На главную
Концептуальная модель детской одаренности и ее проекция на социально-педагогическую практику
Лекции и практикум по психологии - Конференции и доклады по психологии

(А. И. Савенков)

Для исследователей и практиков образования, работающих с проблематикой детской одаренности, фундаментальной, требующей первоочередного решения является концепция одаренности. Прежде чем решать вопрос о том, как проводить диагностику одаренности, как построить прогноз эволюции потенциала личности ребенка, на каких основах разрабатывать процесс развития в образовательной среде, надо определить, что следует именовать одаренностью.
В этой связи важно понимать, что главное отличие взгляда ученого от представлений обывателя на ту или иную психологическую проблему обусловлено тем, что ученый вправе пользоваться только инструментальными понятиями. Теория одаренности, как все психологические теории, является не субстанциональной, а операциональной (М. Бунге, В.Н. Дружинин и др.).

 
О понятиях «творчество» и «одаренность»: методологический подход
Лекции и практикум по психологии - Конференции и доклады по психологии

(Д. Б. Богоявленская)
Актуальность выявления и сопровождения одаренных детей стремительно нарастала последние четверть века. Постановка этих задач на правительственном уровне требует такого раскрытия природы творчества и одаренности, которое может указать путь их формирования.
В свете разработанных федеральных государственных образовательных стандартов проблема выявления одаренных детей должна быть переформулирована как проблема создания условий для их интеллектуального и личностного роста. Однако разработка методов сопровождения детей с целью развития их одаренности требует ответа на вопрос что мы развиваем? Поэтому с новой силой ставится вопрос об определении понятий «творчество» и «одаренность». К тому же это не только теоретический вопрос. Без ответа на него любая стратегия развития по определению будет приводить к искаженному результату.

 
Методы изучения и коррекции ценностно-смыслового измерения жизненных перспектив личности
Психодиагностика психолога в школе - Диагностика эмоциональной и личностной сферы

1.1. Методики диагностики ценностно-смыслового измерения жизненных перспектив личности

Методика «Уровень соотношения «ценности» и «доступности» в различных жизненных сферах» Е.Б. Фанталовой

Описание методики

В основу замысла настоящей методики легло гипотетическое предположение автора о том, что одной из существенных детерминант мотивационно-личностной сферы является подвижное, постепенно меняющееся в процессе деятельности в зависимости от жизненных обстоятельств соотношение между двумя плоскостями «сознания». А именно: между плоскостью, вмещающей в себя осознание ведущих жизненных ценностей, личностных замыслов, дальних жизненных целей, и плоскостью всего, что является непосредственно доступным, связанным с осуществлением конкретных, легкодостижимых целей, находящихся в обозримом психологическом поле, в зоне легкой досягаемости. Далее легко заметить, что применительно к конкретной жизненной сфере или локальной проблеме соотношение этих двух плоскостей по своему характеру аналогично соотношению таких психологических параметров, как «Ценность» (Ц) и «Доступность» (Д), которые являются ключевыми в предлагаемой методике.

 
Методы изучения и коррекции когнитивного измерения жизненных перспектив личности
Психодиагностика психолога в школе - Диагностика эмоциональной и личностной сферы

2.1. Методики диагностики когнитивного измерения жизненных перспектив личности

Метод мотивационной индукции Ж. Нюттена Особенности метода


Жозеф Нюттен (1909-1988) предложил метод мотивационной индукции (ММИ) для измерения временной перспективы человека (психологического будущего). В основу данного метода положен прожектив- ный прием завершения неоконченных предложений, начатых в первом лице единственного числа. В отличие от других методов, направленных на изучение мотивации, MMИ обеспечивает оптимальные условия, при которых человек спонтанно «выдает» большое число личностных мотивов (мотивационных объектов) [15, 24].
Измерение временной перспективы ММИ предполагает две точки отсчета: временной период, в котором испытуемый находится в настоящий момент (время испытуемого), и временной период, в котором должны быть локализованы мотивационные объекты (время объектов). Термин «объект» используется в широком смысле, к объектам в ММИ относятся события, люди, животные, взаимоотношения и др. Расстояние во времени до объектов, локализованных в определенном периоде жизни, зависит от возраста испытуемого.

 
Методика диагностики социально-психологической адаптации К.Роджерса и Р.Даймона
Психодиагностика психолога в школе - Диагностика эмоциональной и личностной сферы

Обзор

Опросник личностный. Предназначен для изучения особенностей социально-психологической адаптации и связанных с этим черт личности.
Стимульный материал представлен 101 утверждением, которые сформулированы в третьем лице единственного числа, без использования каких-либо местоимений. По всей вероятности, такая форма была использована авторами для того, чтобы избежать влияния «прямого отождествления». То есть ситуации, когда испытуемые сознательно, напрямую соотносят утверждения со своими особенностями. Данный методический прием является одной из форм «нейтрализации» установки тестируемых на социально-желательные ответы.
В методике предусмотрена достаточно дифференцированная, 7-бальная шкала ответов. Остается открытым вопрос, насколько оправдано применение подобной шкалы, так как в обыденном сознании испытуемому достаточно трудно выбрать между таким вариантами ответов, как например, 2» - сомневаюсь, что это можно отнести ко мне; и «3» - не решаюсь отнести это к себе.

 
<< Первая < Предыдущая 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Следующая > Последняя >>

Страница 3 из 577

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.