ВПФ и в целом - поведения. Ребенок научается в школе, в частности, благодаря письменной речи и грамматике, осознанию своих действий, произвольному оперированию своими действиями и умениями. Поэтому, если обнаружатся дефекты в сфере произвольных действий, операций, то это может стать причиной трудностей формирования письма. В психологии были исследованы и сформулированы некоторые психологические предпосылки формирования этого вида речевой деятельности, нарушение которых ведет к различным формам нарушения письма или к трудностям его формирования у детей: 1. Сформированность (или сохранность) устной речи, произвольного владения ею, способность к аналитико-синтетической речевой деятельности. 2. Сформированность (или сохранность) разных видов восприятия ощущений и знаний и их взаимодействия: - зрительно-пространственного гнозиса; - слухо-пространственного гнозиса; - сомато-пространственных ощущений; - знание и ощущение схемы «числа»; - знание и ощущение «правого» и «левого», 3. Сформированность двигательной сферы тонких движений, предметных действий (т.е. различных видов праксиса рук), их подвижности, переключаемоемости, устойчивости и др., является третьей предпосылкой. 4. Важнейшей предпосылкой является формирование у детей абстрактных способов деятельности, что возможно при постепенном переводе их от действий с конкретными предметами к действиям абстрактными. 5. Важной является и сформированность общего поведения, регуляции, саморегуляции, контроля за действиями, намерений, мотивов поведения. Этот краткий анализ показывает, насколько сложным является строение письма и насколько разными по структуре и содержанию являются этапы его формирования. Все это ведет к тому, что письмо может быть не сформировано или нарушено в разных звеньях и иметь разную толику поражения мозга, а следовательно, и разные методы его восстановления или формирования. Существуют три вида аграфии: 1. Речевые аграфии, идущие в синдроме различных форм афазии - моторная (афферентная и эфферентная) и сенсорная (поражение задне-лобных, нижне-теменных, верхне-височных зон мозга). 2. Неречевые аграфии (гностические) идут в синдроме нарушения восприятия - зрительного, пространственного, оптико-пространственного (поражение теменно-затылочных и затылочных отделов мозга). 3. Аграфия как нарушение (или несформированность) целенаправленного поведения, его организации и контроля, несформированность мотивов (дисфункция коры лобных зон левого полушария мозга).
Тесты
|
Материал
|
Инструкция
|
Анализ симптомов (ошибок)
|
1
|
2
|
3
|
4
|
- Идеограмное письмо. Речевые стереотипы
|
Письмо своего имени, фамилии, имен близких людей, названий города и улицы, где живет ребенок
|
Написать свои фамилию и имя, быстро не задумываясь
|
Исследование непроизвольного письма. Как правило, оно нарушается только при грубых поражениях мозга
|
2. Списывание
|
Буквы: печатные, прописные, заглавные, стилизованные
|
«Спиши эти буквы»
|
Исследование зрительно-моторных координаций, знание букв, пространственного восприятия и образа буквы; сохранности или нарушения графемы. Ошибки: а) дефекты дифференцирования похожих букв (оптические дефекты); б) дефекты написания пространственно-ориентированных букв. Возможно поражение (дисфункции) затылочных и теменных отделов коры левого полушария мозга
|
3. Письмо под диктовку
|
а) Звуков: дизъюнктных и оппозиционных; б) слов: дом, лес, стол, мак, мама, рука, нога, стул, окно, дорога, громкоговоритель; в) фраз: коротких, 2-3 сложных, с постепенным увеличением объема. Я иду в кино. Я играю в снежки
|
«Я назову букву, а ты ее напиши. Послушай, запомни и запиши фразу, я еще раз ее повторю, а ты ее пиши»
|
Исследование процесса звукоразличия; связи звука с буквой, моторикой звуко-графомоторных связей. Исследование процесса звукоразличия и письма на семантическом уровне (влияние значения слова на правильность написания звуко-букв). Ошибки: замена одной буквы другой - оппозиционной из-за нарушения фонематического слуха (верхне-височные отделы коры левого полушария). Исследование письма на уровне фразы: запоминание, понимание, связь семантики с сенсо-моторными компонентами. Ошибки: возможны ошибки логико-грамматические – замена предлогов, дефекты флексий (патология теменно-затылочных отделов мозга), возможны литеральные и вербальные параграфии (либо теменные, либо височные отделы)
|
3.7. АЛЕКСИЯ. ИССЛЕДОВАНИЕ ЧТЕНИЯ
