Страница 3 из 15
3. МЕТОДИКА ДИАГНОСТИЧЕСКОГО НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИИ ДЕТЕЙ
3.1. Двигательная сфера У детей с задержкой психического развития (ЗПР) и другими проблемами нередко обнаруживается возрастная недостаточность развития моторики, различных видов движения: движения плохо координированы, носят неловкий и нечеткий характер, иногда движения нецелесообразны, много лишних ненужных движений, походка плохо координирована; снижены скорость и четкость, отсутствуют ритмика и плавность. Обследование двигательной сферы начинается с изучения нарушения или сохранности общих характеристик движений ребенка. Следует отмечать: а) общую подвижность, б) устойчивость и неустойчивость походки, в) координацию движений, г) скорость, д) плавность, е) переключаемость, ж) ритмику, з) умение двигаться под музыку. Затем исследуются предметно-бытовые и предметно-игровые навыки: а) спонтанные действия ребенка с предметами (в игровой деятельности); б) произвольные действия с предметами по речевой инструкции «возьми кубик», «поймай мяч», «посмотри в окно»; в) без речевой инструкции по подражанию. Затем исследуется произвольная форма разных видов праксиса. Тесты на выполнение предметных действий и их количество предлагаются с учетом возраста ребенка. Все тесты выполняются по показу и по подражанию. Дается вербальная инструкция, показывается нужное действие рук. В необходимых случаях дополнительно применяются пробы, либо облегчающие, либо затрудняющие выполнение теста, что позволяет уточнить механизм нарушения и найти зону ближайшего развития ребенка. Исследуются все виды праксиса – динамический, праксис позы, оральный, пространственный, конструктивный. Любое предметное действие может быть выполнено при условии, если с разных участков мозга поступают соответствующие импульсы в ответ на задачу - взять предмет, поднять или опустить руку и т.д. Каждый участок мозга вносит свое специфическое участие в организацию полноценного предметного действия. Эта функциональная система, состоящая из различных афферентаций, всегда направлена на выполнение задачи. Повреждение какого-либо участка мозга, или его недоразвитие ведут к нарушению всей функциональной системы и предметное действие нарушается, но всякий раз по-разному, и это зависит от того, какой участок мозга поражен. Последнее можно узнать, если проанализировать ошибки выполнения тестов. Праксис позы направлен на исследование кинестетических ощущений, участвующих в движениях, которые обеспечиваются теменными зонами коры головного мозга. Динамический праксис - исследуется динамическая организация действий, их последовательность, способность к переключению с одного действия (или элемента) на другое. Эта составляющая движения обеспечивается задне-лобными отделами коры левого полушария. Динамическую организацию движения обеспечивают и глубинные отделы мозга, которые отвечают за совместную работу обоих полушарий (мозолистое тело и др.). Для исследования состояния этих зон мозга используется тест на реципрокную координацию движений. Пространственный праксис - его исследование дает возможность судить о сохранности (или нарушении) пространственной и соматно-пространственной организации предметных действий, выполнение их в пространстве. Эта составляющая двигательного акта обеспечивается работой теменных и теменно-затылочных зон коры мозга и совместной деятельностью пространственного, слухового, вестибулярного анализаторов. В целом сложные пространственные действия обеспечиваются третичной зоной ТРО - височно-теменно-затылочной зоной. Исследование сохранности этого вида праксиса является очень важным, т.к. сохранность этой зоны необходима для формирования и реализации целого ряда важнейших ВПФ. Конструктивный праксис также направлен на исследование сформированности пространственного восприятия и оптико-пространственных действий (теменно-затылочные зоны мозга).
Тесты
|
Материал
|
Инструкция
|
Анализ симптомов (ошибок)
|
1
|
2
|
3
|
4
|
Праксис позы – кисти рук
|
Тест на кинестетическую организацию предметных действий. Вытянуть вперед 2-ой и 5-ый пальцы (коза), 2-ой и 3-ий (ножницы). По словесной инструкции – «вытяни 2-й и 5-й пальцы» и т.д. 2-ой палец. Сделать кольцо из 1-го и каждого следующего пальца
|
По образцу – «делай, как я». По словесной инструкции «вытяни 2-й и 5-й пальцы» и т.д.
