На главную
Обучение и развитие: некоторые дидактические концепции
Лекции и практикум по психологии - Педагогическая психология

Теория поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина

Основное положение теории - идея о принципиальной общности строения внутренней и внешней деятельности человека. Умственное развитие, как и усвоение знаний, навыков, умений, происходит путем интериоризации, т.е. поэтапным переходом материальной (внешней) деятельности во внутренний умственный план. Согласно этой идее качество приобретаемых знаний, навыков и умений, понятий, развитие умственных способностей зависят от правильности создания ориентировочной основы деятельности – текстуально или графически оформленном модели изучаемого действия и системы условий его успешного выполнения. В процессе обучения принципиально новым знаниям, практическим навыкам теория поэтапного формирования умственных действии выделяет несколько этапов:

 
Развитие в возрастных периодах: основные характеристики
Лекции и практикум по психологии - Возрастная психология

Развитие в период младенчества

Младенчество (период от рождения до года). На первых этапах когнитивного развития прежде всего происходит развитие тех процессов, которые обеспечивают контакт человека с внешней средой через наглядные образы. Сразу после рождения у ребенка более развитой оказывается кожная чувствительность, достаточно высоко развита вкусовая и обонятельная чувствительность. Развитие зрения и слуха происходит постепенно в течение всего периода младенчества.
После 6-ти месяцев жизни у ребенка появляются элементы настоящего речевого общения.

 
Психология воспитания
Лекции и практикум по психологии - Педагогическая психология

Сущность воспитания

Исходное значение слова «воспитание» обусловлено корневой частью слова: «воспитание» – это вскармливание, питание ребенка, не приспособленного к жизни и совершенно беспомощного при рождении.
В процессе становления психолого-педагогической науки не сложилось однозначного понимания термина «воспитание». Приведем некоторые трактовки. Воспитание – целенаправленное управление процессом социального развития личности через включение ребенка в различные виды социальных отношений в учебе, общении, игре, практической деятельности. Воспитание – это целенаправленная, содержательная профессиональная деятельность педагога, содействующая максимальному развитию личности ребенка, вхождению ребенка в контекст современной культуры, становлению его как субъекта и стратега собственной жизни, достойной человека; процесс целенаправленного формирования личности в условиях специально организованной системы, обеспечивающей взаимодействие воспитателей и воспитуемых [39].

 
Психологические основы педагогической деятельности
Лекции и практикум по психологии - Педагогическая психология

Сущность педагогической деятельности

Профессия учителя и педагога – одна из древнейших. В ней аккумулирован тысячелетний опыт преемственности поколений. По сути, педагог – это связующее звено между поколениями, носитель общественно-исторического опыта.

Общественно-культурная целостность народа, цивилизации в целом, преемственность поколений во многом обусловлены ролью Школы – Учителя. В меняющемся мире профессий, общее количество которых насчитывает несколько десятков тысяч, профессия Учителя остается неизменной, хотя ее содержание, условия труда, количественный и качественный состав меняются. Так, в настоящее время обращает на себя внимание факт феминизации профессии педагога во всем мире и особенно в России, где женщин-учителей более 80 %, что не может не сказаться на характере воспитания детей.

 
Характеристики и предметное содержание учебной деятельности
Лекции и практикум по психологии - Педагогическая психология

Обучение можно охарактеризовать как процесс активного взаимодействия между обучающим и обучаемым, в результате которого у обучаемого формируются определенные знания и умения на основе его собственной активности. Педагог создает для активности обучаемого необходимые условия, направляет ее, контролирует, предоставляет нужные средства и информацию. В педагогической психологии обучение - это качественное изменение всего внутреннего мира, всей психики и личности ученика. В процессе обучения происходит познание как постижение действительности и приобретение знаний. Результатами познания являются:
- обыденное знание, формирующееся в повседневном опыте, на основе которого отражаются, главным образом, внешние стороны и связи окружающей действительности;
- научное знание, представляющее собой систематизированные, обобщенные разряды знаний, формирование которых основано не только на опытных, эмпирических, но и на теоретических формах отражения мира и закономерностей его развития.

 
<< Первая < Предыдущая 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Следующая > Последняя >>

Страница 7 из 506

Поиск

Яндекс.Метрика
Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.