На главную
Личностный адаптационный потенциал
Лекции и практикум по психологии - Общая психология

4.1. Личность и адаптация

Личность и адаптация многими авторами рассматриваются в тесной взаимосвязи.
Так, например, Б.С. Братусь рассматривал личность как психологическое орудие формирования и самосовершенствования человека. Исходя из этого, личность также выступает в роли психологического средства, обеспечивающего в том числе адаптационные процессы. Сходной точки зрения, а именно, что личность и её структуры во многом обеспечивают адаптацию, придерживался и В.А. Богданов.
Вообще многими авторами рассматривается проблема становления личности через преодоление препятствий. И в свете этого становится очевидна взаимосвязь личности и адаптации. С одной стороны, человек, адаптируясь, преодолевая препятствия, как бы воспитывает себя, свою личность. С другой стороны, по всей видимости, определенные личностные качества могут помогать в преодолении этих препятствий.

 
Механизмы и стадии адаптации
Лекции и практикум по психологии - Общая психология

3.1. Механизмы адаптации

К сожалению, до сих пор в науке нет единого мнения по поводу того, как протекает адаптация, хотя и можно найти общие точки соприкосновения в существующих концепциях.
Начиная с работ К. Бернара, адаптация рассматривается как совокупность динамических образований, как соотношение между неравновесными системами.
И, пожалуй, эта мысль об обеспечении адаптации путем взаимодействия нескольких систем присутствует в работе большинства ученых.
Ю.А. Александровский отмечает, что система психической адаптации динамична и всегда находится в развитии. Уровень развития адаптационных способностей человека, по Ю.А. Александровскому, формируется в течение жизни и определяется различными факторами: особенностями личности, объемом и характером приобретенных знаний, направленностью интересов, своеобразием эмоциональноволевых качеств, моральных установок.

 
Понятие «адаптация»
Лекции и практикум по психологии - Общая психология

1.1. Общее понятие об адаптации

Термин «адаптация» можно отнести к общенаучным понятиям. Это понятие встречается в разных науках, затрагивая естественные, технические и общественные науки, в связи с этим существует множество определений. Для примера приведем лишь некоторые из них.
Адаптация - приспособление организма к изменяющимся внешним условиям.
Адаптация - приспособление строения и функций организма, его органов и клеток к условиям среды.
Адаптация - приспособление органов чувств к особенностям воздействующих стимулов для их оптимального восприятия и предохранения рецепторов от перегрузки.

 
История изучения адаптации человека
Лекции и практикум по психологии - Общая психология

2.1. Изучение адаптации человека в философии

Еще Г. Эбингауз говорил, что «психология имеет очень короткую историю, но длинную предысторию». И это высказывание можно спроецировать фактически на любое явление, рассматриваемое в психологической науке. Так и термин «адаптация» был введен в психологию только в XX в., но данная проблема беспокоила умы ученых задолго до этого. Поэтому целесообразно начать рассмотрение проблемы адаптации человека с истории данного вопроса, в том числе его философских аспектов. Часто в качестве синонима понятия «адаптация» выступает понятие «приспособление». А вопрос приспособления человека к окружающей действительности, к миру волновала человека, наверное, во все времена.

 
Практическая психология в отечественном образовании 2019: настоящее и будущее
Лекции и практикум по психологии - Конференции и доклады по психологии

В 2017-2018 годах произошло несколько значимых для развития практической психологии образования событий, которые трудно переоценить:
1) утверждена «Концепция развития психологической службы в системе образования в Российской Федерации на период до 2025 года»;
2) подготовлены Проекты документов, в которых реализуются основные положения Концепции (Проект «Положения о Психологической Службе в системе образования РФ» – 31.11. 2018 и Проект Приказа Министра просвещения «О главных внештатных педагогах-психологах в системе образования Российской Федерации») (Свое мнение по поводу текстов Концепции и Проекта Положения я постарался в общем плане обозначить: см. Пахальян В.Э. О концепции развития психологической службы в образовании // Психологическая газета 11 мая 2018 и Пахальян В.Э. Служба практической психологии в системе образования: еще есть время остановиться. // Психологическая газета 19 января 2019)

 
<< Первая < Предыдущая 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Следующая > Последняя >>

Страница 4 из 524

Поиск

Яндекс.Метрика
Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.