На главную
Психология лидерства
Лекции и практикум по психологии - Разное по психологии

1.1. Структура личности

В психологию слово «личность» пришло из общеупотребительной лексики. При этом в науке оно обрело несколько иной смысл. В широком обиходе слово «личность» часто используют для характеристики «лица» человека. Вероятно, отсюда и происхождение слова «личность» (лик, личина). Фраза «установить личность» в большей мере означает установление поверхностных характеристик человека: Ф. И. О., внешний вид, возраст, род занятий, семейное положение и т.п. Сюда можно отнести и те психологические характеристики, которые налицо: спокойный или раздражительный, молчаливый или разговорчивый и т.д.

 
Методика Пиктограмма
Психодиагностика психолога в школе - Диагностика интеллектуального развития

История и источники методики, направленность

Методика Пиктограмма предложена А.Р. Лурия (по другим данным - Л.С. Выготским и также разрабатывалась Г.В. Биренбаум) в первой половине XX века для изучения опосредствованного запоминания. В дальнейшем применялась для исследования мышления (С.В. Лонгинова), эмоций, личностных характеристик, т.е. использовался и проективный компонент методики. Наиболее разработанные варианты оценок выполнения методики представлены в пособиях С.Я. Рубинштейн и Б.Г. Херсонского [6,14,17]. В детской клинической психологии применяется, с учетом возрастных особенностей развития памяти (возможности опосредования). В пособии приводится описание для оценки памяти.

 
Парные ассоциации
Психодиагностика психолога в школе - Диагностика интеллектуального развития

Истории и источники методики, направленность. Методика парные ассоциации предложена В.П. Критской (Критская, Савина, 19X2) на основе метода парных ассоциаций М. Калкинс (9, 20]. Методика представляет собой два набора но 10 пар слов, имеющих разную степень ассоциативной связи. Первый набор пар имеет сильные ассоциативные связи, доминирующие по частоте использовании (например, «лампа - свет», «день - ночь»). Второй набор имеет более слабые ассоциации (например, «цветок - вода»), а также дополни тельную трудность - возможность установления ассоциации первого слова из одной нары со вторым словом другой пары (например, слово «цветок» из пары «цветок вода» могло вызвать ответ «корень» из другой пары «куст корень»).
Возрастной диапазон: от 6 лет. Как показывает практика применения методики, начиная с 15 лет практически все испытуемые (в норме) выполняют первый набор максимально хорошо (можно говорить об «эффекте потолка») .

 
2 группы по 3 слова
Психодиагностика психолога в школе - Диагностика интеллектуального развития

История и источники методики, направленность. Методика «Проба две группы по три слова» (Лурия А.Р.). Проба направлена на исследование слухоречевой памяти в условиях интерферирующего воздействия (Лурия А.Р., 1974, Симерницкая Э.Г., 1990, Цветкова Л.С. 2000, Нейропсихологическая диагностика детей, Микадзе Ю. В и др. 1997) [8]. Исследуется влияние гетерогенной и гомогенной интерференции на продуктивность запоминания, выявляется наличие или отсутствие повышенной тормозимости (ретро- и/или проактивное торможение) следов в слухоречевой памяти, сужение объема непосредственного и отсроченного запоминания. В предлагаемой методике гомогенной интерферирующей задачей является запоминание второй группы слов. Гетерогенной задачей является любая другая деятельность (например, задания на восприятие или внимание, счет до 10 в прямом и обратном направлении - методика на исследование автоматизированной и деавтоматизированной речи и др.), которая совершается в промежутке между запоминанием и отсроченным воспроизведением групп слов. Процедура проведения пробы построена таким образом, чтобы присутствовали и гомогенная и гетерогенная интерференция.

 
Тест на память 10 слов
Психодиагностика психолога в школе - Диагностика интеллектуального развития

История и источники методики, направленность. Методика 10 слов (заучивание десяти слов), предложенная А.Р.Лурией, давно стала классической и по праву востребована в практической психодиагностике и сегодня. Она направлена на исследование произвольной слухоречевой памяти. С момента своего создания методика претерпела немало модификаций. В данном пособии мы описываем ее практически в «классическом» виде, в котором она до сих нор используется в медицинской психологии 16,9,14 и др..
Возрастной диапазон: от 6 лет.

 
<< Первая < Предыдущая 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Следующая > Последняя >>

Страница 7 из 524

Поиск

Яндекс.Метрика
Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.