На главную Лекции и практикум по психологии Специальная психология Психологические аспекты изучения детей с особенностями психофизического развития на разных возрастных этапах
Психологические аспекты изучения детей с особенностями психофизического развития на разных возрастных этапах
Лекции и практикум по психологии - Специальная психология
Индекс материала
Психологические аспекты изучения детей с особенностями психофизического развития на разных возрастных этапах
Психологическое изучение детей дошкольного возраста с особенностями психофизического развития
Содержательные аспекты изучения детей школьного возраста с особенностями психофизического развития
Все страницы

1. Особенности психологического изучения детей раннего возраста

В современных условиях важным является раннее выявление нарушений развития в возрасте до 1 года. Обычно психодиагностическое изучение детей начинают после 1,5-2 месяцев. Объектами такого изучения становятся дети с признаками раннего органического поражения мозга или находящиеся в условиях социальной или эмоциональной депривации. Существует несколько методик изучения психофизического развития детей первого года жизни. Широкую популярность у нас в стране получили работы Г.В. Пантюхиной, КН. Печоры, Э.Л. Фрухт, О.В. Баженовой, Л.Т. Журбы, Е.М. Мастюковой.


Для успешного решения диагностических задач исследования детей раннего возраста требуется определенная тактика проведения обследования. Следует отметить, что психологическое обследование детей данного возраста достаточно сложно для психолога, даже с достаточным опытом работы с детьми. Результаты обследования будут иметь ценность только в тех случаях, когда с ребенком был установлен доброжелательный контакт и он был достаточно заинтересован в выполнении заданий. Таким образом, тактика проведения обследования во многом определяется возрастом и состоянием ребенка, которое оказывает заметное влияние на его продуктивность при обследовании.

Основной целью психолого-педагогического изучения ребенка раннего возраста является получение данных, характеризующих (Психолого-педагогическая диагностика / И.Ю. Левченко и др.; под ред. И.Ю. Левченко, С.Д. Забрам-ной. -М: Академия, 2003. - 320 с., стр. 138):
• познавательные процессы;
• эмоционально-волевую сферу;
• предречевое и речевое развитие;
• двигательное развитие.
При отборе методик для психо лого-педагогического обследования детей раннего возраста необходимо учитывать особенности возрастного периода, специфические особенности поведения и операциональных характеристик деятельности ребенка, а также недостаточную сформированность многих функциональных систем, что вызывает затруднения при вынесении определенных заключений по результатам обследования (табл. 9).

Таблица 9 - Особенности возрастного периода (ранний возраст)

Параметр

Содержание

Ведущая    деятельность

Предметно-манипулятивная деятельность.
Около 1 года действие с предметами имеет манипулятивный характер. К концу второго года жизни ребенка действия и способы обращения с предметами начинают подчиняться функциональному назначению предметов и дети начинают выполнять действия, которые они наблюдают у взрослых: укачивает куклу, катит машинку, чистит, моет и др. На третьем году жизни дети от полного выполнения действий начинают переходить к его символическому изображению. Дети используют предметы в игре не только по их прямому назначению, но и подчиняют функциональное употребление предмета своим идеям, замыслу игры

Восприятие

Сензитивный период развития восприятия, от которого зависит совершенствование всех других познавательных способностей. На третьем году жизни ребенок может дифференцировать величину предмета, основные цвета и геометрические фигуры (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник)

Мышление

Для раннего возраста характерно решение задач с помощью внешних ориентировочных действий. Действия с образами предметов (наглядно-образное мышление) только начинают складываться для ограниченного круга задач

Речевое развитие

В возрасте одного года ребенок произносит отдельные слова. Примерно до 1 г. 6мес- 1 г. 8 мес. у ребенка в основном развивается понимание речи при незначительном приросте активного словаря, при этом активно используется мимика и жесты. До 1 г. 6 мес. ребенок усваивает от 30-40 до 100 слов, но употребляет их редко. После этого происходит резкий скачок в развитии речи. К 2 годам в норме ребенок говорит двух - трех - словными предложениями

Основные параметры оценки познавательной деятельности детей раннего возраста:


1. Принятие задания, то есть согласие ребенка выполнять предложенное задание независимо от качества самого выполнения.
2. Способы выполнения задания: самостоятельное выполнение задания; выполнение задания при помощи взрослого, то есть возможно диагностическое обучение; самостоятельное выполнение задания после обучения.
3. Обучаемость свидетельствует о потенциальных возможностях развития ребенка. Обучение осуществляется только в пределах тех заданий, которые рекомендуются для детей данного возраста. Отсутствие обучаемости, в некоторых случаях, может быть связано с грубым снижением интеллекта или с нарушениями эмоционально-волевой сферы.