Чтение тоже является сложным психическим процессом, который имеет связь как с речью, так и с разными формами восприятия (акустическое, зрительное, оптико-пространственное). Чтение в настоящее время рассматривается в психологии как целенаправленная деятельность, которая обеспечивает человека знаниями, воссоздает опыт, стимулирует развитие интеллектуальной деятельности, влияет на поведение, организовывает его, может и изменять, совершенствовать личность. Психологическое содержание чтения – это, прежде всего, процесс смыслового восприятия и понимания письменной речи. В реализации процесса чтения принимают участие такие ВПФ, как внимание, память, мышление. А.Р.Лурия писал, что чтение является не только процессом декодирования письменного сообщения, но оно и переводит зрительно-графические символы (буквы) в звуки и в артикуляции, т.е. в устную речь - импрессивную и экспрессивную. Психологическая структура чтения включает, по крайней мере, пять взаимодействующих звеньев: 1) звукобуквенный анализ и синтез; 2) смысловые догадки; 3) удержание информации; 4) понимание; 5) процесс контроля-сличения возникающих при чтении гипотез с написанными словами. Вся эта деятельность чтения может протекать лишь при наличии мотивов, потребностей, при соответствующей организации поведения. Сложность строения чтения ведет к тому, что у детей с нормальным развитием и здоровых детей чтение будет испытывать трудности по разным причинам, в зависимости от того, какое звено (звенья) в структуре чтения нарушено или не сформировано. Поскольку чтение относится и к речевым процессам, и к процессам восприятия, и к процессам целенаправленного поведения, то формы алексии будут разные, и факторы, лежащие в их основе, тоже разные. Известны 2 формы оптической алексии: 1) оптическая и 2) оптико-мнестическая. При первой форме чтение нарушается из-за дефектов зрительного восприятия букв и их сочетаний, особенно это касается букв, похожих по своей конфигурации (к - с, д - б и др.). В основе лежит нарушение образа буквы. Здесь есть два вида оптической алексии - литеральная, когда не узнаются отдельные буквы, и симультанная, когда отдельные буквы узнаются, а слитное их восприятие - нарушено. При оптико-мнестической алексии в основе лежат дефекты называния букв, но нарушено их называние из-за дефектов речевой организации восприятия буквы. Эти формы алексии идут в синдроме оптической и оптико-пространственной агнозии. Речевые формы алексии - эфферентно-моторная, афферентно-моторная, сенсорная - протекают в синдроме соответствующих форм афазии. Механизмы нарушения те же, что и у афазии: 1) нарушение кинестетической организации речи: нарушается плавность чтения, соединения букв в слоги, слогов - в слово, возникают персеверации; 2) в случае афферентно-моторной алексии в основе лежат дефекты кинестезий, у детей не сформированы соответствующие букве и звуку артикулемы; 3) при сенсорной алексии - нарушение речевого слуха, и прежде всего фонематического, ведет к нарушению чтения, и здесь часто возникает угадывающее чтение. Угадывающее чтение возникает и при поражении лобных систем мозга, ответственных за организацию, регуляцию поведения, за целенаправленность действий. Анализ ошибок может показать, в каких случаях угадывающее чтение сенсорного происхождения, а в каком - результат несформированности целенаправленной деятельности.
Тесты
|
Материал
|
Инструкция
|
Анализ симптомов (ошибок)
|
1
|
2
|
3
|
4
|
Идеограммное чтение
|
Имя, фамилия, город, в котором живет, имена близких людей
|
Прочитай все слова по одному; Найди среди этих слов такое же (дается слово: для чтения - имя, название города, реки и др.)
|
Идеограммное чтение чаще всего сохранно, оно не аналитическое. Нарушение чтения этих слов говорит о грубом поражении мозга в зависимости от ошибок и синдрома. Это может быть поражение височных либо теменно-затылочных отделов
|
Чтение букв разного шрифта
|
Буквы: печатные, рукописные, стилизованные.
|
Прочитай эти буквы, назови их.
|
Исследование оптического восприятия букв. Ошибки могут говорить о дисфункции затылочных или теменно-затылочных зон
|
Чтение слов: простых сложных
|
Лес, дом, мак, зерно,. дорога. Индустрия, мороженое, полковник.
|
Прочитай эти слова
|
Исследование чтения на уровне слов. Нарушение чтения отдельных букв иногда компенсируется при чтении слов, предложений
|
Чтение
- предложений;
- текста
|
Простые и сложные предложения. Короткий частотный текст
|
Прочитай эти слова.
|
Исследуются ошибки: литеральные и вербальные парафазии, персеверации, которые могут указать на механизмы нарушения и топику поражения мозга
|
Чтение про себя
|
Слова, предложения, тексты
|
Прочти про себя и найди соответствующую картинку.
|
При нарушении чтения вслух нередко сохраняется чтение-узнавание про себя. Сохранность внутреннего чтения говорит не об аналитическом, а целостном чтении, часто угадывающем. Такое чтение возможно при дисфункции нижне-теменных и верхне-височных зон коры левого полушария
|
|