На главную Документация школьного психолога Информация школьному психологу Диагностика различных степеней интеллектуальной недостаточности, нарушений школьных навыков и других отклонений в психофизическом развитии учащихся - Методика диагностического нейропсихологического обследовании детей
Диагностика различных степеней интеллектуальной недостаточности, нарушений школьных навыков и других отклонений в психофизическом развитии учащихся - Методика диагностического нейропсихологического обследовании детей
Документация школьного психолога - Информация школьному психологу
Индекс материала
Диагностика различных степеней интеллектуальной недостаточности, нарушений школьных навыков и других отклонений в психофизическом развитии учащихся
Методы психолого-педагогического исследования детей с нарушениями интеллектуального развития
Методика диагностического нейропсихологического обследовании детей
Зрительно-пространственный гнозис
Сомато-пространственный гнозис
Общая память
Слухо-речевая память
Зрительно-предметная память
Внимание
Речь и речевые процессы
Экспрессивная речь
Импрессивная речь
Аграфия. Исследование письма
Интеллектуальная деятельность
СЛОВАРЬ медицинских терминов, встречающихся в пособии
Все страницы


 

3. МЕТОДИКА ДИАГНОСТИЧЕСКОГО НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИИ ДЕТЕЙ

3.1. Двигательная сфера
У детей с задержкой психического развития (ЗПР) и другими проблемами нередко обнаруживается возрастная недостаточность развития моторики, различных видов движения: движения плохо координированы, носят неловкий и нечеткий характер, иногда движения нецелесообразны, много лишних ненужных движений, походка плохо координирована; снижены скорость и четкость, отсутствуют ритмика и плавность. Обследование двигательной сферы начинается с изучения нарушения или сохранности общих характеристик движений ребенка. Следует отмечать: а) общую подвижность, б) устойчивость и неустойчивость походки, в) координацию движений, г) скорость, д) плавность, е) переключаемость, ж) ритмику, з) умение двигаться под музыку. Затем исследуются предметно-бытовые и предметно-игровые навыки: а) спонтанные действия ребенка с предметами (в игровой деятельности); б) произвольные действия с предметами по речевой инструкции «возьми кубик», «поймай мяч», «посмотри в окно»; в) без речевой инструкции по подражанию. Затем исследуется произвольная форма разных видов праксиса. Тесты на выполнение предметных действий и их количество предлагаются с учетом возраста ребенка. Все тесты выполняются по показу и по подражанию. Дается вербальная инструкция, показывается нужное действие рук. В необходимых случаях дополнительно применяются пробы, либо облегчающие, либо затрудняющие выполнение теста, что позволяет уточнить механизм нарушения и найти зону ближайшего развития ребенка.
Исследуются все виды праксиса – динамический, праксис позы, оральный, пространственный, конструктивный. Любое предметное действие может быть выполнено при условии, если с разных участков мозга поступают соответствующие импульсы в ответ на задачу - взять предмет, поднять или опустить руку и т.д. Каждый участок мозга вносит свое специфическое участие в организацию полноценного предметного действия. Эта функциональная система, состоящая из различных афферентаций, всегда направлена на выполнение задачи. Повреждение какого-либо участка мозга, или его недоразвитие ведут к нарушению всей функциональной системы и предметное действие нарушается, но всякий раз по-разному, и это зависит от того, какой участок мозга поражен. Последнее можно узнать, если проанализировать ошибки выполнения тестов.
Праксис позы направлен на исследование кинестетических ощущений, участвующих в движениях, которые обеспечиваются теменными зонами коры головного мозга.
Динамический праксис - исследуется динамическая организация действий, их последовательность, способность к переключению с одного действия (или элемента) на другое. Эта составляющая движения обеспечивается задне-лобными отделами коры левого полушария. Динамическую организацию движения обеспечивают и глубинные отделы мозга, которые отвечают за совместную работу обоих полушарий (мозолистое тело и др.). Для исследования состояния этих зон мозга используется тест на реципрокную координацию движений.
Пространственный праксис - его исследование дает возможность судить о сохранности (или нарушении) пространственной и соматно-пространственной организации предметных действий, выполнение их в пространстве. Эта составляющая двигательного акта обеспечивается работой теменных и теменно-затылочных зон коры мозга и совместной деятельностью пространственного, слухового, вестибулярного анализаторов. В целом сложные пространственные действия обеспечиваются третичной зоной ТРО - височно-теменно-затылочной зоной. Исследование сохранности этого вида праксиса является очень важным, т.к. сохранность этой зоны необходима для формирования и реализации целого ряда важнейших ВПФ.
Конструктивный праксис также направлен на исследование сформированности пространственного восприятия и оптико-пространственных действий (теменно-затылочные зоны мозга).