|
Первичные ошибки – не дифференцируются 1-ый и 5-ый пальцы, трудности при попытке сделать кольцо, поиски поз, перебор пальцев в поисках нужной позы, ухудшение выполнения проб с закрытыми глазами и др. – говорят о дисфункции кинестетического анализатора, теменных отделов мозга
|
Динамический праксис
|
Тест на динамическую организацию двигательного акта:
- Кулак-ребро-ладонь;
- Ладонь-кулак-ребро (повторить 2 р.), затем ребро-ладонь-кулак;
- Последовательное касание стола
1-ым, а затем 2-ым пальцем; 1-ым, а затем 5-ым пальцем; (1-2, 1-5) и т.д., и так менять позы несколько раз
|
По образцу: «Посмотри, как делаю я, и повтори». По словесной инструкции «Сделай кулак-ребро-ладонь» и т.д. Слушай меня и делай так, как я говорю: 1-ый палец, затем 2-ой палец. Теперь убери его; 1-ый палец – 5-ый, 1-ый – 2-ой палец, 1-ый – 5-ый …»
|
Первичные ошибки:
- персеверации;
- трудности переключения с одного элемента на другой;
- замедленность выполнения действий;
- трудности заполнения программы (путание последовательности движений внутри серии) и др.
|
Графическая проба "забор"
|
Продолжай рисовать "забор" по образцу, не отрывая руки
|
В графической пробе может инертно повторяться один из элементов, трудности переключения с одного элемента на другой, персеверации. Оттоки в этих двух тестах говорят об инертности в двигательной сфере и о заинтересованности в патологии задне-лобных отделов левого полушария мозга
|
Реципрокная координация
|
Тест на динамическую организацию двигательного акта. Смена рук с одновременным сжиманием одной кисти в кулак и разжиманием кулака другой кисти
|
"Делай, как я" положить кисти рук ладонями вниз, попеременно сжимать в кулак одну руку, при этом разжимать другую, менять позы (кулак-ладонь). Обязательно одновременное и плавное переключение
|
Исследуется динамическая организация движений, но протекающая на более низком уровне строения мозга - это поражение мозолистого тела или парасагитальных отделов мозга. При этой локализации поражения мозга распадается координированное движение рук
|
1
|
2
|
3
|
4
|
Простран-ственный праксис
|
Тест на пространственную и сомато-пространственную opганизацию движения рук. Пробы Хэда. Одноручные пробы: 1) кисть руки к подбородку, пальцами касаясь подбородка; 2) пальцами наружу. Двуручные пробы: кисть накладывается тыльной стороной на тыльную сторону кисти другой руки; 3) к вертикально стоящей ладони одной руки приставить перпендикулярно - ладонь другой руки, смена рук
|
По образцу: "Делай, как я"
|
Ошибки: 1) Замена правой руки на левую. 2) Ошибки пространственного расположения рук. 3) Путание левой и правой стороны и др. - связаны с дефектами движений рук в пространстве, с нарушением пространственного гнозиса; дисфункция теменно-затылочных отделов
|
Констуктив-ный праксис
|
Тест на исследование пространственного гнозиса, восприятия пространства
- Копирование фигур, сделанных из палочек, спичек педагогом в том же пространственном расположении;
- Копирование геометрических рисунков (пространственно ориентированных)
|
По образцу
|
Ошибки пространственного характера: ребенок неправильно располагает палочки внутри фигуры, путая правое и левое, низ и верх, иногда не может воспроизвести всю фигуру. Это может говорить о недоразвитии затылочных и теменно-затылочных отделов мозга
|
Оральный праксис
|
Артикуляторный аппарат - губы, язык: 1) надуть щёки; 2) оскалить зубы; 3) поцокать языком; 4) вытянуть язык; 5) вытянуть губы в трубочку; 6) подудеть, посвистеть
|
По образцу: те же или другие движения по речевой инструкции: "надуй щёки", "посвисти", и др.
|
Элементы оральной апраксии встречаются при поражении нижних отделов сенсо-моторной зоны и теменно-височных отделов, прилегающих к ней
|
Символичес-кий праксис
|
1) Погрозить; 2) попрощаться (рукой); 3) сдуть пушинку с ладони; 4) поздороваться; 5) поаплодировать и др.
|
По образцу
|
Исследуется непроизвольный, семантический уровень действий, действий ритуальных. Исследуется подкорковый уровень двигательного анализатора
|
|
3.2. Познавательные процессы. Восприятие 3.2.1. Зрительный гнозис (восприятие - образы - представления)
Тесты
|
Материал
|
Инструкция
|
Анализ симптомов
|
1
|
2
|
3
|
4
|
Выбор картин-ки по слову- наименованию
|
- Реальные предметы.
- Предметные
картинки.
|
"Найди, где тетрадь, где медведь" и т.д.
|
Исследуется восприятие и узнавание предметов, организация восприятия словом (речью). Ошибки могут говорить о возможной дисфункции средне-височных отделов левого полушария
|
Называние
|
- Контурные изображения.
- Перечеркнутые изображения.