В процессе обследования возможны следующие виды помощи:
- выполнение действия по подражанию;
- выполнение заданий по подражанию с использованием указательных жестов;
- выполнение заданий по подражанию с речевой инструкцией.


4. Отношение к результату своей деятельности ребенком. Для нормально развивающихся детей характерна заинтересованность своей деятельностью и конечным результатом. Для детей с нарушениями интеллекта характерно безразличное отношение к тому, что делает сам ребенок и к полученному результату.
Наблюдая за деятельностью ребенка в эксперименте, обращают внимание на следующие показатели (Психолого-педагогическая диагностика / И.Ю. Левченко и др.; под ред. И.Ю. Левченко, С.Д. Забрамной. -М: Академия, 2003. - 320 с, стр. 141):
- общий фон настроения (адекватный, депрессивный, тревожный, эйфоричный и т.д.), активность, наличие познавательных интересов, проявления возбудимости;
- контактность (желание сотрудничать со взрослым). Поверхностность, легкость и связанная с этим неполноценность контакта чаще всего могут быть связаны с интеллектуальным дефектом, характерным для детей с умственной отсталостью. Затруднения в установлении контакта испытывают дети с симптомами повышенного уровня тревожности, тормозимо-сти, сложностями адаптации к новой обстановке и незнакомым людям, реакциями страха и другими невротическими реакциями. Уход от контакта чаще всего наблюдается в поведении аутичных детей и связывается с отсутствием у них потребности в общении, отгороженностью, преимущественной направленностью на предметный мир;
- эмоциональное реагирование на поощрение и одобрение. Поощрение и одобрение вызывают радостную, окрашенную положительными эмоциями реакцию детей уже с самого раннего возраста (1-1,5 года). У невротизированных детей при поощрении наряду с проявлениями радости отмечается резкое повышение результативности выполнения заданий, что происходит благодаря уменьшению эмоционального напряжения. Равнодушное отношение отмечается у детей, которые не заинтересованы в оценке взрослого или не понимают смысла и значения одобрения (например, при выраженных интеллектуальных нарушениях);
- эмоциональное реагирование на замечания и требования. При этом фиксируются: реакция ребенка на замечания, исправление им своего поведения в соответствии с замечанием, необходимость более строгих мер для коррекции поведения;
- реагирование на трудности и неуспех деятельности. К концу раннего возраста (с 2,5-3 лет) дети способны самостоятельно обнаружить ошибочность собственных действий, при этом определенные аспекты наглядно-действенной ситуации фиксируются в элементарных речевых высказываниях типа: «так, не так», «а как же?», «правильно», «неправильно», «ой» и пр. Обнаружив ошибку, дети сосредоточиваются на выполнении заданий и, исправляя ошибки, стараются достичь желаемого результата, обращаясь по мере необходимости за помощью к взрослому.

1 вариант. Ребенку предоставляется свобода в пространстве игровой комнаты. На открытом пространстве находится ограниченное количество
игровых предметов, чтобы не перевозбуждать ребенка. Такой тип начала обследования возможен со следующими категориями детей:
♦ активные дети с выраженной ориентировочной реакцией без признаков «полевого» поведения;
♦ активные дети, утомленные предшествующем обследованию пассивным ожиданием;
♦ тревожные дети, которые, однако, на определенном этапе могут начать самостоятельную игру, находясь возле родителей.


2 вариант. Работа психолога с ребенком начинается без промедлений.
Такое начало является адекватным при проведении обследования:
о расторможенных, гипердинамичных детей;
о вялых детей со сниженной ориентировочной реакцией, низким уровнем психического тонуса;
о детей, утомленных долгим ожиданием, проходящих обследование в период привычного для них дневного сна.

 



 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.