 

Тесты

Материал

Инструкция

Анализ симптомов (ошибок)

1

2

3

4

Праксис позы – кисти рук

Тест на кинестетическую организацию предметных действий. Вытянуть вперед 2-ой и 5-ый пальцы (коза), 2-ой и 3-ий (ножницы).
По словесной инструкции –
«вытяни 2-й и 5-й пальцы» и т.д.
2-ой палец. Сделать кольцо из 1-го и каждого следующего пальца

По образцу – «делай, как я».
По словесной инструкции «вытяни 2-й и 5-й пальцы» и т.д.

Первичные ошибки – не дифференцируются 1-ый и 5-ый пальцы, трудности при попытке сделать кольцо, поиски поз, перебор пальцев в поисках нужной позы, ухудшение выполнения проб с закрытыми глазами и др. – говорят о дисфункции кинестетического анализатора, теменных отделов мозга

Динамический праксис

Тест на динамическую организацию двигательного акта:

  1. Кулак-ребро-ладонь;
  2. Ладонь-кулак-ребро (повторить 2 р.), затем ребро-ладонь-кулак;
  3. Последовательное касание стола
    1-ым, а затем 2-ым пальцем; 1-ым, а затем 5-ым пальцем; (1-2, 1-5) и т.д., и так менять позы несколько раз

По образцу: «Посмотри, как делаю я, и повтори».
По словесной инструкции «Сделай кулак-ребро-ладонь» и т.д. Слушай меня и делай так, как я говорю: 1-ый палец, затем 2-ой палец. Теперь убери его;
1-ый палец – 5-ый,
1-ый – 2-ой палец,
1-ый – 5-ый …»

Первичные ошибки:

  1. персеверации;
  2. трудности переключения с одного элемента на другой;
  3. замедленность выполнения действий;
  4. трудности заполнения программы (путание последовательности движений внутри серии) и др.

Графическая проба "забор"

Продолжай рисовать "забор" по образцу, не отрывая руки

В графической пробе может инертно повторяться один из элементов, трудности переключения с одного элемента на другой, персеверации. Оттоки в этих двух тестах говорят об инертности в двигательной сфере и о заинтересованности в патологии задне-лобных отделов левого полушария мозга

Реципрокная координация

Тест на динамическую организацию двигательного акта.
Смена рук с одновременным сжиманием одной кисти в кулак и разжиманием кулака другой кисти

"Делай, как я" положить кисти рук ладонями вниз, попеременно сжимать в кулак одну руку, при этом разжимать другую, менять позы (кулак-ладонь). Обязательно одновременное и плавное переключение

Исследуется динамическая организация движений, но протекающая на более низком уровне строения мозга - это поражение мозолистого тела или парасагитальных отделов мозга. При этой локализации поражения мозга распадается координированное движение рук

1

2

3

4

Простран-ственный праксис

Тест на пространственную и сомато-пространственную opганизацию движения рук. Пробы Хэда. Одноручные пробы:
1) кисть руки к подбородку, пальцами касаясь подбородка;
2) пальцами наружу. Двуручные пробы: кисть накладывается тыльной стороной на тыльную сторону кисти другой руки;
3) к вертикально стоящей ладони одной руки приставить перпендикулярно - ладонь другой руки, смена рук

По образцу: "Делай, как я"

Ошибки:
1) Замена правой руки на левую.
2) Ошибки пространственного
расположения рук.
3) Путание левой и правой стороны и др. - связаны с дефектами движений рук в пространстве, с нарушением пространственного гнозиса; дисфункция теменно-затылочных отделов

Констуктив-ный праксис

Тест на исследование пространственного гнозиса, восприятия пространства

  1. Копирование фигур, сделанных из палочек, спичек педагогом в том же пространственном расположении;
  2. Копирование геометрических рисунков (пространственно ориентированных)

По образцу

Ошибки пространственного характера: ребенок неправильно располагает палочки внутри фигуры, путая правое и левое, низ и верх, иногда не может воспроизвести всю фигуру. Это может говорить о недоразвитии затылочных и теменно-затылочных отделов мозга

Оральный праксис

Артикуляторный аппарат - губы, язык:
1) надуть щёки;
2) оскалить зубы;
3) поцокать языком;
4) вытянуть язык;
5) вытянуть губы в трубочку; 6) подудеть, посвистеть

По образцу: те же или другие движения по речевой инструкции: "надуй щёки", "посвисти", и др.

Элементы оральной апраксии встречаются при поражении нижних отделов сенсо-моторной зоны и теменно-височных отделов, прилегающих к ней

Символичес-кий праксис

1) Погрозить;
2) попрощаться (рукой);
3) сдуть пушинку с ладони; 4) поздороваться;
5) поаплодировать и др.

По образцу

Исследуется непроизвольный, семантический уровень действий, действий ритуальных. Исследуется подкорковый уровень двигательного анализатора

 

3.2. Познавательные процессы. Восприятие

3.2.1. Зрительный гнозис (восприятие - образы - представления)

Тесты

Материал

Инструкция

Анализ симптомов

1

2

3

4

Выбор картин-ки по слову- наименованию
  1. Реальные предметы.
  2. Предметные

картинки.