- Конфликтные фигуры ("кентавры").
|
"Что здесь нарисовано - назови".
|
Если предыдущая проба на простое узнавание выполнена, то следует перейти к сенсибилизированной пробе (контурные, перечеркнутые предметы и др.); исследуется вычленение существенных признаков предмета
|
Выбор из 3-х предметных картинок
|
Корова, лошадь, тигр; медведь, свинья, баран
|
"Найти такой же пред-мет" (даётся картинка, задача - узнать и выбрать такую же)
|
Исследуется точность и дифференцированность восприятия предметов, их значение. Ошибки в выполнении возможны при дисфункции затылочных и лобных отделов мозга
|
Выбор частей целого
|
|
"Найти элементы, из которых состоит это животное"
|
Исследуется дифференцированное восприятий, вычленение сущест-венных признаков, процесс сравнения, целостный образ-представле-ние предмета - средне-височные отделы левого полушария, затылочные и лобные зоны мозга
|
Опознавание и выбор букв, цифр, геометрических фигур
|
Буквы, цифры, геометрические фигуры
|
Дается 1 буква (гео-метрическая фигура), задача - выбрать такую же - из имеющихся трех. «Найди такую же среди этих трех букв»
|
Исследуется сохранность (несохранность) перцепторногр образа и образа-представления. Ошибки опознания предметов идут за счет дисфункции затылочных отделов, которая ведет к предметной агнозии. Однако эти же ошибки могут допускать дети с дисфункцией лобных систем мозга, т.к. у них отсутствует аналитическое поведение, которое есть у детей с первичной агнозией. Они не вычленяют существенных признаков объекта и делают заключение о предмете по одному случайному признаку
|
Копирование фигур
|
Геометрические фигуры, буквы, цифры. Предметы - яблоко, огурец
|
«Срисуй то, что видишь. Старайся срисовать точно»
|
Исследуется восприятие и воспроизведение символических и бытовых фигур, часто встречающихся предметов. Исследуется сформированность (нарушения) зрительного восприятия и образов-представлений. Важно отметить, имеется ли разница в ошибках при выполнении 1-го и 2-го заданий (предметный и символический уровни)
|
1
|
2
|
3
|
4
|
Рисование по слову
|
Предметы: яблоко, стол, мама, папа
|
«Нарисуй яблоко. Постарайся нарисовать хорошо и точно"
|
Исследуется связь предметных образов со словом, зрительно-моторная и семантическая связи
|
Дорисовывание до целого
|
Недорисованные предметы, предметные картинки с недостающими элементами
|
"Посмотри, узнаешь этот предмет? Дорисуй его". (Если ребенок не узнал, то надо назвать). «Это пальто, дорисуй его" и т.д.
|
Исследуются сохранности конкретных предметных образов-представлений и образов-восприятий. Ошибки возможны при дисфункции или поражении затылочных отделов мозга или зоны ТРО
|
Дорисовывание предметных изображений
|
Рисунки предметов (стол без ножки, чайник без ручки и др.)
|
"Это что такое? Дорисуй, чего здесь не хватает. Дорисуй этот предмет до целого"
|
Исследуется сохранность (нарушение) пространственного восприятия предмета и образа предмета. Ошибки могут говорить о поражении (или дисфункции) теменных или теменно-затылочных зон
|
Определение недостающих элементов
|
Картинки с недостающими элементами
|
"Скажи, чего здесь не хватает. Найди среди этих картинок"
|
То же
|
Дорисовывание до любого предмета
|
Различные метрические и геометрические и другие фигуры
|
"Дорисуй до любого предмета. Представь себе его и рисуй все, что хочешь. Постарайся нарисовать побольше предметов"
|
Исследуются сохранность объема образов, их динамики, богатства, в целом – воображения. Нарушение этого вида деятельности возможно при дисфункции затылочных отделов мозга, зоны ТРО и лобных отделов мозга. Следует провести точный дифференцированный анализ ошибок и поведения ребенка при выполнении этой пробы и только на этой основе ставить топический диагноз
|
3.2.2. Тактильный гнозис
Тесты
|
Материал
|
Инструкция
|
Анализ симптомов (ошибок)
|
1
|
2
|
3
|
4
|
Тактильное опознание: ощупывание предмета с закрытыми глазами
|
Ключ, часы, скрепка, монета и др.
|
"Закрой глаза, я положу тебе в руку предмет. Ты сожми руку и назови его, или, не раскрывая руки, найди этот предмет среди предметов, которые лежат на столе"
|
Исследуется тактильный гнозис, узнавание предметов по кожно-кинестетическому ощущению. Ошибки опознания могут говорить о дисфункции зоны кожно-кинестетического анализатора, о дисфункции теменных отделов мозга
|
|