"Найди, где тетрадь, где медведь" и т.д.

Исследуется восприятие и узнавание предметов, организация восприятия словом (речью). Ошибки могут говорить о возможной дисфункции средне-височных отделов левого полушария

Называние

  1. Контурные изображения.
  2. Перечеркнутые изображения.
  3. Конфликтные фигуры ("кентавры").

"Что здесь нарисовано - назови".

Если предыдущая проба на простое узнавание выполнена, то следует перейти к сенсибилизированной пробе (контурные, перечеркнутые предметы и др.); исследуется вычленение существенных признаков предмета

Выбор из 3-х предметных картинок

Корова, лошадь, тигр;
медведь, свинья, баран

"Найти такой же пред-мет" (даётся картинка, задача - узнать и выбрать такую же)

Исследуется точность и дифференцированность восприятия предметов, их значение. Ошибки в выполнении возможны при дисфункции затылочных и лобных отделов мозга

Выбор частей целого

 

"Найти элементы, из которых состоит это животное"

Исследуется дифференцированное восприятий, вычленение сущест-венных признаков, процесс сравнения, целостный образ-представле-ние предмета - средне-височные отделы левого полушария, затылочные и лобные зоны мозга

Опознавание и выбор букв, цифр, геометрических фигур

Буквы, цифры, геометрические фигуры

Дается 1 буква (гео-метрическая фигура), задача - выбрать такую же - из имеющихся трех. «Найди такую же среди этих трех букв»

Исследуется сохранность (несохранность) перцепторногр образа и образа-представления. Ошибки опознания предметов идут за счет дисфункции затылочных отделов, которая ведет к предметной агнозии. Однако эти же ошибки могут допускать дети с дисфункцией лобных систем мозга, т.к. у них отсутствует аналитическое поведение, которое есть у детей с первичной агнозией. Они не вычленяют существенных признаков объекта и делают заключение о предмете по одному случайному признаку

Копирование фигур

Геометрические фигуры, буквы, цифры. Предметы - яблоко, огурец

«Срисуй то, что видишь. Старайся срисовать точно»

Исследуется восприятие и воспроизведение символических и бытовых фигур, часто встречающихся предметов. Исследуется сформированность (нарушения) зрительного восприятия и образов-представлений. Важно отметить, имеется ли разница в ошибках при выполнении 1-го и 2-го заданий (предметный и символический уровни)

 

1

2

3

4

Рисование по слову

Предметы: яблоко, стол, мама, папа

«Нарисуй яблоко. Постарайся нарисовать хорошо и точно"

Исследуется связь предметных образов со словом, зрительно-моторная и семантическая связи

Дорисовывание до целого

Недорисованные предметы, предметные картинки с недостающими элементами

"Посмотри, узнаешь этот предмет? Дорисуй его". (Если ребенок не узнал, то надо назвать). «Это пальто, дорисуй его" и т.д.

Исследуются сохранности конкретных предметных образов-представлений и образов-восприятий. Ошибки возможны при дисфункции или поражении затылочных отделов мозга или зоны ТРО

Дорисовывание предметных изображений

Рисунки предметов (стол без ножки, чайник без ручки и др.)

"Это что такое? Дорисуй, чего здесь не хватает. Дорисуй этот предмет до целого"

Исследуется сохранность (нарушение) пространственного восприятия предмета и образа предмета. Ошибки могут говорить о поражении (или дисфункции) теменных или теменно-затылочных зон

Определение недостающих элементов

Картинки с недостающими элементами

"Скажи, чего здесь не хватает. Найди среди этих картинок"

То же

Дорисовывание до любого предмета

Различные метрические и геометрические и другие фигуры

"Дорисуй до любого предмета. Представь себе его и рисуй все, что хочешь. Постарайся нарисовать побольше предметов"

Исследуются сохранность объема образов, их динамики, богатства, в целом – воображения. Нарушение этого вида деятельности возможно при дисфункции затылочных отделов мозга, зоны ТРО и лобных отделов мозга. Следует провести точный дифференцированный анализ ошибок и поведения ребенка при выполнении этой пробы и только на этой основе ставить топический диагноз

3.2.2. Тактильный гнозис

Тесты

Материал

Инструкция

Анализ симптомов (ошибок)

1

2

3

4

Тактильное опознание: ощупывание предмета с закрытыми глазами

Ключ, часы, скрепка, монета и др.

"Закрой глаза, я положу тебе в руку предмет. Ты сожми руку и назови его, или, не раскрывая руки, найди этот предмет среди предметов, которые лежат на столе"

Исследуется тактильный гнозис, узнавание предметов по кожно-кинестетическому ощущению. Ошибки опознания могут говорить о дисфункции зоны кожно-кинестетического анализатора, о дисфункции теменных отделов мозга



 

Поиск

Яндекс.Метрика
Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.